Потерянные в «Лабиринте» Пострадавшим от разорившегося туроператора не стоит рассчитывать на компенсацию

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Менее чем за три недели несколько российских туроператоров объявили о приостановке деятельности из-за финансовых проблем. В начале августа вслед за «Невой», «Розой ветров» и «Экспо-тур» о неспособности исполнить обязательства перед клиентами заявила турфирма «Лабиринт». Многие ее клиенты были вынуждены прервать отдых, столкнувшись с откровенным вымогательством со стороны местных отельеров. В Российском союзе туриндустрии ситуацию уже назвали критической.

Крах «Лабиринта» застал за границей 25 тысяч клиентов. Десятки тысяч планировали отправиться в отпуск в ближайшее время. Как сообщила «Ленте.ру» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, примерно 40 тысяч человек купили туры в компании «Лабиринт», но, судя по всему, так и не воспользуются ими и едва ли получат полноценную компенсацию.

Сложнее всего пришлось тем туристам, которые, оказавшись за границей, узнали, что их отели и обратные билеты не оплачены. «Ситуация за границей складывается просто отвратительная, порой критическая, — говорит Ирина Тюрина. — К сожалению, в большинстве стран, где отдыхают клиенты «Лабиринта», отели, поняв, что не получат денег от своего партнера, начали шантажировать туристов и выгонять их на улицу. И самое обидное, что занимались этим даже те отели, где проживание туристов было оплачено полностью».

Представители РСТ 4 августа пытались урегулировать ситуацию в одном из отелей на греческом полуострове Халкидики. Владельцы гостиницы выставляли на улицу 400 российских туристов, включая 200 детей, требуя оплатить проживание. Как рассказала Ирина Тюрина, все номера были оплачены заранее, и только после того, как «Лабиринт» предоставил подтверждающие документы, директор отеля лично извинился перед туристами. «К сожалению, каждый пытается выжать из сложившейся ситуации что-то для себя. Такова культура нашего бизнеса не только в России, но и за рубежом», — говорит представитель РСТ.

Ирина Тюрина

Ирина Тюрина

Фото: Александр Натрускин / РИА Новости

По данным РСТ, чаще всего финансовые проблемы туроператора перекладывают на туристов отельеры Кипра, Греции, Турции, Испании, Египта, Чехии, Туниса. То есть практически всех популярных направлений, кроме, разве что, Болгарии, где, по словам Тюриной, к проблеме российских туристов на этот раз отнестись с пониманием. В стране находится 1,5 тысячи клиентов «Лабиринта», которым позволили продолжить отдых в соответствии с условиями тура. «Такие случаи, к сожалению, исключение из общего правила, — сетует Тюрина. — В целом же ситуация просто отвратительная. Вороны слетелись, шакалы сбежались. Хоть какой-то кусок — но надо урвать».

Уберечься от таких проблем туристам очень сложно. Разные туроператоры работают со своими иностранными контрагентами по разным схемам. Кто-то оплачивает проживание туристов заранее, кто-то раз в месяц, а кто-то и раз в квартал. Туристы этих тонкостей, как правило, не знают, и если сроки тура опережают сроки оплаты, они рискуют оказаться на улице.

Чего можно избежать, и в РСТ это особо отмечают, — это отсутствия обратного билета. Отправка туриста с билетом в один конец считается грубейшим нарушением, однако встречается повсеместно. «Если туроператор выдает вам билет в один конец и обещает выслать обратный позже, в большинстве случаев это говорит о наличии проблем с перевозчиком и от сотрудничества с такой компанией следует отказаться, — объясняет Ирина Тюрина. — В ситуации с «Лабиринтом» мы видим, что практически все туристы вылетели без обратных билетов. Оказавшись на улице, люди даже не могут вернуться домой, перенеся вылет на другую дату».

Кроме испорченного отдыха туристам следует приготовиться и к финансовым потерям. Страховых возмещений на всех не хватит. По предварительным подсчетам РСТ, если число пострадавших клиентов «Лабиринта» составит 65 тысяч и все они обратятся в страховые компании, то сумма возмещения едва ли превысит 2 тысячи рублей за тур. В РСТ «Ленте.ру» пояснили, что этот расчет сделан, исходя из суммы финансовых гарантий «Лабиринта» в 120 миллионов в страховой компании ВСК. На выплаты компенсаций от другого страховщика «Лабиринта» — компании «Восхождение» — рассчитывать не приходится — 30 июля Центробанк объявил о приостановке лицензии и ввел в компании временную администрацию.

Очередь у входа в офис турфирмы «Лабиринт» в Москве 4 августа 2014 года

Очередь у входа в офис турфирмы «Лабиринт» в Москве 4 августа 2014 года

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

В туристическом ведомстве, однако, ситуацию не драматизируют. Как рассказала «Ленте.ру» глава пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова, нашими туристами сейчас активно занимается Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», которая собрала информацию по клиентам проблемных фирм. «Уже установлено, в какой стране и в каком отеле находятся эти люди, — говорит Щеголькова. — Известны сроки их туров, и как только появляются свободные рейсы, они возвращаются на родину». По словам представителя Ростуризма, за минувшие выходные домой вернулись более пяти тысяч человек и почти три тысячи в понедельник. Щеголькова также указала не недобросовестных отельеров, которые пытаются взять с туристов повторную оплату, и заявила, что Ростуризм планирует вернуться к практике черных списков. Туда внесут гостиницы, не рекомендованные для сотрудничества.

Исполняющий обязанности руководителя Ростуризма Олег Сафонов, говоря о проблемах российских туристов, посоветовал россиянам выбирать отдых в России. «Я бы посоветовал отдыхать в России — это менее рискованное событие», — заявил Сафонов. По его словам, Ростуризм совместно с «Турпомощью» сейчас занимаются вывозом туристов «Лабиринта». «У нас с "Турпомощью" уже получилось аналогичное мероприятие, когда вывезли всех — а это было 7 тысяч пострадавших от приостановки деятельности компании "Нева"», — отметил глава Ростуризма.

В «Турпомощи», однако, говорят, что ситуация далека от нормализации. «Масштабы туристической катастрофы огромны, и мы надеемся, что эта проблема озадачит государство и оно окажет нам содействие, — передает ИТАР-ТАСС слова руководителя «Турпомощи» Вячеслава Басова. — На данный момент мы пока ни к кому напрямую не обращались, эвакуируем собственными силами».

В РСТ тем временем отмечают, что телефоны горячей линии в офисе «Турпомощи» и форма обратной связи на сайте объединения не справляются с нагрузкой из-за большого числа обращений. В связи с этим в ассоциации опасаются, что не все клиенты проблемных турфирм смогут оперативно получить содействие. Клиентам компании «Лабиринт», которые не могут вернуться на родину, рекомендуют отправлять сообщения в том числе и на адрес «Лабиринта» transport@labirint.travel. Эта информация, по словам Тюриной, тоже будет передана в «Турпомощь».

Турфирмами «Лабиринт» и «Нева» между тем заинтересовался Следственный комитет. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что СК проверит деятельность турфирм на предмет незаконных финансовых операций. «В рамках проверки следователи намерены тщательно изучить деятельность компаний "Нева" и "Лабиринт" на предмет наличия признаков преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ ("Мошенничество")», — говорится в сообщении на официальном сайте СК. Следователи также намерены проверить и другие турфирмы, в результате деятельности которых пострадали туристы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше