Грузия готовится к заключению соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в том числе глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле с ЕС. Подписать его планируется в Брюсселе 27 июня. В Тбилиси этот день уже называют «историческим». Документ воспринимают как начало нового пути, «возвращения страны в европейскую семью». При этом подчеркивается, что политика по европеизации страны исключительно позитивна — и не только для Грузии, но и для ее соседей, в том числе России.
Согласно результатам недавнего социологического исследования, проведенного в Грузии по заказу Национального демократического института США (NDI), большинство населения страны полностью поддерживает идеи интеграции Грузии в Евросоюз и НАТО. Утверждение, что страна получит от этого курса больше пользы, чем от отказа от него и налаживания отношений с Россией, разделяют 58 процентов респондентов. Противоположного мнения придерживаются 20 процентов опрошенных.
О том, что европейский выбор грузинского народа не направлен против чьих-то интересов, недавно в очередной раз заявил президент Грузии Георгий Маргвелашвили, выступая на совместной пресс-конференции после встречи с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, посетившим Тбилиси 12-13 июня. Он также заметил, что Грузия старается перевести отношения с Россией в рациональный контекст и избегать напряженности. «В этом контексте Грузия не предпринимает шагов, которые могут быть восприняты как антироссийские», — добавил Маргвелашвили.
13 июня президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (в Тбилиси его наградили «Орденом Золотого руна) и премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили открыли в Тбилиси Международную инвестиционную конференцию, которая, как ожидается, послужит привлечению международных инвестиций в экономику Грузии. Грузинский премьер Ираклий Гарибашвили, выступая на открытии форума, заявил, что предстоящее соглашение о свободной торговле «предоставляет для грузинского бизнеса фактически неисчерпаемые возможности на самом большом в мире, стабильном и отличающемся высокой покупательской способностью рынке».
Вместе с тем, глава грузинского правительства подчеркнул, что «процесс по ассоциации будет довольно сложным и потребует 24-часовой работы». «Наряду с новыми возможностями, он содержит в себе и новые вызовы. Я имею в виду те широкомасштабные реформы, которые Грузия должна осуществить на пути политической и экономической интеграции с Евросоюзом», — сказал Гарибашвили.
Ожидается, что экономическая часть соглашения об ассоциации Грузии с ЕС вступит в силу осенью после ратификации парламентом Грузии. Глава комитета отраслевой экономики и экономической политики парламента Грузии Зураб Ткемаладзе рассказал «Ленте.ру», что после оформления договора грузинская экономика должна будет справиться с целым рядом серьезных задач, например по модернизации местных предприятий в соответствии с международными стандартами, доведению продукции до европейских стандартов. «Есть целый ряд обязательств, которые мы должны будем осуществить в этом направлении. Конечно, понадобятся довольно серьезные инвестиции и определенный переходный период, в течение которого Грузия смогла бы достичь нужных результатов», — отметил он.
Ткемаладзе подчеркнул, что политика Грузии по налаживанию и развитию торгово-экономических связей с Россией не изменится. «Грузинская продукция должна сохранить свои рынки сбыта, в том числе и российский рынок. В российском рынке заинтересован весь мир, и мы не можем потерять к нему интерес», — сказал он.
Руководитель Института исследований развития Грузии, бывший консультант главы правительства по внешнеэкономическим вопросам Гия Хухашвили считает, что в долгосрочном плане «соглашение, которое интегрирует страну в цивилизованный рынок, где правила игры основаны на конкурентоспособной среде, высоких стандартах, не только приемлемо, но необходимо». Однако эксперт видит и определенные риски. По его определению, экономическая часть соглашения дает Грузии шанс, который надо использовать.
«Для того чтобы вступить в это объединение с высокими стандартами и цивилизованными правилами игры, в первую очередь, надо быть готовыми самим. Это так же, как для того, чтобы жениться на красивой девушке, надо и себя самого привести в порядок. Иначе могут начаться проблемы. Все зависит от того, как мы воспользуемся предоставленной возможностью, потому что в ЕС есть удачные примеры, а есть и весьма неудачные. Все зависит от нас. От того, как мы пройдем переходный период, который нам определен данным соглашением. Мы должны выстроить экономику, соответствующую Евросоюзу. Если мы не сможем этого сделать за этот период, то тогда мы станем придатком, страной-потребителем, рынком, может быть, и не очень интересным для Евросоюза, с довольно-таки плачевным состоянием внутренней социально-экономической сферы. Если мы сможем выстроить реальный сектор экономики, ну скажем, за 3—5 лет, то тогда мы можем использовать те дивиденды, которые сулит нам данное соглашение», — заявил эксперт «Ленте.ру».
По мнению Хухашвили, в первую очередь, европейский рынок сбыта откроется для конкурентоспособной грузинской продукции. Таковой, как отмечает эксперт, немного: традиционно это вино и минеральные воды. Что касается тех сегментов экономики, которые развиты мало, то они, по его словам, могут и не развиться. «На грузинский рынок пойдет европейская продукция высоких стандартов, если мы не будем к этому готовы, мы никогда не сможем выстроить эти сферы экономики. Это риск», — поясняет он.
«К сожалению, баланс позитива и негатива пока не радует. Сегодня сальдо импорт-экспорта в Грузии где-то 80 на 20 процентов. Для того чтобы почувствовать, что в стране есть экономика, этот баланс нужно изменить. После подписания данного соглашения этот баланс может измениться в лучшую сторону, если мы будем быстро развиваться. Надо очень быстро ставить на ноги реальный сектор, надо инвестировать и создавать конкурентоспособную на европейском рынке экономику. Если мы этого не сделаем, положение еще больше ухудшится». — предупреждает эксперт.
Комментируя недавнее предупреждение официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича о пересмотре двусторонних отношений и финансово-экономической сфере в случае подписания соглашения Грузия — ЕС, Хухашвили отметил, что на сегодняшний день Грузия не так зависима от российского рынка, как прежде, и он не видит здесь особых угроз. «Даже если мы потеряем российский рынок для определенной грузинской продукции, это, в отличие от Украины, не сможет разрушить грузинскую экономику, — считает эксперт. — Мы независимы от России в сфере энергетики, в основном питаемся азербайджанским газом. Степень интеграции Грузии и России настолько низка, что проблемы в связи с подписанием не могут системно повлиять на грузинскую экономику, могут быть только точечные проблемы».
Внешнеторговый оборот Грузии со странами Евросоюза за 2013 год составил 2 миллиарда 879 миллионов долларов. При этом экспорт составил 608 миллионов долларов, а импорт – 2 миллиарда 271 миллион долларов. На долю стран Евросоюза в 2013 году пришлось 27 процентов от всего внешнеторгового оборота Грузии, и 33 процента отрицательного торгового баланса Грузии. Всего внешнеторговый оборот Грузии за январь-декабрь 2013 года составил 10784 млн долларов (без учета неорганизованной торговли).
Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, выступая на Международной инветиционной конференции в Тбилиси, заявил, что после подписания соглашения экспорт из Грузии в страны Евросоюза увеличится на 12 процентов. В свою очередь, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили отметил, что после подписания соглашения об ассоциации с ЕС ВВП Грузии увеличится 4,3 процента.
Вместе с тем Хухашвили не уверен, последует ли негативная реакция со стороны России. «Может, да, а может, и нет. Поясню, что я имею в виду. Подписание соглашения дает грузинской продукции некоторые преференции на европейские рынки, которые закрыты для России. Россия, в случае правильной инвестиции в грузинскую экономику, может воспользоваться Грузией как определенным окном для попадания на европейские рынки», — заключает эксперт.
Говоря о политической составляющей будущего соглашения, в Тбилиси подчеркивают, что европейская идея является национальной идеей Грузии. «Грузия всегда была составляющей частью европейской цивилизации, ее географического, культурного и исторического пространства, и это, в первую очередь, определяли общие ценности» — заявляет премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, отмечая, что «мы являемся, были и будем европейцами».
Для Грузии, как сказал «Ленте.ру» председатель комитета по внешним связям парламента республики Тедо Джапаридзе, подписание договора с ЕС 27 июня является очень значимым событием, однако предстоит еще долгий путь сближения с Европейским союзом. До того момента, когда Грузия сможет вступить в Евросоюз, что и является целью пути, ей придется реализовать много важнейших реформ. Ценность нынешнего соглашения, как считает парламентарий, заключается и в том, что оно является «попыткой сделать Грузию современным, европейским, демократическим государством прежде всего для граждан Грузии, а не для Европейского союза или внешнего мира».
Подобная модель развития Грузии, как считает Джапаридзе, соответствует и интересам России. «Я думаю, что чем больше будет государств с европейскими ценностями, стандартами, институтами вокруг России, тем более безопасным местом будет сама Россия, — полагает он. — Государства, которые будут воплощать все эти европейские критерии в жизнь (Грузия, Молдавия и Украина), создадут стабильность не только для себя. Наличие пояса безопасности, демократического развития — это гарантия безопасности самой России».
Противоположного мнения придерживается лидер коалиции «Евразийский выбор — Грузия» Арчил Чкоидзе. Коалиция была создана в июне прошлого года и объединяет несколько общественных организаций. Критическая позиция, которую данная организация высказывает в отношении соглашения об ассоциации Грузии с ЕС, не пользуется популярностью в стране. Хотя Чкоидзе утверждает обратное.
«Большая часть населения Грузии уже не верит в сказки ни Михаила Саакашвили, ни нынешних властей — коалиции «Грузинская мечта» — о пользе евроинтеграции. Это путь, ведущий страну к катастрофе», — заявил Чкоидзе «Ленте.ру». «Соглашение не поможет ни восстановить нашу территориальную целостность, ни обеспечить нашу безопасность», — уверен он.
«Это соглашение ничего хорошего не принесет Грузии, напротив, нанесет ей ущерб, так как мы получим лишь обязательства перед Европой, а наша экономика не сможет развиваться. Аналогичный документ Турция подписала, если не ошибаюсь, в 60-е годы, и до сих пор она не член Евросоюза», — говорит лидер «Евразийского выбора». По его мнению, реализация соглашения нарушит традиционные грузинские ценности, «навяжет неприемлемый образ жизни». «Я имею в виду проблемы, связанные с ЛГБТ — сообществами», — поясняет он.
Чкоидзе считает, что грузинским властям следовало бы начать работу по вступлению в Евразийский экономический союз — чтобы «продавать еще больше нашей продукции в России, Белоруссии, Казахстане, там, где продается около 50 процентов нашей сельскохозяйственной продукции». Лидер «Евразийского выбора» также рассказал «Ленте.ру», что активисты организации уже собрали более пяти тысяч подписей за восстановление дипломатических отношений между Россией и Грузией (разорванных после военного конфликта 2008 года и признания Абхазии и Южной Осетии со стороны РФ). В течение месяца они рассчитывают собрать еще как минимум 35 тысяч подписей, а затем внести инициативу на рассмотрение в парламент.