Плюс сомализация всей страны На Украине — резкий рост криминализации общества

Фото: Евгений Малолетка / AP

Всю минувшую неделю Украину лихорадило — в стране зафиксирован резкий всплеск насилия: украинцы берут друг друга в заложники, расстреливают в автомобилях, грабят на улицах. Причем это касается всех слоев населения: так, две пенсионерки убили бабушку-почтальона ради 55 тысяч гривен (примерно 138 тысяч рублей). Проводимая сейчас реформа (а по факту расформирование немалой части) силовых структур и кратно увеличившееся в связи с военной операцией против Донбасса количество неучтенного и незарегистрированного оружия, буквально наводнившего страну, криминальную статистику явно не улучшат. «Лента.ру» анализирует криминогенную ситуацию на Украине.

Милиция борется

Количество одних только краж в Киеве за последний год выросло в 4 раза. Оружие и взрывчатку теперь продают даже на вокзалах. С января в стране совершено 567 преступлений с применением огнестрельного оружия. Для сравнения: за весь прошлый год, с учетом Майдана, их было всего 425. Объясняется это, в частности, тем, что на черном рынке упала стоимость автомата Калашникова — с трех тысяч долларов до одной, а в зоне так называемой антитеррористической операции его и вовсе можно купить за сотню.

К этому надо добавить проблемы в правоохранительных органах страны: милиционеры вместо борьбы с всплеском преступности вынуждены сражаться за свои рабочие места. Порядка 20 тысяч сотрудников МВД уже сократили, столько же министр Арсен Аваков намерен уволить в этом году. В прокуратуре из 19 тысяч сотрудников почти половина готовится получить статус безработных. Разрываясь между реформами, люстрацией и сокращениями, силовики просто не в силах загнать криминал хоть в какие-то рамки. Тем более что после демобилизации в тыл со стрессом в головах и оружием в руках вернулись солдаты и, что особенно опасно, «добровольцы». Понятно, что особого пиетета они перед законом не испытывают, и это, разумеется, отражается на криминальной статистике.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Но самое главное, что до предела доведены простые украинцы — это тот случай, когда резкий экономический спад отражается не столько на бизнесе или чиновниках, сколько на обычном населении. События минувшей недели — тому свидетельство.

Кровавая неделя

В понедельник, 25 мая, в городке Люботин Харьковской области бывший военный с боевым опытом в горячих точках Олег Гапон открывает посреди белого дня стрельбу на улице. Позже выяснится, что на нем висит кредит в 855 тысяч гривен — брал на лечение тещи. Ей это не помогло, а выплатить кредит он не сумел. За просрочку — пеня в 5 процентов в день. Когда участковый, кредитор, два понятых и судебный исполнитель пришли его выселять из дома, мужчина взялся за карабин. Двое погибших, один раненый. Но на этом история не закончилась — все-таки Гапон прошел Чечню и Афганистан. Попытавшись скрыться, он оказался в населенном пункте Коротич, где на заправке захватил троих заложников. И выдвинул требование организовать ему коридор в ДНР. Переговоры зашли в тупик, не помогли ни дочь, ни жена. Его застрелил снайпер. «Человек доведен до грани, когда терять уже нечего», — так оценивает его поведение психолог Борислав Хомуленко.

Нечто похожее случилось в Одессе. На легендарном Привозе человек заходит в аптеку купить лекарства для своей больной раком матери, видит резко выросшую стоимость и теряет от отчаяния голову. Угрожая пистолетом и взрывным устройством, он берет в заложники двух человек. Главное требование — дать лекарства для матери. Торговый центр, в котором находится аптека, эвакуируют. Силовики начинают переговоры. Спустя час замглавы одесской милиции Дмитрий Головин предложил себя вместо заложников. Мужчина согласился. Спустя некоторое время он выдвинет новые требования: вызвать для интервью журналистов центральных телеканалов и главное — изменить конституционный строй Украины и присоединить Одесскую область к России. Спустя несколько часов его сумели обезвредить — сейчас он под стражей по обвинению в захвате заложников. Правда, матери он помочь все-таки сумел: местные депутаты дали ей денег на лечение.

Захват заложников в Харьковской области

Захват заложников в Харьковской области

Фото: личная страница Славы Мавричева в Facebook

Столица Украины, Киев. Вооруженный мужчина, скрываясь от милиции, баррикадируется в квартире и берет в заложники своего 10-летнего сына. У него за плечами дело о вымогательстве. Полгода назад вместе с тремя приятелями, вооружившись огнестрельным оружием и нашивками бойцов добровольческих батальонов, он вымогал деньги у местного предпринимателя. Вмешались правоохранительные органы. Вымогателя приговорили к домашнему аресту, но из дома он сбежал. Когда его все же нашли и собрались арестовать, он решил прикрыться сыном и оружием. Спустя пять часов переговоров мальчика освободили, преступника задержали.

И совсем уже вопиющий случай в Харьковской области. Две пенсионерки убили бабушку-почтальона, развозившую пенсии по селам. Убили прямо в такси, ради 55 тысяч гривен (примерно 138 тысяч рублей). Преступницы задержаны, им грозит пожизненное заключение.

Легализация

Несмотря на очевидную общность этих преступлений, в МВД отрицают наличие неких закономерностей, виня во всем только плохую экономическую ситуацию в стране. Так, по крайне мере, считает внештатный советник главы МВД Антон Геращенко. Однако, как представляется, кровавый водоворот событий на Украине можно объяснить несколькими факторами.

Основная причина — очевидная деградация правоохранительных органов, ставших заложниками ситуации после беспорядков на Майдане и разгула бесконтрольных добровольческих батальонов. Беспомощность в расследовании самых громких преступлений — от расстрела «Небесной сотни» на Майдане до трагедии 2 мая в Одессе — прямое следствие этой деградации.

Еще один важный фактор — война в Донбассе заставила местный криминалитет сбежать в тыловую Украину. Совместно с добровольческими батальонами региональные криминальные элементы превысили критическую массу граждан, готовых нарушать требования закона. Кроме того, вернувшиеся с «антитеррористической операции» домой бойцы с «войной в голове» зачастую вообще не имеют понятия, что такое общественные ограничения и почему им надо следовать. Ну и наконец, важнейший фактор криминализации украинского общества — это оружие, его доступность. По некоторым данным, зона АТО обеспечивает до 80 процентов черного рынка Украины.

Петр Порошенко (в центре)

Петр Порошенко (в центре)

Фото: Николай Лазаренко / РИА Новости

И ситуация, похоже, будет только ухудшаться. Накануне выяснилось, что президент Украины Петр Порошенко и генеральный прокурор Виктор Шокин выступают за легализацию оружия в стране. Пока неясно, для чего это нужно главам страны и надзорного органа — например, в самопровозглашенной ДНР, когда разрешали легализовать нарезное оружие по всей республике, исходили из того, что контролировать его в военных условиях все равно невозможно. Вероятно, очень скоро так станет по всей Украине.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше