«Неоклассика и модерн — это совершенно другой мир» Танцовщик Владимир Малахов о работе жюри «Бенуа де ла Данс», азиатской школе балета и актуальности разнообразия репертуара

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

В Большом театре 26 мая пройдет церемония вручения приза фестиваля «Бенуа де ла Данс» и гала-концерт номинантов 2015 года, а 27 мая — гала-концерт звезд — лауреатов разных лет. Этот фестиваль называют одним из главных балетных событий мира. Владимир Малахов был и победителем этого фестиваля, и членом жюри, причем в этом году — во второй раз. С 2002 года он — директор балета и ведущий солист балетной труппы Берлинской государственной оперы, с 2004 года — интендант объединенной труппы Государственного балета Берлина, в котором объединились коллективы Берлинской государственной оперы на Унтер ден Линден и Немецкой Оперы. «Лента.ру» поговорила с Владимиром Малаховым о фестивале «Бенуа де ла Данс» и о главных балетных тенденциях мира.

Владимир, вы — единственный член жюри, принимающий участие в его работе уже во второй раз.

Малахов: Да, впервые я был членом жюри десять лет назад, но полноценно участвовать в его работе не мог из-за отсутствия времени. Но я приехал и даже танцевал на Гала-концерте, а совместить работу артиста с работой в жюри для меня невозможно. В этот раз мое участие более полноценно. Десять лет назад номинант, выдвинутый мной, не победил, но я на это не рассчитывал, потому что номинантов очень много, и все они вполне конкурентоспособны. На данном этапе мне трудно отдать кому-то свое предпочтение, решение будет принято только на заседании жюри.

Расскажите об основных критериях выбора лауреатов.

Критерии далеко не всегда можно назвать достаточно четкими. Все номинанты — уже состоявшиеся артисты, все они — ведущие балерины и танцовщики, все станцевали достаточное количество ролей. У каждого за плечами огромный опыт, все они необыкновенно талантливы и достойны этого приза, иначе они не стали бы даже номинантами. Поэтому при таком выборе имеют значение многие субъективные факторы — например, отдать предпочтение человеку, которого ты не видел, очень тяжело. Гораздо проще отдать свой голос тому, чья работа тебе хорошо известна, тому, за кем ты много лет наблюдаешь. Но у меня несколько симпатий, поэтому выбор сделать будет крайне сложно. Гарантия объективности работы жюри — его бессменный председатель — Юрий Николаевич Григорович. У него решающий голос, последнее слово всегда остается за ним. Мы можем только предложить кандидатуры, а окончательное решение зависит от его мнения. Этот человек видел очень многое, его огромный опыт позволяет ему не иметь любимчиков. Я работал с ним в жюри на многих конкурсах, он всегда очень деликатен и беспристрастен. Именно на его участии и его имени держится конкурс «Бенуа де ла Данс».

Владимир Малахов

Владимир Малахов

Фото: предоставлено Владимиром Малаховым

Было ли что-то в этом сезоне, что вам понравилось, но не вошло в число номинантов конкурса?

Да, у меня было желание выдвинуть «Ромео и Джульетту» Саши Вальц, но она уже очень известная, а мне захотелось дать дорогу другому, более молодому кандидату. Кстати, мы не имеем права представлять дважды одну и ту же кандидатуру, поэтому наибольшие шансы на победу имеют как раз новые имена. Когда я выдвигал своего номинанта, я старался держать нейтралитет между потребностью поддержать своих друзей и желанием дать дорогу молодым. Я обращал внимание не на то, что происходило в течение года, а в течение последних 3-4 месяцев. Это справедливо, потому что у меня было достаточно времени, чтобы обдумать свою кандидатуру, сделать окончательный выбор. Сейчас я пока не могу спрогнозировать победителя, но я бы, например, с удовольствием отдал свой голос «Даме с камелиями», потому что Захарову я люблю, и она этого приза заслуживает.

А вы ведь и сами были его лауреатом. Что значил для вас тогда этот приз, повлияло ли как-то его получение на развитие вашей карьеры?

Получить свой приз я смог лишь спустя три года после его присуждения. У меня просто физически не было времени за ним приехать. Объявление лауреатов всегда случается в мае в День танца, это время всегда было у меня загружено полностью, поэтому я никак не мог бросить свою работу. На развитие карьеры этот приз никак не повлиял — к этому моменту я был уже состоявшимся танцовщиком, этот приз вообще обычно получают люди с уже сложившейся балетной биографией. Но мне было приятно танцевать в Большом театре, приятно получить приз из рук Юрия Николаевича Григоровича.

Фото: предоставлено Владимиром Малаховым

Это очень престижный приз, и мне хотелось бы, чтобы он выходил на международный уровень не только формально, но и фактически, чтобы он расширял свое присутствие в разных странах. В Москве у него центр, его родной дом, но для того, чтобы его знали и ценили еще выше, необходимо создавать его «филиалы» отдельно по другим континентам, например, «Бенуа де ла Данс — Азия». Также очень важно, чтобы о нем помнили круглый год — как только заканчивается один конкурс, сразу должна начинаться подготовка к следующему. Есть международные конкурсы, которые постоянно «крутятся» перед глазами, хотелось бы видеть подобную ситуацию и с этим призом. Для этого можно воспользоваться простейшими маркетинговыми приемами — например, указывать во всех афишах, анонсирующих выступления номинантов в спектаклях, что данный танцовщик, например, номинирован на «Бенуа де ла Данс» — это обязательно подогреет интерес публики. У такого хода есть и дополнительный бонус — сам танцовщик заранее будет извещен об этом событии, а ведь это происходит далеко не всегда. Например, я, получив приз, очень удивился, так как даже не знал, что был номинирован.

Сейчас я приехал в Москву не только ради работы в жюри конкурса, но и для участия в творческом вечере Дианы Вишневой — в этом году она отмечает двадцатилетие своей творческой деятельности, ну а я уже давно побил ее рекорд — я танцую уже 30 лет. Нужно трезво смотреть правде в глаза — с возрастом нельзя не считаться. Когда ты молодой, у тебя много сил и энтузиазма. С возрастом что-то теряется, но что-то и находится. Я перетанцевал весь классический репертуар — одного только «Лебединого озера» в моей биографии была двадцать одна версия.

С возрастом я научился концентрироваться на том, что мне интересно, начал задумываться о неоклассике и модерне, оказалось, что это совершенно другой мир. Жаль, что в Россию эти постановки пришли поздно — для танцовщиков они очень полезны, позволяют полностью раскрыть свои физические возможности. В мире модерн ставят постоянно, это помогает заинтересовать артистов, сделать их работу разнообразнее. Интересных хореографов очень много, но они — падающие звезды, мало кто из них может долгое время оставаться на пике популярности, потому что самые лучшие кассовые сборы дает именно классический репертуар, который ценен всегда, как антиквариат.

Фото: предоставлено Владимиром Малаховым

Как вы видите интеграцию конкурса в мировые балетные тенденции, на что хотелось бы обратить большее внимание?

На Латинскую Америку — обязательно. Латиноамериканцы по своей природе очень эмоциональны, много талантливых хореографов. Я даже учредил там собственный именной Гран-при.

Огромный потенциал у Азии — Япония и Китай просто помешаны на балете, там танцуют все. Недавно я был на конкурсе балетных школ, так вот, для наглядности приведу пример — в одной из новых школ Китая 98 балетных студий. Китай, Корея славятся чистотой и высоким качеством исполнения. Хотелось бы видеть такой уровень и в России. В Азии все стремятся исполнять именно классический репертуар, но он требует особой духовной самоотдачи. Полгода я проработал в Tokyo Ballet — и это был очень интересный опыт. Азиатский менталитет не позволяет артистам отступать от общепринятых правил, они очень замкнуты в себе, поэтому мне так важно было помочь им раскрыться, рассказать, объяснить смысл каждой партии, а не только особенности ее технического исполнения. Они способны это понять и вложить в свое исполнение душу, но для этого нужно постоянное терпение и желание их «тормошить», объяснять, что балет — это не цирк, а театр, люди приходят смотреть не на то, как высоко ты прыгнул или сколько сделал пируэтов, а на то, что ты излучаешь.

Все хотят видеть настоящую сказку, которой так богат именно классический репертуар. Однако, для того, чтобы он заиграл новыми красками, танцовщику просто необходимо иногда менять свой образ жизни, а для этого нужна неоклассика. И тогда он возвращается в свои старые роли в совершенно новом качестве, даже мышцы работают по-другому. Все вокруг замечают эти перемены. Именно поэтому балет обязательно должен сочетать в себе максимальное разнообразие возможностей — это и артистам, и зрителям пойдет только на пользу.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше