Индустрия венчурных проектов — самая молодая из отраслей российской экономики. Зародилась она всего пять-семь лет назад, но экзотическое на первых порах начинание уже превратилось в полноценный рынок. Для России он тем более актуален, что помогает решать важную задачу трансформации сырьевой экономики в экономику высоких технологий. Отрасль находится все еще в начале пути, но потенциал ее огромен. Реализоваться ему помогают венчурные фонды и частные венчурные инвесторы, именуемые в профессиональной среде «бизнес-ангелами». На прошлой неделе лучшие из них были отмечены премией Venture Awards Russia 2014, организованной отраслевыми порталами Rusbase.VC и Firrma.
Передовики производства
Предварил премию рейтинг, составленный Firrma при поддержке Российской венчурной компании (РВК) и PricewaterhouseCoopers (PwC), определивший лучших представителей отрасли. В рейтинге отслеживается активность венчурных фондов в период с декабря 2013 года по ноябрь 2014-го включительно, а также дается представление о том, как в это время вели себя основные игроки рынка. Учитывались только фонды, созданные россиянами (или выходцами из России), работающие в России и совершившие за последний год не менее двух венчурных сделок. Фонды ранжировались на основании полученных от них данных — по количеству сделок за прошедший год. При этом эксперты не брали в расчет управляющие компании и фонды, не относящиеся к венчурным по формальным признакам.
При составлении рейтинга выявились основные тенденции, которые сейчас влияют на отечественный рынок венчурных инвестиций. А именно: снижение среднего размера чека в общем числе сделок, рост числа сделок ранней стадии, рост числа синдицированных сделок. Рост синдикации связан с сокращением средств в фондах, а также с желанием инвесторов хеджировать риски.
Отмечается также усиление активности государственных и частно-государственных фондов. В топ-25 попало четыре таких фонда (Фонд развития интернет-инициатив, Инфрафонд РВК, SBT, MSF). По мнению авторов рейтинга, интерес государственных фондов стимулируется повышением прозрачности рынка.
При этом на рынке продолжают действовать корпоративные фонды, несмотря на общее ухудшение экономической конъюнктуры. Причиной тому служит то, что корпорации не так сильно зависят от тактической рыночной ситуации. Наиболее активными корпоративными фондами названы QIWI Venture (10 сделок), Softline (7 сделок), LETA Capital (6 сделок).
Новый сильный тренд — инвестиции в финансовые технологии. В прошлом году это было всего лишь одним из направлений развития рынка, в текущем тренд приобрел фундаментальность.
Закономерен, по мнению экспертов, тот факт, что российские фонды теперь активнее инвестируют вне страны. Фокус внимания отечественных венчурных инвесторов продолжил смещаться в сторону Израиля и США. К фондам, совершающим сделки за границей, относятся, например, Runa, TMT Investments, Altair, LETA Capital, Flint Capital.
Наиболее активными фондами года признаны: Фонд развития интернет-инициатив (122 сделки по собственной информации и 101 сделка, подтвержденная публичной информацией), Altair Capital (27 и 6 сделок соответственно), Flint Capital (16 и 6 сделок). Самые активные иностранные фонд были вынесены в отдельный рейтинг: Intel Capital (3 сделки), E.Ventures (3 сделки) и Kinnevik (2 сделки).
По прогнозам экспертов Firrma, в следующем году динамика российского венчурного рынка понизится. Иностранные инвесторы уже сокращают объемы своих вложений в российские проекты.
Однако, как считает руководитель Rusbase.VC Мария Подлеснова, кризис — как раз то время, когда надо инвестировать. «В первую очередь, потому что в кризис все дешевле», — говорит эксперт. Но, по ее мнению, возникает также много перспектив, потому что «частные инвесторы все равно остались с деньгами». «Я считаю, что деньги есть всегда, их может быть немного меньше, но они все равно есть», — подчеркивает Подлеснова. Особенно на хорошие идеи и проекты.
Ангелы рынка
Отдельная категория венчурных инвесторов — частные инвесторы («бизнес-ангелы»). По словам основателя Firrma Дмитрия Фалалеева, сейчас на рынке есть некоторое количество «ангельских» группировок, которые состоят из «неклассических ангелов». В основном это топ-менеджеры крупных компаний, объединенные на основе дружеских или партнерских отношений. Как правило, эти люди инвестируют либо хаотично, по принципу что понравится, либо по индустриальному признаку. Например, есть группа топ-менеджеров из ретейла, вкладывающая средства в электронную коммерцию.
Ко второй категории «бизнес-ангелов» относятся крупные предприниматели, принимающие решения и объединяющие вокруг себя финансистов высокого уровня. Они ищут конкретные проекты. «Я знаю несколько таких групп в Москве и несколько в Центральной России, люди занимаются лесом, сельским хозяйством — то есть предельно далеки от венчура», — говорит Фалалеев.
Третья категория «бизнес ангелов» — профессионалы венчурного рынка, создающие фонды «имени себя». К таковым можно отнести Игоря Рябенького (Altair), Игоря Мацанюка (IMI.VC), Павла Черкашина (Vestor.In) и некоторых других. У них есть опыт инвестиций в венчурные проекты, и они в основном концентрируются на них, в отличие от «бизнес-ангелов» первых двух категорий.
Классический венчурных рынок про «бизнес-ангелов» первых двух категорий почти ничего не знает. Связано этом с тем, что с ними нет коммуникаций и этой категории инвесторов рынок и не нужен. «У них есть деньги, а проекты они находят через свои социальные связи», — говорит Фалалеев. «Ангельский рынок» параллелен классическому рынку венчурных инвестиций. К числу его достоинств можно отнести то, что его участники имеют опыт создания бизнеса своими руками. Но есть и недостаток: «бизнес-ангелы», как правило, не готовы ждать возврата своих средств по 4-7 лет.
Портал Firrma, при поддержке компаний РВК и НАБА, составил отдельный рейтинг «бизнес-ангелов». Первые три строчки в нем заняли Александр Бородич (20 сделок), Виталий Полехин (12 сделок) и Юлиан Зегельман (8 сделок).
Маркер индустрии
В прошлом году у отраслевых порталов Rusbase.VC и Firrma родилась идея проводить конкурс на премию Venture Awards Russia, которая бы выделяла наиболее значимых игроков венчурного рынка. В декабре этого года присуждение премии состоялось второй раз — при поддержке РВК и PwC.
Все было организовано таким образом, что имен победителей никто не знал до самого последнего момента. Включая тех, кто по сценарию мероприятия должен был вручать награды победителям, и членов жюри. В него в этом году вошли такие известные профессионалы, как Игорь Агамирзян — генеральный директор и председатель правления РВК, Рубен Аганбегян — член совета директоров компании «Открытие», Игорь Карпович — глава дирекции венчурного финансирования Сбербанка, Елена Ивашенцева — старший партнер компании «Бэринг Восток Кэпитал Партнерс», Андрей Мовчан — «Третий Рим», и другие представители крупного бизнеса.
В этом году было заявлено 11 номинаций. Все они, безусловно, значимы для отрасли.
Звание Person of the Year досталось Андрею Романенко — сооснователю группы QIWI, а также фонда QIWI Venture. В 2014 году он запустил фонд Run Capital, который успел уже провести две сделки на 6,6 миллиона долларов.
В номинации Seed Investor of the Year победил Фонд развития интернет-инициатив, созданный при президенте России летом 2013 года для развития отечественных интернет-проектов. Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) запущены такие проекты, как акселерация на федеральном уровне, коворкинг tceh, а также организована федеральный форум «Интернет-предпринимательство в России» (ФИПР). Только в 2014 году фонд инвестировал в 122 проекта около 13 миллионов долларов.
Лучшим корпоративным фондом года экспертное жюри признало QIWI Venture. В 2014 году фонд запустил акселерационную программу QIWI Universe. В ее рамках было отобрано 12 проектов и инвестировано около 700 тысяч долларов.
За сделку года награды удостоился фонд iTech Capital, вложивший 10 миллионов долларов в крупный travel-поисковик с российскими корнями Aviasales. В фонде сообщают, что получили миноритарную долю. Источники говорят о 20-30 процентах.
Победителем в номинации Exit of the Year признан фонд Russia Partners за выход из проекта EPAM. В 2014 году инвестиционные фонды под управлением Russia Partners объявили о продаже 1 миллиона акций (2,1 процента) разработчика программного обеспечения EPAM, тем самым уменьшив свою долю до 10,1 процента. За весь пакет фонд рассчитывал выручить около 40,8 миллиона долларов. В конце августа Russia Partners продали 4,2 процента акций EPAM Systems за 80,6 миллиона долларов.
И, наконец, фондом года был признан все тот же Russia Partners, осуществивший в уходящем году шесть публичных сделок и один выход.