Хорроры снова в тренде. Совсем недавно компания Atari анонсировала ремейки Alone in the Dark и Haunted House, возродив, казалось бы, давно забытые циклы, стоявшие у истоков жанра survival horror. На августовской выставке Gamescom был анонсирован новый выпуск Silent Hill, культового сериала для любителей интерактивных ужасов, а 1 сентября Сapcom объявила, что готовит продолжение тепло принятой геймерами Resident Evil: Revelations и показала демоверсию на прошедшей недавно выставке Tokyo Game Show.
Общая черта всех хорроров — игрок должен внимательно исследовать мир и разыскивать сведения, которые бы могли пролить свет на ту чертовщину, которая творится вокруг героя. Большую роль играют разнообразные головоломки. Как спрятаться, где найти хоть что-то, что поможет если не остановить преследователя, то хотя бы задержать — главные вопросы, которые занимают игрока во время прохождения. Как правило, в играх жанра survival horror нельзя решать проблемы как в боевиках: эффективного оружия против чудищ или нет вовсе, или его возможности ограничены.
Чтобы испугаться описания игры-хоррора, нужно иметь богатое воображение. Но если она умело нагоняет страх, постоянно испытывая нервы пользователя на прочность самыми разными способами (например, звуком шагов, которые слышатся оттуда, где вроде бы никого не должно быть), то в моменты особого напряжения достаточно появиться даже кошке, чтобы люди орали не своим голосом, включали свет, и выставляли вокруг телевизора заслон из плюшевых мишек. Те персонажи, которыми предлагается управлять в хоррорах, беспомощны по меркам видеоигр, и от этого чувство паники только нарастает.
Возможности интерактивного формата настолько широки, что создатели вынуждены ограничивать фантазию. Так, авторы Outlast, хоррора о журналисте, который в поисках сенсации забирается в психбольницу, признались, что обдумывали, не позволить ли врагам изнасиловать персонажа игрока. Но потом сошлись на том, что это уже чересчур.
«Лента.ру» напомнит, какие важные хорроры сейчас находятся в разработке и чем их создатели планируют запугивать игроков.
Alien: Isolation
Триллер, который сами разработчики называют «истинным survival horror от первого лица». Их задача — воспроизвести дух картины Ридли Скотта. Поэтому, в отличие от большинства видеоигр по этой вселенной, в Alien: Isolation будет только один Чужой. Убить его нельзя, разве что временно отогнать — например, струей пламени из огнемета. Даже картинка в игре благодаря специальному фильтру напомнит старую видеозапись. Alien: Isolation должна выйти 7 октября на Xbox One, Xbox 360, PlayStation 3, PlayStation 4 и PC.
Фактор страха: В отличие от врагов из многих игр, где требуется действовать скрытно, Чужой не патрулирует территорию, двигаясь по заранее прописанным маршрутам. Он запрограммирован так, чтобы активно разыскивать героиню, полагаясь как на зрение, так и на слух и обоняние. Каждое столкновение открывает монстру доступ к новым поведенческим схемам, и у пользователя складывается ощущение, что чудовище действительно разумно. Ощущение беспомощности возникает еще и потому, что игра, стремясь уподобиться самому первому «Чужому», оставляет героине только приборы, характерные для ретрофантастики. Например, специальный датчик движения позволяет засекать противников, но не показывает, где именно они находятся в здании — этажом выше или в паре шагов за стеной. Также он не покажет Чужого, если тот стоит на месте.
Источник вдохновения: «Чужой» — культовый фильм Ридли Скотта, вышедший в 1979 году.
Сюжет: Действие разворачивается через пятнадцать лет после событий «Чужого». Аманда, дочь Элен Рипли, пытается выяснить, при каких обстоятельствах исчезла ее мать. Аманда узнает, что на космическую станцию «Севастополь» попал черный ящик с «Ностромо», корабля, на котором летела Элен. Она добирается до станции и обнаруживает, что там уже хозяйничает Чужой.
The Evil Within
Когда-то создатель The Evil Within, известный японский геймдизайнер Синдзи Миками, придумал Resident Evil — игру, давшую название жанру survival horror и выросшую в популярный сериал. А в Resident Evil 4 он переосмыслил те особенности хорроров, которые сам же помог сформировать. Пазлов стало меньше, зато стрельбы и доступного оружия — больше. Четвертая часть популяризовала «вид из-за плеча героя» — сейчас повсеместно распространенный в шутерах от третьего лица.
The Evil Within — новая попытка Миками внести вклад в развитие survival horror. Он намерен обставить происходящее так, чтобы пользователям пришлось по-настоящему выживать в мире игры. В Европе она выйдет 17 октября для PlayStation 4, Xbox One, PC, PlayStation 3 и Xbox 360.
Источник вдохновения: Миками cчитает, что после его ухода выпуски Resident Evil все больше внимания уделяют зрелищным боям. Героев отлично вооружают, дают им много возможностей победить монстров. Почувствовать себя беспомощным нереально, и такие игры уже нельзя по полному праву назвать survival horror. А The Evil Within напомнит, каково это — шарахаться от каждой тени и каждого звука.
Сюжет: В полицию поступает вызов об убийстве в психбольнице. Когда опытный следователь с напарниками приезжает на место, то обнаруживает, что кто-то жестоко расправился не только с докторами и пациентами, но и со всеми прибывшими ранее оперативниками. По ходу событий группа разделяется, следователя бьют сзади по голове, и, очнувшись, он оказывается в зловещем мире, где на него открывает охоту неубиваемый призрак.
Silent Hills
Хоррор, для создания которого объединили силы режиссер Гильермо дель Торо и именитый геймдизайнер Хидео Кодзима, создатель сериала Metal Gear Solid. Игра пополнит цикл культовых хорроров Silent Hill, рассказывающий об одноименном городке, где людей преследуют порождения их собственного подсознания. Ранние выпуски Silent Hill наряду с Resident Evil и Alone in the Dark считаются основателями жанра survival horror. Новую часть планируют выпустить не раньше 2016 года.
Фактор страха: Silent Hills будет расчетливо вселять в пользователей беспокойство, постепенно повышая тревожность до такого уровня, чтобы любой следующий шаг давался с все большим трудом. Такой вывод можно сделать из интерактивного тизера (P.T.), который доступен в PSN, онлайн-службе для консолей PlayStation. Разработчики предупредили, что этот отрывок не дает представление о том, как будет выглядеть финальный продукт. Например, они пока не определились, будет ли в новинке вид от первого лица или за происходящем придется наблюдать из-за плеча персонажа. Зато тизер убеждает, что команда Silent Hills знает, как выбить людей из равновесия.
Источник вдохновения: Кодзима как-то заметил в интервью, что иногда сомневается, достаточно ли храбр, чтобы довести до конца разработку хоррора. В то же время, по его словам, определенный тип хорроров лучше всего удается тем, кто по натуре пуглив.
Сюжет: В интерактивном тизере по радио транслируют зловещую и полную подробностей историю о мужчине, который убил беременную жену. По многочисленным намекам можно предположить, что герой сам замешан в этом или похожем преступлении. Будет ли аналогичный сюжет и в финальной игре, пока неизвестно. Поскольку привычное название Silent Hill теперь используется во множественном числе, существует теория, что речь пойдет о параллельных мирах или чем-то похожем.
Until Dawn
Приключенческая игра, действовать в которой можно от лица одного из восьми героев. Создатели стремятся подчеркнуть, как даже самые банальные решения (скажем, подбирать фальшивые газетные вырезки или нет) могут привести к неожиданным и весьма ощутимым последствиям — так же, как в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром», герой на сафари в доисторической эпохе случайно убивает бабочку, а вернувшись в свое время, обнаруживает, что мир уже не такой, каким он его помнит.
Постоянно делая выбор по ходу событий, пользователь определяет развитие сюжета. Умереть может любой из персонажей, предусмотрены сотни возможных финалов. Новинку готовят для PlayStation 4, в продажу она поступит в 2015 году.
Фактор страха: В Until Dawn будут психологически напряженные эпизоды в духе The Walking Dead, когда героям придется решать, рискнуть ли жизнью в опасной ситуации, чтобы попытаться спасти другого человека. Но и от привычных для ужастиков сцен, когда пугает не столько чудовище, сколько внезапность его появления, авторы не откажутся. Жуткие лица, леденящие душу вопли в ночи — в Until Dawn их будет вдосталь.
Источник вдохновения: Молодежные кинохорроры в духе «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» подарили Until Dawn завязку, но у игрока есть возможность пойти наперекор киноштампам и помешать персонажам действовать по-глупому: например, разбредаться поодиночке.
Сюжет: Восемь подростков уезжают на выходные в американскую глушь. Дальше все, как в фильмах: домик на отшибе, никакой связи с внешним миром, ночь и присутствие некоей злой силы — то ли нечисти, то ли обезумевшего человека.
Resident Evil: Revelations 2
Основные выпуски сериала Resident Evil от компании Capcom, начиная с четвертой части, все больше внимания уделяют экшну. Но еще до выхода шестого выпуска в Capcom решили предложить поклонникам цикла альтернативу. Ею стала первая Resident Evil: Revelations — игра для карманной консоли Nintendo 3DS, напоминающая ранние Resident Evil. После успеха портативной версии Revelations опубликовали в вариантах для PC, PlayStation 3, Wii U and Xbox 360.
Вторая часть — полностью самостоятельная игра. Для понимания сюжета не требуется проходить оригинал. Историю поделили на эпизоды, которые будут публиковаться с периодичностью в неделю (всего запланировано четыре эпизода). Управлять предстоит двумя героинями. Ветеран сериала, Клэр Рэдфилд, отдает предпочтение огнестрельному оружию, а ее спутница Мойра — фомке и фонарику. Фомкой предлагают открывать двери и оглушать врагов, фонарик пригодится, когда нужно кого-нибудь ослепить или что-нибудь разыскать в темноте. Девушки путешествуют вместе, и между ними нужно переключаться, чтобы эффективнее противостоять противникам — существам, похожим на зомби. Предусмотрен совместный режим прохождения для двух игроков. Новинку готовят для PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One and PC, публикация запланирована на 2015 год.
Источник вдохновения: Revelations заимствует методы запугивания у первых трех выпусков Resident Evil. Главная задача пользователя — не убить как можно больше врагов, а выжить, поскольку противников много, а запас патронов жестко ограничен. Головоломкам и исследованию мира снова уделяется немало внимания. Возможность совместного прохождения — отсылка к Resident Evil 5.
Сюжет: Оперативница Клэр Редфилд приходит в себя в островной тюрьме, где непонятно как очутилась. Ее спутница Мойра точно так же не знает, что именно произошло. Неизвестно, кто управляет тюрьмой, но по коридорам вовсю рыщут монстры, когда-то бывшие людьми.