«Любому городу нужна культура» Руководитель проекта «Культура» инновационного центра «Сколково» — о синтезе науки и искусства

Здание «Гиперкуб» на территории инновационного центра «Сколково»

Здание «Гиперкуб» на территории инновационного центра «Сколково». Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»

Центр «Сколково», созданный в 2010 году Дмитрием Медведевым, представил свои культурные инициативы. Руководитель проекта «Культура» ИЦ «Сколково» Елена Пантелеева в интервью «Ленте.ру» рассказала о том, зачем инновационному наукограду нужна инновационная культура.

«Лента.ру»: О «Сколково» много говорят, но мало кто его видел. «Сколково» вообще существует?

Елена Пантелеева: Это один из двух вопросов, который мне задают чаще всего последние три месяца. Конечно, существует. Здесь собрались профессионалы высокого уровня, чтобы осуществить грандиозный проект. Строительство идет. «Гиперкуб», спроектированный Борисом Бернаскони, уже работает. Студенты университета «Сколтех» ежедневно приезжают туда на лекции. Открываются новые пространства, например, офисный центр «Технопарк». Проводится ежегодный успешный проект StartUp village. А недавно инновационный центр «Сколково» выиграл возможность провести у себя «Олимпиаду технопарков» в 2016 году.

А второй вопрос какой?

Зачем нужна культура в «Сколково».

Елена Пантелеева

Елена Пантелеева

Фото: предоставлено пресс-службой «Сколково»

В самом деле, зачем?

Инновационный центр «Сколково» задуман как город. Поэтому культура ему нужна так же, как любому городу на планете Земля. А с учетом инновационной специфики и ограниченной территории роль культурных инициатив становится стратегически важной. К примеру, сейчас на территории парка в ИЦ «Сколково» представлен паблик-арт проект, который одновременно демонстрирует, что искусство способно отражать сферу деятельности «Сколково», что оно может быть функциональным, и что способно в целом создавать креативную среду, в которой хочется творить. Мне кажется, искусство может стать хорошим инструментом продвижения бренда «Сделано в Сколково».

Искусство в «Сколково» тоже инновационное?

Я очень рада, что руководство ИЦ «Сколково» поддержало инициативу начать деятельность Культурного центра именно с современного искусства. В проекте принимали участие такие известные авторы, как Миш-Маш, Дмитрий Запылихин, Андрей Люблинский, Марина Звягинцева, Дмитрий Каварга, Алексей Дьяков. Фактически, уже сейчас «Сколково» делает то, что давно вошло в практику передовых европейских городов: commission art — заказ на создание произведений искусства для постоянного размещения в городской среде. Кстати, во многих городах Силиконовой долины даже существуют специальные public art комитеты, которые только тем и занимаются, что освоением зоны города в качестве единой выставочной площадки.

Что именно Культурный центр освоит в первую очередь?

Первое — это построение бренда «Культурный центр Сколково». К тому времени, когда центр откроет свои двери, у него уже должна сложиться репутация места творческой силы для того, чтобы сразу же эффективно начать свою работу на свежевыстроенных квадратных метрах с пулом партнеров и в интеграции с московской культурной жизнью. Второе направление — это корпоративная работа в контексте культуры с сообществом «Сколково». Пока идет стройка, потребителями культурного контента в основном являются сотрудники инновационного центра. Именно поэтому «пересечение компетенций» видится одной из реперных точек культурной политики. Отлично, если получится создать эдакие dream team, когда художники, дизайнеры, ученые, технологи, предприниматели смогут объединиться в рамках создания полезных и красивых проектов для человечества.

Финансирования хватит?

Именно сейчас разрабатывается финансово-экономическая модель Культурного центра. Закончен период стратегического планирования. Мы переходим к конкретным проработкам: думаем, как разумно сочетать расходы с доходами. Культура является хорошим инструментом для развития территорий, выгодного преображения инфраструктуры. Тому есть много примеров: от Бильбао до Выксы.

Когда откроется Культурный центр? Кто занимается его проектированием?

По плану строительство должно закончиться в конце 2015 года. Эскизный проект готовило голландское бюро ОМА.

Каким вы видите Культурный центр в недалеком будущем?

С одной стороны, мы стремимся, чтобы Культурный центр «Сколково» стал средоточием и местом рождения новых культурных практик. С другой стороны, это пространство ежедневного досуга для жителей будущего Иннограда. Культура в шаговой доступности — важная составляющая общей культурной политики. Не нужно ехать в центр Москвы, чтобы увидеть спектакль, послушать музыку или познакомиться с работами современных художников. На карте ИЦ «Сколково» здание культурного центра находится на центральной площади, которая выступает связующим звеном между районом «Технопарка», университета «Сколтех» и центрального транспортного узла. Именно эта зона является своего рода визитной карточкой «Сколково». Логично, если Культурный центр станет инициатором городских праздников, а также оператором всех культурных инициатив Иннограда.

А какова, на ваш взгляд, главная черта инновационной культуры?

Отсутствие воинствующего дилетантизма. То есть, мне кажется, что для инновационной культуры характерна высокая степень толерантности, которая, в принципе, свойственна людям с широким кругозором и прогрессивным мышлением.

С какими трудностями вы столкнулись, начав работать в «Сколково»?

Это не трудность — скорее особенность. Впервые работаю в очень большой компании. За все время моей карьеры впервые нахожусь в коллективе, в котором не знакома с каждым сотрудником. Если раньше я трудилась в среде арт-сообщества, то сейчас нахожусь среди тех, для кого это сообщество создает свой продукт. Можно сказать, смотрю на искусство со стороны.

И как реагируют на современное искусство зрители «Сколково»?

С интересом. Например, когда один из сотрудников офисного центра «Технопарк» увидел скульптуру Алексея Дьякова «ПСИдентификация» — трехметрового пингвина на очень длинных ногах и с венецианской маской на морде — то долго смотрел на него, и потом сказал: «Это сон!». На самом деле, люди понимают современное искусство, просто не всегда верят в это.

То есть это те самые люди, которые потенциально являются посетителями «Винзавода» и подобных ему мест?

Это те самые люди, которые готовы воспринимать новое, так как сами принимают участие в его создании.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше