Власти Львова обязали магазины маркировать товары российского производства и выставлять их отдельно от украинских. Аналогичные решения приняли и в некоторых других городах. Это было сделано на фоне масштабной кампании с призывами «не покупать российское». В горсовете Львова при этом не скрывают, что намерены добиваться полного запрета на продажу продукции из РФ.
Постановление, касающееся российских товаров, горсовет Львова принял две недели назад, на днях оно вступило в силу. Документ «О координации информационной деятельности и защите информационной безопасности на территории г. Львова в 2014-2016 годах» распространяется на «учреждения торговли, размещенные в отдельных зданиях, малых архитектурных формах, помещениях и т.п.» (в пресс-службе горсовета пояснили, что правила касаются всех торговых точек, будь то супермаркет, киоск или лоток на рынке).
Торговцам было предписано маркировать российскую продукцию пометкой «Товары из РФ», а также изображением российского флага. Размещаться они, согласно постановлению, должны на отдельных полках.
Российским при этом городские власти решили считать товар, «произведенный, расфасованный, собранный, выращенный на территории Российской Федерации, или товар, производителем которого является гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации».
Нарушители новых правил, по информации «Сегодня», могут быть привлечены к суду.
В постановлении были и другие пункты. В частности, представителям городской администрации было поручено сформировать группу по противодействию «пропаганде со стороны России» и устраивать пресс-конференции на тему единства Украины. В учебных заведениях были намечены «информационно-воспитательные часы» на тему политической ситуации в стране и «российской агрессии».
Управлению культуры было поручено «обеспечить поддержку общественных инициатив по противодействию гастрольной деятельности музыкантов, актеров и других деятелей шоу-бизнеса, которые публично поддержали агрессию против Украины». А местной газете «Ратуша» — вести рубрику под названием «Долой русских оккупантов!».
Комментируя постановление, мэр Львова Андрей Садовый утверждал, что оно направлено на поддержку местных товаров. «Зная, где чья продукция… люди будут сознательны в своем выборе. Это нормальный путь, которым шли все цивилизованные страны, которые хотели выйти из рабства, — заявил он. — Это мудрое, экономически взвешенное решение».
В горсовете, однако, уже заявили, что будут добиваться большего. «Наша окончательная цель — запрет продажи любого товара российского происхождения на территории Львова, — сообщил 22 июля депутат Любомир Мельничук. — Мы хотим вытеснить товары производства России».
Представитель горсовета с сожалением признал, что у его коллег нет достаточных полномочий для того, чтобы вносить изменения в законы Украины. Однако подчеркнул, что депутаты готовы по максимуму использовать возможности, предусмотренные законом о местном самоуправлении.
Правомерность уже принятого решения при этом вызывает у некоторых сомнения. Как полагает юрист Ирина Кальницкая, заставлять магазины наносить на российские товары определенную маркировку городской совет не вправе. Исходя из этого, по ее словам, торговцы не обязаны исполнять это решение и не могут быть привлечены к ответственности за его невыполнение.
Впрочем, речь в данном случае идет не только о возможности судебных разбирательств. Последствиями тем, кто откажется выполнять решение городской власти, грозят и участники кампании по бойкоту российских товаров. Во вторник, 22 июля, они уже провели показательную акцию в супермаркете «Арсен», выпустив там несколько десятков мышей. Поводом для акции, по данным Gazeta.ua, стало то, что российские товары там не были промаркированы (хотя в администрации супермаркета впоследствии заявили, что «маркирование товаров из России проводится и в течение недели будет завершено»).
Сторонники бойкота пригрозили, что в случае, если ситуация не изменится, они запустят в магазин крыс. «Нашей целью является не только заставить маркировать российские товары, но и склонить жителей Львова к полному отказу от товаров страны-агрессора», — заявил при этом координатор акции Олег Радик.
Правила по обязательной маркировке иностранной (не только российской) продукции планировалось ввести по всей Украине. Соответствующий законопроект еще в мае был зарегистрирован в Верховной Раде. Его авторы — депутаты от националистической «Свободы» — предлагали внести изменения в закон о защите прав потребителей, которые обязали бы продавцов обозначать товары флагами стран-производителей. Однако документ так и не был принят.
Кампания по бойкоту российских товаров началась на Украине еще год назад. Поводом тогда стали запрет на ввоз продукции кондитерских изделий «Рошен» в Россию и сложности с прохождением украинских грузов через российскую таможню (эти процессы происходили на фоне информационной кампании в российских СМИ против готовившегося соглашения Украины с Евросоюзом). На улицах украинских городов тогда появились плакаты со скалящимися матрешками и призывами не покупать российское. Прошла серия флэшмобов (у посольства России, в частности, сожгли плитку «Русского шоколада»).
«Бойкот российских товаров, в первую очередь, в пищевой промышленности, автомобилестроении, — агитировал в августе прошлого года депутат от националистической «Свободы» Юрий Михальчишин. — Украинцы просто должны не покупать эти товары. Также должен быть бойкот российской культуры, то есть не посещать, как минимум, фильмы на русском без украинского дубляжа, ведь российские фильмы — это пополнение российского бюджета».
Кампания активизировалась в марте, после присоединения Крыма к России, которое в Киеве сочли «аннексией», и волнений на востоке Украины, вылившихся в военные действия (за что Киев также возложил вину на Россию). По Украине прошла серия флэшмобов «Российское убивает», участники которых ложились на пол в супермаркетах и кафе, выступая таким образом против покупки товаров из РФ, которую они приравнивали к поддержке «российской агрессии». В ряде городов состоялись акции против российских банков (в конце июня, в частности, группа людей разгромила окна и двери отделения «Сбербанка» в Киеве, во Львове витрины «Сбербанка» облили краской).
Целью кампании стали и АЗС. Так, в Николаеве в начале мая активисты движения «Вiдсiч» перекрыли подъезд к заправке ТНК, развернув плакаты с лозунгами типа «Заправляешься на российской заправке – заправляешь российские танки». «Как простые потребители, мы можем повлиять на рынок нефтепродуктов. Для этого… российские заправки должны стоять пустыми. Это наибольший эффект и в денежных суммах, и в политическом давлении на Путина и его ближайшее окружение», — уверял председатель комитета экономистов Украины Андрей Новак. Впрочем, директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, комментируя эту инициативу, отмечал, что доля АЗС российских брендов составляет на Украине не более 7-8 процентов рынка и «погоды не делает».
Кампанию открыто поддержали некоторые торговые сети. Так, об ограничении ассортимента российских товаров объявила сеть супермаркетов «Наш Край» (сославшись на то, что не хочет «поддерживать финансирование российской армии»). Полностью от российских товаров, по информации Ua-Retail, отказались несколько торговых сетей в Ивано-Франковске. Об отказе от российской продукции объявил и интернет-магазин Lester, специализирующийся на продаже шин. С заявлением выступила также сеть аптек DS, которая сообщила, что хотя и не прекращает продажу российских лекарств, но осознает, что «каждый купленный российский товар приносит средства стране, которая… оккупировала часть нашего государства», и «считает своим гражданским долгом» информировать покупателей о стране-производителе.
Сторонники бойкота предлагали отказываться от продукции со штрих-кодом России. Вскоре, правда, выяснилось, что для российских товаров можно получить и штрих-код Украины (в конце марта директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко сообщил, что российские производители активно обращаются за такими кодами). На этом фоне власти на местах стали вводить дополнительные требования к маркировке.
В июне распоряжение, касающееся российских товаров, издал губернатор Полтавской области Виктор Бугайчук. Документ под названием «План мероприятий по координации информационной безопасности государства на территории области с 2014-2016 годах» — аналог постановления, позднее принятого во Львове. Он также требует маркировать российские товары и размещать их на отдельных полках, предусматривает проведение в учебных заведениях занятий о «российском фашизме и шовинизме», создание в государственных и коммунальных СМИ рубрик «Долой российских оккупантов!» и прочее.
В конце июня аналогичное постановление (маркировка, занятия, рубрика против «оккупантов») принял и Ивано-Франковский областной совет. Инициатором выступил лидер местной фракции «Свободы» Василий Попович. «На каждом шагу нас окружают то «Сбербанк России», то заправки «Лукойла», российскими товарами переполнены местные учреждения торговли, — заявил он. — Мы должны открыть второй фронт и бить по агрессору экономически». Решение о маркировке российских товаров принял и горсовет Тернополя (на сайте горсовета указано, что решение носит рекомендательный характер, в то же время за соблюдением этих рекомендаций будут следить местные власти, результаты их наблюдений будут публиковаться в СМИ) . За обязательную маркировку выступил также губернатор Сумской области Владимир Шульга. «Каждый украинец должен знать, финансирует ли он российскую армию», — заявил он.
По данным социологов на начало июля, опубликованным в украинских СМИ, к бойкоту российских товаров положительно относились около половины опрошенных, примерно 40 процентов поддерживали кампанию лично. Ранее были обнародованы данные компании Gfk Ukraine о потребительской активности за апрель: из них следовало, что жители центральной части страны потратили на российские товары на 24 процента меньше, чем месяцем ранее, киевляне и жители западной Украины — на 16 процентов, жители востока — на шесть процентов.
В целом, как считает бывший депутат Верховной Рады Тарас Чорновил, бойкот имел не столько экономическое, сколько общественно-политическое значение, способствуя «мобилизация граждан». В то же время, по его словам, отказ украинцев от российских товаров соотносился с международными санкциями, которые были введены против России (как выразился бывший депутат, «если Украина будет вести себя так, будто бы ничего и не произошло, то тогда какое она имеет право требовать каких-то санкций [против России] от Европы или от США?»). С другой стороны, как отмечает гендиректор Advanter Group Андрей Длигач, международный опыт бойкотов свидетельствует, что они способствуют усилению конфронтации. А для российской стороны, по его мнению, это может быть поводом для новых ограничений в отношении товаров из Украины.
Москва на днях уже предупредила Киев о новых ограничениях — правда, по другому поводу (в связи с планируемой ратификацией соглашения об ассоциации Украины с ЕС). Помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко заявил, что ввоз продовольствия из Украины теоретически может быть остановлен, если местные предприятия не успеют перейти на новые требования, которые будут предъявляться к украинским товарам при ввозе в РФ.