Дороги и туристы Путешествия по России на фоне санкций

Софийский собор

Софийский собор. Фото: Михаил Мордасов / РИА Новости

Падение курса рубля заставляет россиян задумываться о целесообразности отдыха за рубежом. Санкт-Петербург ничем не уступает по красоте Вене, а чтобы покататься на горных лыжах, необязательно ехать в Альпы — сопки Мурманской области ничуть не хуже. Северо-запад России — прекрасное направление для внутреннего туризма. Из 27 российских объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО больше всего (8) находятся на территории Северо-Западного федерального округа.

С одной стороны, для развития образовательного туризма в культурно-исторических центрах Северо-Западного федерального округа (СЗФО) все есть: относительно удобная инфраструктура, близость границы, за которой — страны с весьма платежеспособным населением. С севера на юг: Норвегия, Финляндия, страны Прибалтики, Польша, Белоруссия. За исключением последней — сплошной Евросоюз, чьи деньги для Российской Федерации в текущей ситуации отнюдь не лишние.

Ладно европейцы, сами-то россияне почему никак не оценят туристическую прелесть СЗФО? Как ни парадоксально, по сочетанию цена/качество до падения курса жителям, допустим, Пскова поездка в Прибалтику была выгоднее посещения соседнего Новгорода. Судите сами. Расстояние примерно одинаковое, цена гостиницы в Риге до падения курса рубля — немного ниже новгородской, общепит значительно дешевле, сервис лучше. Отдельная тема — сама дорога, на которой в этом году наконец-то сделали ремонт и, говорят, прямая трасса Новгород — Псков стала «терпимой».

Год назад эта трасса наводила на мысли о том, что местные жители готовятся останавливать вторжение, и состояние дороги призвано замедлить продвижение вражеских войск. Качество латвийских дорог по сравнению с новгородско-псковскими несоизмеримо выше. Ответ на вопрос, куда двинется турист в подобных обстоятельствах, вполне очевиден.

Сейчас все туристические фирмы и профильные чиновники грустно рапортуют о снижении пассажиропотока между Россией и европейскими странами. Для тех, кто интересуется данным вопросом, вполне очевидно, что явление это лишь временное. Между приграничными регионами давно налажен шопинг-туризм: мы к ним — за подсанкционными продуктами питания, они к нам — за водкой, сигаретами и бензином. Дешевый рубль делает наши цены совсем смешными для европейского кошелька, и поток шопинг-гостей лишь увеличится. Губернаторы же северо-западных регионов радостно отчитаются об успехах в туристической сфере.

Проблема в том, что те же финны доезжают в лучшем случае до Питера, а то и вовсе ограничиваются Выборгом. Заманить их хотя бы в Псков и Новгород — совсем нетривиальная задача. Северная столица вообще делает план по туристам за весь федеральный округ, и если Петербург в 2013 году посетили 6 миллионов туристов, то показатель остальных регионов — 300-500 тысяч. Почему так, проще всего объяснить на примере Великого Новгорода, поскольку именно его власти, похоже, поставили перед собой цель наступить на все возможные грабли.

Вид на архитектурный комплекс Ярославова Дворища в Новгороде

Вид на архитектурный комплекс Ярославова Дворища в Новгороде

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

В Новгороде в 2009 году пышно отпраздновали 1150-летие города, а в 2012-м поскромнее, но все равно с размахом — 1150-летие российской государственности. Центр города привели в относительный порядок. Поскольку после Великой Отечественной войны Новгород практически пришлось отстраивать заново, а генплан проектировал архитектор Щусев (Мавзолей, Казанский вокзал), застройка получилась достаточно удобной и до сих пор радует глаз заезжих урбанистов. В связи с юбилеем город удостоился внимания первых лиц государства и федеральных СМИ. Велось множество разговоров о событийном туризме, обсуждались разные преференции, но в должной мере воспользоваться всем этим не удалось.

Сейчас в Великом Новгороде активно обсуждают очередной хитрый план по покорению мира. Новая панацея — превращение одной из улиц центра в пешеходную зону, на которой «бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян». После чего, само собой, Новгород переименовывается в Нью-Москву, Москва — в Старый Новгород, ну а дальше вы знаете. Идею в начале октября в регион занес московский архитектор Сергей Костиков, прочитавший по пути в старорусский санаторий новгородцам лекцию о пользе велодорожек.

О речах заезжего урбаниста можно было бы смело забыть, но в конце октября вице-мэр Новгорода Павел Морозов, курирующий транспортную сферу, сообщил журналистам, что идея признана интересной и улицу сделают пешеходной. Незначительная проблема, о которой при этом городские и областные власти стараются лишний раз не вспоминать — это то, что с каждым годом транспортная доступность города будет падать.

Новгородский кремль (Детинец)

Новгородский кремль (Детинец)

Фото: Алексей Куденко / «Коммерсантъ»

Сергея Митина назначили на пост губернатора Новгородской области в 2007 году, а в 2012-м избрали на ту же должность практически безальтернативно. За время его правления город окончательно лишился аэропорта. В 2006 году были проведены работы по удлинению взлетно-посадочной полосы, шел разговор о полном восстановлении, сейчас земля приватизирована и отдана под застройку. Аэропорт регулярно обещают возродить в другом месте, столь же регулярно ничего не получается, и риторика областных властей после очередного конфуза моментально меняется с «построим аэропорт и заживем» на «да зачем он вообще нужен». Через год все повторяется вновь.

В 2009-м был изменен маршрут проектируемой железнодорожной высокоскоростной магистрали Москва — Петербург. Теперь он минует Новгород. Правда, строительство в 2013 году отложили на неопределенный срок, так что есть надежда снова вернуться к этому вопросу. В непосредственной близости от города проходит автомобильная трасса М10. Вот только новая трасса М11, которая активно строится и должна быть готова к чемпионату мира по футболу в 2018 году, пройдет гораздо дальше, километрах в сорока.

Дорожные бюджеты в Новгородской области разворовываются так, что за это даже сажают. Вице-губернатор Арнольд Шалмуев уже полтора года находится под арестом и ждет строгого, но справедливого вердикта суда. Легко представить, в каком состоянии будут подъезды к новой автомобильной трассе. Зачем туристам пешеходные зоны в Новгороде? Им до города придется идти километров тридцать, успеют нагуляться.

Напомним и о том, что одним из первых проектов Митина, когда он только стал губернатором, было развитие речного порта. Проводилось много совещаний и пресс-конференций. Ныне ожидающий приговора Арнольд Александрович Шалмуев рассказывал тогда, как вскоре углубят дно, будут возить грузы и туристов по Волхову. Почему-то не сложилось. Ну вот не везет Новгородчине на инфраструктурные проекты!

Нет, на самом деле турпоток в Новгород растет. Как и в Псков, и даже Мурманскую область. Без активной «федеральной» рекламы. К тому же, вопрос: как считать? Транзитный автомобилист, по каким-то причинам решивший заночевать в одном из мотелей на трассе Москва — Санкт-Петербург — он турист или нет? А приехавший на один день, чтобы погулять по Новгородскому кремлю, житель Санкт-Петербурга? Первого посчитать легко — он место в гостинице занимает, второго же учесть крайне сложно.

Ослабление рубля даст внутреннему туризму хороший шанс на развитие. И по итогам 2014-2015 годов отрасль, без всякого сомнения, покажет хороший рост. Золотая осень в Пушкинских Горах или неспешная летняя прогулка по Новгороду — это прекрасно. Но если качественно не вырастет уровень инфраструктуры, то северо-западный турист при первой же возможности вернется к привычным Риге, Хельсинки и Стокгольму. Не говоря уже о европейцах.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше