Минфин внес в Госдуму поправки в бюджет на этот год. Рутинная, на первый взгляд, процедура на этот раз может обернуться серьезной дискуссией. Изменения касаются помощи регионам в обслуживании их долгов перед банками и федеральным правительством. Ситуация по долгам, обострившаяся в конце прошлого года, продолжает ухудшаться. Из федеральной казны субъектам Федерации обещают выделить дополнительные 100 миллиардов рублей. Однако, как полагают эксперты, эта мера позволит лишь отложить время дефолтов отдельных регионов. Власти субъектов недоумевают, почему федеральный центр гораздо проще списывает долги другим странам, чем собственным территориям.
Кредитная история
По данным Минфина, на 1 января 2013 года общий госдолг всех субъектов РФ составлял 1 триллион 338 миллиардов рублей. За прошедший год он увеличился до 1 триллиона 719 миллиардов (на 01.01.2014). То есть за один год долги регионов выросли почти на 29 процентов. Более того, эксперты утверждают, что в текущем году региональный долг увеличится еще примерно на 20-25 процентов.
Субъект РФ имеет право занимать деньги. Это могут быть кредиты федерального бюджета, банковские кредиты или кредиты международных финансовых организаций. Существует также практика гарантирования регионами займов, которые берут расположенные на их территории коммерческие организации. Кроме того, региональные власти имеют возможность выпускать облигации как внутреннего, так и внешнего займов. Правда, иностранных долгов у российских регионов практически нет. Только Москва в настоящее время должна загранице примерно 20 миллиардов рублей. Что, впрочем, не так много, учитывая, что доходы Москвы достигли в прошлом году почти полутора триллионов рублей.
Большинство российских банков дает регионам кредиты под высокие проценты и на короткие сроки. Федеральные займы имеют более низкие ставки и более длинные (до 20 лет) сроки погашения. Понятно, что последние привлекательнее. Но федеральному правительству это невыгодно из-за собственных проблем с исполнением бюджета.
Что касается государственных ценных бумаг субъекта РФ, то, как сообщил «Ленте.ру» аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай, их рынок с 1 января до 1 апреля 2014 года сократился с 500 миллиардов рублей до 477 миллиардов. Это притом что за 2013 год он вырос на 14 процентов. Аналитик связывает такое снижение с тем, что после кризиса 2008 года Министерство финансов страны ужесточило контроль за этим видом заимствований. Вместе с тем государство хочет увеличить долю займов через региональные ценные бумаги, считая такой механизм наиболее рыночным.
Более того, если к началу 2012 года долг регионов составлял всего 7 процентов от доходов их бюджетов без учета безвозмездных поступлений, то к 2014-му, по оценке агентства Fitch, он вырос до 20 процентов. Среди региональных долгов, как и в прежние годы, выделяются бюджетные кредиты. Их доля, по данным Минфина, составляет примерно треть всех долгов почти любого региона. При этом большинство экспертов уверены, что только доступность дешевых бюджетных субсидий из федерального центра позволяет пока удерживать сложную ситуацию в деле финансирования регионов в более или менее нормальных рамках.
Прощение не для всех
Создает проблему факт, что само государство вынуждает регионы залезать в долги. И причина этого, в том числе, в инициативах федерального центра. Речь идет прежде всего о росте социальных обязательств государства. Чего стоит хотя бы распоряжение Владимира Путина уже в этом году расселить ветхое жилье. По подсчетам специалистов, на это необходимо выделить из региональных бюджетов в 2,5 раза больше средств, чем выделялось раньше. В правительстве, что примечательно, уже поняли: выполнить в сроки данное указание будет невозможно. И перенесли исполнение программы на 2016 год.
Вопрос могло бы решить «прощение» долгов, взятых регионами у федерального бюджета. Ведь, в конце концов, списывает же Россия периодически задолженность разным странам — начиная от Ливии и Сирии и заканчивая Северной Кореей. Если правительство решит признать долги по бюджетным кредитам безнадежными, оно может их списать. Попытки решить проблему таким образом в России уже есть. Например, руководство Смоленской области обратилось с подобной просьбой к фракции «Единая Россия» в областной Думе. Как сообщил вице-губернатор Игорь Скобелев, долг области превышает 21 миллиард рублей, или 60 процентов доходов региона за год. На его обслуживание в 2014-м обещали выделить 850 миллионов рублей.
Но даже если гипотетически долги и спишут, это не значит, что через несколько лет ситуация снова не повторится. В любом случае эксперты крайне скептически оценивают подобную возможность. Они полагают, что максимум, на что может пойти правительство в таком вопросе, — это реструктуризация долга.