Мосгорсуд отказался восстановить дочь академика Василия Жукова в должности ректора Российского государственного социального университета (РГСУ). Семья Жуковых считает это еще одним подтверждением, что вуз захвачен «финансово-бюрократическим кланом». В свою очередь, нынешний и.о. ректора университета Наталья Починок объясняет изменения в структуре РГСУ управленческими решениями, которые приходится принимать, чтобы вытянуть учебное заведение из застоя.
Руководитель, а не женщина
Лидия Федякина, старшая дочь бывшего ректора РГСУ академика РАН Василия Жукова, заняла пост ректора в марте 2012 года. В апреле 2014-го ее вызвали в министерство образования, разговор длился несколько часов, а его итогом стало увольнение Федякиной. Дочери Жукова — Лидия Федякина и Галина Жукова — являлись докторами наук, но недавно обеих уличили в плагиате и дисквалифицировали, а на Василия Жукова в августе было совершено нападение, налетчики избили академика битами, Жуков с многочисленными травмами до сих пор находится в больнице. Все это семья Жуковых расценивает как преследование с целью выжить их из научной среды.
Останкинский районный суд столицы, куда обратилась Федякина за восстановлением на работе, отказал истице. Во вторник апелляцию рассмотрел Мосгорсуд. Адвокат Федякиной Михаил Минаев настаивал, что при увольнении был нарушен Трудовой кодекс: Лидия Федякина является матерью-одиночкой, одна воспитывает троих детей, при этом отец старшего ребенка лишен родительских прав. Вуз должен был все это учесть. Со своей стороны, судья заметил, что истица должна была поставить работодателя в известность об этом. «В первую очередь истица — руководитель, а уж потом — женщина и все остальное», — заявил судья. На вопрос суда, чем было все же вызвано увольнение Федякиной, представители РГСУ и Минобразования ответили, что «это право учредителя». Так или иначе, но Мосгорсуд оставил решение Останкинского суда в силе.
«Починок хотел купить должность ректора»
Жуковы считают, что закон нарушен, а на семью оказывается давление. По мнению академика, на примере РГСУ можно проследить, как работает система захвата материальной базы государственного вуза. «Сначала — массированная кампания по дискредитации действующего руководства, вплоть до клеветы. Затем идет снижение финансирования, сокращается количество мест для поступления, искусственно уменьшается численность университета, потом — проверки деятельности, причем абсолютизируются пустяки и крохотные недостатки руководства», — раскрывает механизм захвата бывший ректор РГСУ. Зачем это нужно, Жуков объясняет так: эти «нелепые с управленческой точки зрения» решения принимаются не зря, ведь чем меньше студентов, тем больше площадей, которые можно сдать в аренду.
Академик Жуков называет и фамилии обидчиков. И основными заинтересованными лицами он считает семью бывшего министра труда и социального развития Александра Починка. «Починок хотел купить должность ректора. Он предлагал мне три миллиона рублей ежемесячного оклада, а моей дочери Лидии — один миллион рублей, предлагая перевести ее на должность первого проректора. Но я должностями не торгую, — рассказал Жуков корреспонденту «Ленты.ру». —Тогда он заявил, что занесет гораздо меньшие деньги в министерство, но решит вопрос. Последний раз он пришел с этим ко мне в феврале 2014 года, но я сказал, что мы не договоримся». Жуков утверждает, что все дальнейшие последствия — снятие Федякиной с поста, угрозы, его избиение — следствие интереса Починка к вузу.
Жуков упоминает среди лиц, заинтересованных в отстранении его семьи от РГСУ, и представителей Министерства образования. Фамилии директора департамента по вопросам госслужбы, кадров и профилактики коррупции Минобразования и науки Владимира Голубовского и бывшего замминистра ведомства Марата Камболова Жуков назвал и следователям. Бывший ректор РГСУ утверждает, что аффилированные компании, близкие Министерству, например, производят ремонтные работы в помещениях университета. «Мы имеем дело с мощнейшим финансово-административным бюрократическим кланом», — утверждает Василий Жуков.
Дочь Жукова Галина в разговоре с корреспондентом «Ленты.ру» заметила, что созданная ее отцом за 20 лет материально-техническая база вуза оценивается в миллиарды рублей и такая дорогая недвижимость не может не привлекать внимания. «У РГСУ есть имущество, которое находится в оперативном управлении вуза. Если вывести его из этого управления, то оно становится ликвидным, его можно дорого продать», — поясняет юридические тонкости адвокат Минаев. При этом Василий Жуков является почетным президентом РГСУ и без его визы никаких действий с имуществом университета происходить не может, отмечает Галина Жукова. Это, по мнению семьи ректора, одна из причин нападения на него.
«Системы управления в вузе фактически не было»
Наталья Починок, вдова Александра Починка и и.о. ректора РГСУ, отвергает обвинения в адрес своей семьи и окружения вуза. «Думаю, то, что происходит, и что, к огромному сожалению, говорит уважаемый мною человек, негативно влияет на бренд университета. Бог ему судья. Мне кажется, Василий Иванович запутался уже, что и когда он говорил про Александра Починка. Выступая на Всероссийском социально-педагогическом конгрессе в начале июня, он говорил про заслуги Починка перед РГСУ и государством», — сказала Наталья Починок «Ленте.ру». Заявления Жукова, что Починок предлагал ему и Федякиной крупные суммы за освобождение должности ректора для него, а также что семья Починка выжила его из университета, Наталья Починок называет ложью: «Никаких действий с моей стороны, со стороны коллектива или людей, которые работают вокруг меня, в отношении семьи Жуковых нет».
Сейчас, рассказывает Наталья Починок, приходится выстраивать систему управления в вузе — ее фактически не было. Проверка Росфиннадзора , которая была проведена после увольнения Федякиной, выявила существенные нарушения. Например, порядка 10 миллионов рублей бюджетных субсидий было потрачено нецелевым образом. «Ситуация вокруг прежнего менеджмента РГСУ абсолютно соответствует закону, это установил и Мосгорсуд, — говорит Починок. — Никаких шагов мной или моим окружением не предпринималось и не будет предприниматься, потому что моя цель — вывести университет на новый уровень. И из университета, который назывался крупнейшим, все-таки сделать его крупнейшим и известнейшим университетом России».
Никакого намеренного сокращения студентов, по словам и.о. ректора вуза, нет. «Показатели бюджетного набора выполнены у нас в этом году на 100 процентов, а коммерческий набор в этом году снижен на 10 процентов — мы приняли решение осознанно, чтобы повысить уровень студентов по уровню ЕГЭ». Сейчас в РГСУ всего 2868 первокурсников, порядка 1500 из которых в Москве, половина бюджетников и половина контрактников, набор по заочной форме продолжается до 19 декабря. Интерес абитуриентов к РГСУ высокий. Вуз набирает студентов с учетом среднего балла по ЕГЭ лидирующих вузов: «Мы должны принимать и воспитывать лучших, тогда сможем сказать, что РГСУ — это лучший социальный вуз». Стоимость обучения в университете на среднем уровне — 120 тысяч за учебный год. Для сравнения — в Плехановском, например, год учебы обойдется в 250 тысяч рублей.
РГСУ не собирается сдавать площади в аренду. Сейчас заключен только один новый договор — с компанией по организации питания студентов. До этого, рассказывает Наталья Починок, другая компания много лет подряд работала в принципе без договора. Но есть планы посмотреть на эффективность существующих договоров: некоторая стоимость аренды не соответствует рыночным ценам. «Это мы будем делать, исключительно преследуя интересы университета. Некоторые объекты загородного хозяйства университета тоже оставляют желать лучшего с точки зрения эффективного использования, эти площадки убыточны. Например, это геронтологический центр, где проходят реабилитацию определенные слои граждан по линии соцзащиты. Если деятельность показывает убыток, требуются антикризисные меры с точки зрения их использования», — говорит Починок. Университет не планирует менять профиль учреждения, но хочет изменить его работу, например усилить научно-образовательное направление вуза перепрофилированием таких центров в центры социального предпринимательства, которые бы создавали единые модельные решения — для трансляции их в регионы России. Планируется разработать программу и единую концепцию деятельности центров работы с пожилыми людьми, что актуально сейчас для страны.
В планах университета — поднять зарплату педагогическому составу, хотя и сейчас она немаленькая и в среднем составляет, по словам Натальи Починок, 69 тысяч рублей. А еще повысить авторитетность вуза. В международном QS рейтинге, говорит Наталья Починок, РГСУ нет ни по одной вертикали. Только несколько вузов пробились в этот перечень. Второй рейтинг — это список министерства образования. В нем РГСУ по показателям эффективности тоже был в провале — по научной, международной деятельности, по трудоустройству студентов. «Вуз занял определенные места по развитию инфраструктуры, но и тут не все идеально: нам сейчас нужно из просто стен превратить аудиторный фонд в то, где можно вести образовательный процесс по новым технологиям, — поясняет руководитель вуза. — Оборудование аудиторий мультимедийными комплексами, компьютеризация университета и общежитий — одна из задач, в том числе. Это путь, который мы должны пройти в рамках новой стратегии создания РГСУ как бренда».
Семья Жуковых, как сообщила «Ленте.ру» Галина Жукова, намерена продолжать свою борьбу и обжаловать решение Мосгорсуда в вышестоящей инстанции.