Шелковым путем О чем договорились «большие друзья» Путин и Си

Владимир Путин и Си Цзиньпин

Владимир Путин и Си Цзиньпин. Фото: Сергей Карпухин / Reuters

Как случилось, что в отношениях Китая и России так органично и причудливо переплелись Восток и Запад, и можем ли мы опереться на восточного соседа? С таких вопросов началось утро для телезрителей канала «Россия 1». К приезду председателя КНР телевизионщики подготовились не на шутку. В документальном фильме «Россия и Китай. Сердце Евразии» авторы отметили, что между двумя странами были периоды и горячей дружбы, и полного охлаждения. Но теперь, по выражению Владимира Путина, отношения находятся на «беспрецедентном уровне». В интервью телеканалу российский президент напомнил: «когда Китай столкнулся с агрессией со стороны Японии, Советский Союз сразу же пришел на помощь». Когда многие западные лидеры отказались от участия в памятных мероприятиях ко Дню Победы, господин Си прилетел в Москву и подписал ряд важных документов.

Общую российско-китайскую историю Путин вспоминал и в Зеленой гостиной Кремля, где принимал Си Цзиньпина. Глава Китая, кстати, немного задерживался. В аэропорт он прибыл в теплой жилетке под пиджаком. Видимо, не поверил оптимистичным прогнозам погоды. Журналисты Поднебесной тоже отличались оригинальностью в одежде. Они не просто прикрепляли георгиевские ленточки, но вдобавок украшали себя значками с Лениным, Сталиным и красными звездами. У членов китайской делегации на лацканах пиджаков были лаконичные красные значки — маленькие флаги КНР. А у российских чиновников, само собой, георгиевские ленточки. У Путина — на манер бантика с юбилейной медалью Победы в центре.

Пока ждали китайского лидера глава кремлевской администрации Сергей Иванов и глава российского МИДа Сергей Лавров что-то активно обсуждали. Оба весело смеялись. И вообще пребывали в прекраснейшем настроении. Как и российский президент, вышедший навстречу припозднившемуся Цзиньпину.

«Мы очень рады видеть наших китайских друзей в дни, когда весь народ России отмечает Победу в Великой Отечественной войне, — приветствовал Путин господина Си. — В результате Второй мировой войны Советский Союз и Китай оказались наиболее пострадавшими государствами, поскольку у нас погибло наибольшее количество граждан».

А председатель КНР добавил, что борьба его страны с японским милитаризмом и фашистами была во Второй мировой самой длительной. В те годы поля Поднебесной были главным фронтом Второй мировой войны в Азии. И именно тогда между Россией и Китаем сложилась «крепкая боевая дружба». Но господин Си приехал в Москву не для того, чтобы «ненавидеть какие-то государства или страны», а для того, чтобы отдать дань памяти павшим героям.

Но, конечно, это не единственный повод для визита китайского лидера. В отличие от многих других руководителей, приезжающих в Москву с чисто церемониальными целями, господин Си участвовал в подписании важных документов. Например, соглашения об основных условиях поставок газа из России в Китай по «западному маршруту». А также договора о создании лизинговой компании, которая займется продвижением пассажирского лайнера «Сухой Суперджет 100» на китайском рынке и в странах Юго-Восточной Азии. Согласно договоренностям, в течение трех лет новая структура приобретет у ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» до 100 лайнеров на общую сумму около 3 миллиардов долларов.

Руководитель администрации президента Сергей Иванов, глава МИД Сергей Лавров, вице-премьер Дмитрий Рогозин и помощник президента Юрий Ушаков (слева направо) во время встречи Путина и Цзиньпина в Кремле

Руководитель администрации президента Сергей Иванов, глава МИД Сергей Лавров, вице-премьер Дмитрий Рогозин и помощник президента Юрий Ушаков (слева направо) во время встречи Путина и Цзиньпина в Кремле

Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Кроме того, Россия и КНР подписали соглашение о предоставлении кредитной линии на сумму 6 миллиардов китайских юаней между Государственным банком развития Китая и Сбербанком России. А Банк ВТБ и Экспортно-импортный банк Китая откроют кредитную линию на сумму 3 миллиарда юаней.

Накануне встречи двух лидеров было объявлено о намерении создать инвестиционный фонд для реализаций проектов в области сельского хозяйства. Его объем составит 2 миллиарда долларов. В основном это деньги китайских инвесторов. Кроме того, есть договоренность о создании Российско-китайского инвестиционного банка.

Но самый существенный документ — совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелковый путь. О том, что вопрос участия стран ЕАЭС в «шелковом» проекте является одним из главных, свидетельствуют и поездки Цзиньпина. Господин Си прилетел в Москву из Астаны и затем полетит в Минск, где в рамках государственного визита проведет переговоры с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Это, кстати, будет первый визит китайского лидера в Белоруссию за 14 лет.

В 2013 году правительство Китая утвердило стратегию «один пояс, один путь» — «экономический пояс», проходящий по территории стран Великого шелкового пути и связывающий Китай со странами Европы через Центральную и Восточную Азию. Таким образом, Поднебесная рассчитывает создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, расширить системы расчетов в национальных валютах. И, само собой, укрепить политические контакты. Китай уже основал Фонд Шелкового пути с капиталом 40 миллиардов долларов и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций со штаб-квартирой в Пекине, к которому присоединились более 40 стран. «Пассажирская ветка» нового Шелкового пути пройдет через всю Россию.

Макет скоростного поезда на открытии информационного центра высокоскоростной магистрали Москва — Казань

Макет скоростного поезда на открытии информационного центра высокоскоростной магистрали Москва — Казань

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Важные детали, относящиеся к будущей магистрали Москва — Пекин, были обсуждены как раз во время этой встречи. Представители России и Китая заключили меморандум, касающийся строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Общая стоимость строительства составит более 1 триллиона рублей. Китайская сторона профинансирует строительство в объеме 300 миллиардов рублей. Этот участок в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали к Пекину.

«А когда же она поедет?» — спросили журналисты у главы РЖД Владимира Якунина.

«При вашей жизни», — заверил он.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин был не столь лаконичен. Оставшись после совместного заявления лидеров в малахитовом фойе Кремля, он рассказал журналистам о российско-китайском проекте тяжелого вертолета. Его двигатель будет создан в России. «То есть не на Украине, как это было раньше», — уточнил он. И добавил, что вклад России в проект будет «не деньгами, а технологиями». Стоимость такого проекта может составить десятки миллиардов рублей. Кроме того, Россия выходит на создание атомных энергоблоков на континентальной части Китая. По словам Рогозина, Россия готова в ближайшее время продемонстрировать результаты своей работы по созданию первого плавучего энергоблока.

Еще одна новость — Россия начинает взаимодействие с КНР в вопросах развития радиоэлектроники космического назначения. «Таким образом, все эти санкции, которые были введены против российской электронной промышленности, теряют всякий смысл. Поскольку мы выходим на создание совместного производства, в том числе и таких приемных устройств, которые необходимы для развития навигационной системы», — уверенно сообщил Рогозин.

Следующая встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина пройдет 3 сентября. Российский президент примет участие в торжественных мероприятиях, посвященных окончанию Второй мировой войны. А 9 Мая господин Си будет стоять рядом с Путиным на Параде Победы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше