Из миллионов изображений, которые ежедневно производятся на планете Земля, «Лента.ру» совместно с порталом «Артгид» отбирает самые любопытные. Может быть, некоторым из них повезет войти в культурный багаж человечества. Никто пока не знает, что это будет: неожиданный Микеланджело, наглые шарики, усталые лампочки или многовековая история селфи. Самые занятные картинки недели — в подборке «Ленты.ру».
На биеннале в Кочи-Музирис (Индия), которая открылась в декабре и продлится до конца марта, индийский художник с мировым именем Аниш Капур представил видеоводоворот под названием Descension («Нисхождение»). Воронка затягивает взгляд зрителя в себя, в бесконечность, что смотрится особенно мистически в здании, где проходит выставка, — руинах военного форта Кочи.
Эти две парные бронзовые скульптуры приписывали многим авторам, последняя атрибуция предполагала, что их создал голландский скульптор Виллем Даниэльс ван Тетроде. Однако эксперты, работавшие для выставки в музее Фитцвиллиам в Кембридже, высказали сенсационное предположение: возможно, автор этих мужчин на пантерах — сам Микеланджело Буонаротти. В 1508 году один из учеников Микеланджело сделал набросок с бронзовой скульптуры учителя — точно такой. Сейчас эксперты продолжают исследования и обещают вынести окончательный вердикт к июлю этого года.
В июне 2015 года швейцарский топовый арт-дилер Бруно Бишофбергер откроет гигантскую новую галерею в Цюрихе. Первой выставкой будет персоналка испанского живописца Микеля Барсело. Здание уже сейчас функционирует, но до официального открытия туда можно попасть только по договоренности. Проект здания принадлежит архитектурному бюро Baierbischofberger Architects, которым руководят дочь дилера Нина Байер-Бишофбергер и ее муж Флориан Байер. Деньги не должны уходить из семьи.
Кажется, таксидермия — это новый сюрреализм. «Упоротый лис» стал звездой, да и вообще часто чучела привлекают невероятное внимание. Семейная пара коллекционеров чучел, предпочитающая выступать как дуэт Mothmeister, делает из предметов своей коллекции зловещие комбинации, которые сами по себе могут служить произведениями искусства. Хотя выглядит это кошмарно.
Бразильский стрит-арт-дуэт Os Gemeos продолжает радовать: новую скульптуру они открыли, а точнее закрыли (спрятали) в бывшем военном бункере в Рио-де-Жанейро. Бункер тоже построили сами на территории музея Casa do Pontal, посвященного народному искусству. Сейчас вокруг музея вырастают новые кварталы, буквально удушая его. Бункер Os Gemeos с человечком внутри — бунт против наступления безликих новостроек на «намоленное» музейное место.
Выставка Self проходит в лондонской галерее Turner Contemporary. На волне всемирной популярности селфи искусствоведы проводят параллели между «самострелами» на айфоны и жанром автопортрета. Как возникло стремление запечатлеть себя любимого и как оно менялось в истории искусства? На выставке, которая продлится до 10 мая, исследование художественного самолюбования от Ван Дейка до Луиз Буржуа и вплоть до наших дней.
Все мы иногда устаем так, что рухнуть в кресло и не встать. И не только люди, но и, например, лампочки. Голландская дизайнер Пике Бергманс создала такие «усталые» лампы, которые бессильно расплываются по любой поверхности. И смотрится это не только стильно, но и трогательно. Вернувшись с работы, можно посочувствовать лампочке.
Французский фотограф Шарль Петийон не столько фотограф, сколько инсталлятор. Десятки воздушных шариков словно взрывают изнутри разнообразные здания, нагло просачиваясь наружу белой пеной, а Петийон их фотографирует. По его словам, серия Invasions («Вторжения») — это попытка изменить повседневный взгляд на вещи, открыть зрителю внутренний потенциал необычного, чудесного и пугающего, готового в любой момент вырваться из повседневного пейзажа. Выставка Петийона пройдет в парижском Доме фотографии с 20 февраля по 22 марта.
Скульптор Джон Грейд дал вторую жизнь 140-летнему дереву из штата Вашингтон. Он воссоздал его в качестве скульптуры в галерее Mad Art в Сиэттле. Огромное дерево он скрупулезно воспроизвел при помощи гипсовых слепков, но последующая раскраска и инсталляция превратили отливку в сюрреалистического монстра.
Лиз Вест, художница из Манчестера, преображает пространство английской галереи Castlefield в настоящее пособие по цвету. При помощи флуоресцентных ламп и светящихся гелей она «раскрашивает» выставочный зал всеми цветами RGB-спектра, причем внешнее освещение в зависимости от времени суток тоже меняет восприятие цветовой палитры. Это исследование человеческого восприятия цвета было доступно в галерее всего два дня: 31 января и 1 февраля.