С бекера по баксу — создателю проекта Ferrari Пять самых громких скандалов с краудфандинговыми проектами

Стив Тан

Стив Тан. Фото: личная страница Стива Тана на Facebook

На Западе привлечение финансирования методом краудфандинга (crowd — толпа, funding — сбор средств, backer — человек, сделавший взнос) популярно уже полтора десятка лет в самых разных областях — от благотворительности до заказных убийств. Однако столько же регулярно случаются и скандалы с растрачиванием собранных средств. На прошлой неделе в США было впервые проведено разбирательство в отношении Эрика Чевалера, основателя сервиса карточной игры, который потратил собранные деньги на переезд. «Лента.ру» отобрала пять самых неоднозначных западных проектов на базе коллективного финансирования и попыталась провести анализ неудач.

Почему мы обратились к опыту именно западных проектов? Американские сервисы Kickstarter и Indiegogo — самые крупные в мире. Первый привлек на проекты с 2009 года уже 1,8 миллиардов долларов. В России первый краудфандинговый сервис Kroogi появился лишь в 2007 году. Летом 2012 года отечественную нишу пополнили Planeta.ru и Boomstarter.ru. Популярность и темпы развития краудфандинга в России до сих пор сильно уступают американским сервисам, самая крупная российская площадка для сбора средств — Planeta.ru — заявила о 231 миллионе рублей суммарных сборов для 2000 проектов за три года. Однако отставание от западных сервисов дает возможность проанализировать чужие ошибки и извлечь опыт.

Статья 159 УК РФ (мошенничество)

Скандал вокруг «умных часов» Meteor производства Kreyos разгорелся в августе 2014 года, после того как в сети появилось фото основателя компании Стива Тана (Steve Tan) рядом с болидом Ferrari и с множеством сумок с покупками из итальянских бутиков. Пикантность ситуации придало большое количество жалоб от бекеров (от англ. backer — спонсор) на постоянные переносы выпуска, а позже и на качество «умных часов».

Изображение: PRNewsFoto / Kreyos / AP

Внешний вид готовых устройств не соответствовал прототипам в рекламном ролике, качество пластика и сборки были низкими, часы пропускали влагу, к тому же работали от одного заряда меньше, чем было обещано. Задержки поставок привели к тому, что из собранных на Indiegogo 1,2 миллиона долларов с июня по август 2013 года пользователи вернули себе более 500 тысяч долларов.

В ответ на обвинения в мошенничестве Стив Тан опубликовал открытое письмо с подробным объяснением причин сложившегося положения и банковским балансом счета компании.

В письме глава Kreyos обвинил в мошенничестве главу компании Viewcopper Про Янг Хуана, — именно Viewcopper производил «умные часы» и поставлял затем Kreyos для продажи. По подсчетам Стива Тана, у Kreyos в процессе проектирования и производства устройств было украдено различными способами 881,5 тысяч долларов.

В письме Стив задает себе вопрос, почему он не разорвал партнерство с Viewcopper, и сам отвечает: «мы — команда маркетологов с очень ограниченными познаниями в технике» — и признается, что плохо знаком с рынком электроники. В конце письма основатель Kreyos приносит извинения всем пострадавшим участникам проекта, заявляет о закрытии компании и перекладывает ответственность за техническую и программную поддержку часов Meteor на Viewcopper.

Происхождение фотографий с Ferrari и сумками из магазинов Стив объяснил поездкой с друзьями в Италию в 2010 году. Также он уточнил, что машина была куплена его другом, а он лишь сфотографировался рядом. Как бы то ни было, история выхода на рынок Kreyos и последующей ее ликвидации серьезно подорвала доверие к краудфандингу как таковому.

Все лгут

Летом 2014 года на Indiegogo начался сбор средств для цифрового браслета Ritot. Идея проецировать текущее время себе на ладонь пришлась по душе многим, и к осени Ritot собрал 1,5 миллиона долларов. Часть бекеров выразила недовольство тем, что авторы проекта так и не показали работающий прототип, а также выразили сомнение в реальности их имен: никакой информации о разработчиках найти не удавалось.

Авторы проекта признались, что использовали не настоящие имена и скрыли украинское происхождение компании, объяснив это тем, что конфликт Украины с Россией мог негативно сказаться на продукте Ritot. Позже дизайнер браслета Андрей Захарчук заявил, что первый прототип уже изготавливается, а поставки серийных образцов Ritot запланированы на февраль 2015 года. Но когда журналист WSJ приехал в Киев для встречи с командой разработчиков, Захарчук перестал отвечать на звонки.

Несмотря на признание разработчиков в обмане пользователей, администраторы Indiegogo не заблокировали проект, а Ritot повысила цену браслета до 199 долларов и продолжила собирать деньги. На 16 июня собранная сумма превысила 1,6 миллиона долларов.

Недостаток опыта производства

Компания Lockitron начала сбор средств на производство одноименного дверного замка в 2012 году. Lockitron разместил предзаказ на сайте Amazon.com и начал собственную краудфандинговую кампанию. Замок быстро привлек внимание потенциальных потребителей и прессы, на первом этапе компания получила 14 тысяч предзаказов, затем еще 70 тысяч. Денежная сумма уже на первом этапе достигла 2,2 миллиона долларов. Замок заинтересовал возможностью удаленного управления по Bluetooth, Wi-Fi или NFC. Начало поставок Lockitron запланировал на март 2013 года, однако в конце января 2015-го, по информации ресурса The Verge, компания поставила заказчикам лишь 11 тысяч устройств.

Кадр: Lockitron / YouTube

«Наши бекеры превратились в подопытных морских свинок», — резюмировал сооснователь Lockitron Кэмерон Робертсон (Cameron Robertson). Первая версия замка быстро разряжала батарею, работала с перебоями, и в результате покупатели оказывались перед заклинившей дверью.

Причины провала Робертсон видит в нескольких обстоятельствах. С самого начала компания не была готова к большому объему заказов и разместила производство на фабрике с выходом устройств по нескольку сотен в неделю, а тестировали опытные образцы в идеальных условиях, мало похожих на реальную жизнь.

В крупных компаниях новые устройства тщательно тестируют, иногда этот процесс занимает не один год. У Lockitron не было на это ни времени, ни средств, так как, по заявлению Робертсона, компания не могла распоряжаться собранными от предзаказов 2,2 миллиона долларов, потому что производитель получал деньги только после доставки заказов покупателям.

Ваши деньги — наш успех

Эта история и близко не похожа на дурно пахнущие проекты, приведенные ранее, но оставила жертвователей недовольными по этическим соображениям. За время существования портала Kickstarter почти девять миллионов пользователей вложились в 87 тысяч проектов, которые были признаны состоявшимися. Но даже если вы оказались среди тех счастливчиков, которые вложили деньги в успешный и честный проект, нет гарантий, что вы получите именно то, за что платили вначале.

Очки Samsung Gear VR были созданы в сотрудничестве с Oculus

Очки Samsung Gear VR были созданы в сотрудничестве с Oculus

Фото: Britta Pedersen / Global Look

Так получилось со шлемом виртуальной реальности Oculus Rift компании Oculus VR. В описании кампании по сбору средств на Kickstarter Oculus VR обещала разработать недорогой беспроводной шлем виртуальной реальности — с отслеживанием положения головы, совместимый с современными компьютерными играми. К разработчикам шлема присоединились известные игровые дизайнеры, чья поддержка помогла собрать к сентябрю 2012 года почти 2,5 миллиона долларов, что в десять раз превысило минимально необходимую сумму.

Спустя год Oculus VR начал рассылать предсерийные образцы разработчикам игр и компьютерным энтузиастам, а уже в марте 2014 года было объявлено о продаже Oculus VR компании Facebook за 2 миллиарда долларов. Сообщество бекеров выразило недовольство тем, что фактически профинансировало перспективный игровой проект, который был перепродан фирме, никакого отношения к играм не имеющей.

С одной стороны, виртуальные шлемы существуют, и заказчики их получают. Но Facebook не имеет обязательств перед бекерами, может менять характеристики и функционал виртуального шлема по своему усмотрению, и не известно, станет ли он заботиться о расширении функциональности старых моделей.

Затерян во времени

Игра Star Citizen — самый успешный пример краудфандинга за все время его существования, если оперировать собранными суммами, а не результатом. О начале разработки игры в 2011 году сообщил профессиональный игровой дизайнер и основатель студии Cloud Imperium Games Крис Робертс (Chris Roberts). Сбор средств проходил несколькими способами, среди них — Kickstarter и собственный сайт Криса. За время финансирования Крис Робертс привлек более 70 миллионов долларов, сбор средств продолжается до сих пор.

Изображение: Star Citizen на Kickstarter

Изначально Робертс планировал создать Star Citizen в жанре симулятора управления космическим кораблем, но по мере поступления средств игра получает все новые и новые функции. Выход игры переносили несколько раз, сегодня актуальной датой релиза считается 2016 год.

Крис Робертс активно взаимодействует с игровым сообществом и комментирует процесс создания игры. Студия регулярно публикует игровые ролики, в декабре 2014 года Cloud Imperium Games выложила в свободный доступ часть игры, чтобы все заинтересованные могли оценить усилия разработчиков.

Свой подход к разработке Star Citizen Крис Робертс уточнил в открытом письме к игрокам от 2 января этого года: «Star Citizen — это не спринт и даже не марафон. У игры не будет финальной черты, как у традиционных проектов игровой индустрии. Star Citizen будет являться образом жизни — до тех пор, пока сообщество поклонников поддерживает игру».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше