В Азербайджане на днях был арестован заслуженный журналист республики Рауф Миркадыров. Ему вменяют шпионаж в пользу Армении. По информации следователей, несколько лет назад Миркадыров передал спецслужбам соседнего государства некие схемы военных объектов. Сам журналист все обвинения в свой адрес отвергает и отказывается давать показания. Между тем его адвокат считает, что в ближайшее время по этому делу стоит ожидать новых арестов.
Звание заслуженного журналиста Миркадыров получил в 2005 году в соответствии с указом президента Ильхама Алиева. К тому моменту сотрудник русскоязычной газеты «Зеркало» уже имел солидный опыт не только в журналистке, но и в политике. Он участвовал в создании оппозиционного Народного фронта (национал-демократической партии), входил в число основателей оппозиционной партии Национальной независимости Азербайджана (ПННА), где до сих пор числится в политсовете, и даже выставлял свою кандидатуру на парламентских выборах 2005 года.
В 2011 году Миркадыров перебрался с семьей в Турцию, где возглавил корпункт «Зеркала». Директор информационного агентства Turan Мехман Алиев утверждает, что журналиста вынудили уехать из страны из-за его критических публикаций в адрес власти. «В последнее время он критиковал как власти Азербайджана, так и правительство Эрдогана (премьер-министра Турции) из-за нарушения прав человека и демократических свобод», — заявил Алиев в интервью «Кавказскому узлу». В то же время, азербайджанский журналист и правозащитник Эйнулла Фатуллаев еще недавно называл Миркадырова «обласканным дарящей дланью власти» и утверждал, что за всю его «славную деятельность, он не разу не подвергался преследованиям» (в отличие от самого Фатуллаева).
На этом фоне тем более неожиданными оказались депортация Миркадырова из Анкары и его последующий арест на родине. По информации адвоката журналиста Фуада Агаева, его подзащитного 9 апреля вызвали в комитет по информации и печати Турции и без объяснения причин сообщили о лишении аккредитации. По закону, журналист должен был покинуть страну, и 18 апреля он вместе с ребенком и супругой попытался выехать на автобусе в Грузию. Под Анкарой их высадили и отправили Миркадырова в Баку самолетом (супруга и ребенок, как отметил адвокат, выехали в «третью страну»). По приземлении в столице журналиста задержали сотрудники спецслужб и отправили в СИЗО министерства национальной безопасности (МНБ). 21 апреля суд в Баку арестовал Миркадырова по обвинению в государственной измене на три месяца.
21 апреля Генпрокуратура распространила заявление, в котором говорилось, что арестованный с апреля 2008 года неоднократно встречался с представителями армянских спецслужб на территории Армении, Грузии и Турции, и передавал им сведения об общественно-политической жизни Азербайджана, его армии, некие фотографии и схемы «для проведения враждебной деятельности», а также информацию, которая являлась гостайной. Позднее адвокат журналиста пояснил, что данные якобы были переданы во время трех мероприятий в Армении в 2008-2009 годах.
«Речь идет о международных конференциях, в которых участвовал Миркадыров. По версии следствия, он передавал эти секреты через Лауру Багдасарян», — добавил адвокат. Багдасарян — политолог, журналист, директор армянского исследовательского центра «Регион», с которым сотрудничает азербайджанский Институт мира и демократии (ИМД). В комментарии армянским СМИ Багдасарян назвала преследование Миркадырова попыткой Баку поставить крест на проекте «народной дипломатии», в котором тот участвовал (это альтернативные официальным мирные переговоры между гражданскими активистами Армении и Азербайджана, на которых обсуждается, в частности, карабахский вопрос). «Мы сотрудничаем на постоянной основе с бакинским Институтом мира и демократии с 2005 года. Думаю, что все в Армении и Азербайджане прекрасно знают, чем мы занимаемся все эти годы, поскольку вся наша деятельность всегда была на виду», — сообщила Багдасарян Арм-Инфо.
Директор Института мира и демократии Азербайджана Лейла Юнус подтвердила, что Миркадыров ездил в Армению по заданию этой организации. «Не приемлю и не признаю выдвинутые против него обвинения, и если у властей есть претензии к Рауфу, тогда пусть и меня арестуют в таком случае. Считаю, что запрещать людям общаться между собой — самый настоящий нацизм», — подчеркнула она.
Пока прокуратура не представила доказательств вины журналиста, ее версия о госизмене не выдерживает никакой критики. Возникают вполне обоснованные вопросы о том, почему спецслужбы ждали шесть лет, прежде чем предъявить Миркадырову обвинения, и какой секретной информацией он вообще мог обладать. Коллеги журналиста предполагают, что тот мог пострадать из-за своей профессиональной деятельности. Хотя, безусловно, его недавние статьи об ограничении свобод в Турции и закрытии в этой стране «Твиттера» не могли привести к столь серьезным последствиям.
Ранее значительная часть публикаций и комментариев Миркадырова в СМИ была посвящена карабахскому вопросу, из-за которого Армения и Азербайджан до сих пор фактически находятся в состоянии войны. Этой темой Миркадыров начал заниматься еще в 90-х годах. Он не раз посещал зону боевых действий в НКР в качестве журналиста, и, по собственному признанию, несколько раз лично брал в руки оружие. Но и в этих своих статьях он не отступал от официальной позиции Баку — настаивал на сохранении территориальной целостности Азербайджана, неоднократно указывал на непоследовательность армянской политики и ее зависимость от Кремля.
Что именно не устроило турецкое и азербайджанское руководство, остается загадкой. Однако сам Миркадыров также уверен, что стал жертвой «политического торга между руководством двух стран». Он указал на то, что его преследование началось спустя три дня после визита в Азербайджан премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В связи с этим, журналист предположил, что стороны обменялись списками неугодных лиц, которые подлежат политическому преследованию.
Примечательно, что во время визита в Баку Эрдоган, по сведениям агентства АПА, выразил беспокойство в связи активизацией нурсистов в Азербайджане. Он даже якобы передал Ильхаму Алиеву список сторонников этого движения в республике, в том числе и во властных структурах, призвав бороться с потенциальной опасностью (с нурсистами связывают влиятельного турецкого проповедника Фетуллу Гюлена, который противостоит Эрдогану). Впрочем, о связи Миркадырова с нурсистами до сих пор ничего известно не было, хотя он посвятил одну из своих публикаций этой теме. А знакомый Миркадырова, редактор ресурса «Мейдан ТВ» Мовсун Гаджиев и вовсе заявил, что Рауф — «абсолютно светский человек, и подозревать его в связях с соратниками Гюлена — это пошло».
Наконец, еще одна версия неожиданного ареста журналиста — провокация Кремля. По мнению политолога, главы центра исследований «Восток-Запад» Арастуна Оруджлу, к делу Миркадырова приложили руку пророссийские силы в азербайджанской власти и турецком правительстве, проводящем в последнее время политику по сближению с Кремлем. В интервью «Кавказскому узлу» политолог отметил, что Миркадыров не раз критиковал президента РФ Владимира Путина, его политику на постсоветском пространстве, в частности, в отношении Украины и Крыма, а также указывал на препятствия со стороны России в урегулировании карабахского конфликта.
«Депортация из Турции журналиста, последовательно критикующего российский режим, и его арест в Баку может быть месседжем азербайджанскому обществу о том, что руки Кремля длинны и Россия может даже в Турции достать неугодных ей журналистов», — отметил Оруджлу.
Так или иначе, по выдвинутым обвинениям Миркадырову грозит от десяти лет тюрьмы до пожизненного заключения. Вряд ли это могло быть связано только лишь с недовольством властей двух государств. Ведь еще в феврале без особого шума из Турции был выслан другой азербайджанский журналист, 27-летний Махир Зейналов, раскритиковавший Эрдогана. С большей долей вероятности можно предположить, что Миркадыров повторит судьбу главного редактора газеты «Толыши Садо» Гилала Мамедова, активного участника Талышского национального движения, которого в прошлом году посадили на пять лет по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Ирана.