Обыкновенные извращенцы Книги недели: сексуальные девиации, разумный эгоизм и смертельный вирус

Изображение: Peter Casolino / Zuma / Global Look

Я, ты, он, она — мы все извращенцы, объясняет американский психолог Джесси Беринг. Быть эгоистом — не просто не стыдно, это единственный разумный из всех способов поведения, убеждает Питер Шварц, последователь Айн Рэнд. Даже мир на пороге биологического апокалипсиса можно спасти, надеется А. Дж. Риддл. «Лента.ру» собрала самые интересные книжные новинки этой недели.

Джесси Беринг «Я, ты, он, она и другие извращенцы» (перевод О. ван дер Путтен, изд-во Corpus)

Это, конечно, книга-провокация в том числе. Американский ученый, психолог и журналист Джесси Беринг выпустил популярное изложение научных взглядов на различные сексуальные девиации, или парафилии, как их еще называют. А бывают они самые разные. Эксгибиционизм, фроттеризм (это когда человек трется половыми органами или трогает руками незнакомых людей в общественных местах, например в метро или лифте), педофилия, мазохизм, садизм, вуайеризм и трансвестизм — лишь малая часть существующих форм реальной и воображаемой сексуальной жизни. Есть, например, более изысканные варианты: влечение к ступням ног, людям с ампутированными конечностями, животным и птицам, трупам, язвам, насекомым и даже крупногабаритным предметам.

Беринг рассказывает, как в 1979 году шведка Эйя-Рита Эклеф попала на первые полосы газет, потому что вышла замуж за Берлинскую стену. Сейчас она считает себя вдовой. А чуть позже американка Эрика Лабри-Эйфель вступила в брак с Эйфелевой башней. При этом, по мнению Эрики, 325-метровое сооружение — женского пола, то есть их отношения лесбийские. В прошлом брачным партнером женщины был немногословный джентльмен, большинству известный как Золотые Ворота.

Есть парафилии и совсем тривиальные: любовь к занятиям сексом перед зеркалом, например.

Но не ради соленых историй о том, кто, где, как и с кем, написана эта книга. Во-первых, сам Беринг — открытый гей, и историю отношения общества к гомосексуалистам излагает достаточно подробно, в том числе и на своем весьма убедительном примере. Во-вторых, во время работы над книгой он собрал массу любопытных экспериментов. Как начинают вести себя, скажем, ягнята, выращенные среди коз, и наоборот. Как открытый доступ к порнографии (в том числе и детской) влияет на уровень сексуальной преступности. Почему можно верить откровениям мужчин и сложнее тестировать женщин.

И наконец третье — видимо, самое для автора важное, ради чего все и затевалось: Беринг призывает разграничивать действия и фантазии. Автор настаивает, что человеческие сексуальные ориентации и предпочтения в большинстве своем врожденны. То есть люди в них не виноваты. И неслучайно уголовно наказуемы из парафилий лишь единицы. Нельзя казнить человека за его внутреннюю жизнь. Можно лишь за нарушение закона. Но даже если взглянуть на законы в ретроспективе, становится видно, что то, что сейчас считается преступлением, в другие времена было обычной жизненной практикой.

Питер Шварц «В защиту эгоизма» (перевод С. Чулковой, изд-во «Альпина Паблишер»)

Тем, кто в деталях знаком со взглядами и произведениями Айн Рэнд, книга ничего нового не сообщит. Питер Шварц — почетный член и бывший председатель совета директоров Института Айн Рэнд (Ирвин, Калифорния), так что букве заветов Рэнд верен до конца.

Американский писатель и философ русского происхождения Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась в Санкт-Петербурге в 1905 году, эмигрировала в 1925-м) прославилась как основатель объективизма. Вкратце суть ее учения сводится к «теории целого кафтана», изложенной одним из персонажей «Преступления и наказания» Достоевского — Петром Петровичем Лужиным: человек должен жить для себя. И если у одного есть кафтан, а у другого его нет, то рвать свой кафтан пополам и делиться им с другим не стоит. Никакой пользы от половинок кафтана никому не будет. Разработанная Рэнд теория объективизма предлагает опираться на разум и личную выгоду, а всеми остальными способами восприятия мира пользоваться с большой аккуратностью.

Рэнд любила иллюстрировать свои идеи примерами из повседневной жизни. Вот, скажем, если муж потратил на лечение тяжело больной жены все, что у него было, прав ли он? С точки зрения объективизма прав, потому что он не хочет жить без этой женщины (то есть он действует из разумных эгоистических побуждений, что правильно). Должен ли он так же печься о здоровье жены соседа? Разумеется, нет — какое ему дело до жены соседа? Другой краеугольный камень ее учения — ощущение счастья. По словам Рэнд, несчастье так же свидетельствует о ментальной поломке организма, как боль — о физической. Но счастье важно поставить под контроль разума и пользы.

Отдельную личность Рэнд в своем учении ставит во главу угла. Так, на вопрос, имеем ли мы право гордиться великими предками, философ отвечает: нет, потому что мы к ним не имеем никакого отношения. Если прадед был губернатором, а его потомок всего лишь шофер — такого впору стесняться. Питер Шварц многие из идей Рэнд с готовностью повторяет, часто даже не дав себе труда поискать собственные формулировки: он просто приводит обширные цитаты из текстов кумира. А вот примеры «из жизни» он решил привести свои — и это самое слабое место в цепочке его рассуждений.

А. Дж. Риддл «Чума Атлантиды» (перевод А. Филонова, изд-во «Эксмо»)

Даже если не углубляться в историю мировых эпидемий, а захватить лишь самый краешек XXI века, то и в этот период их можно насчитать немало: атипичная пневмония, птичий и свиной грипп, лихорадка Эбола. Такая густота болезней вполне оправдывает популярность разного рода литературных и кинематографических сюжетов, построенных на распространении по миру смертельной болезни.

А. Дж. Риддл, менеджер из Северной Каролины, проснулся знаменитым, когда бросил разработку интернет-компаний и начал делать то, что у него получается лучше всего, — писать научную фантастику. Первый же его роман «Ген Атлантиды», замешанный сразу на всех тревожных новостях этого века — смертоносном вирусе, детях-аутистах, мировом терроризме, — стал бестселлером на «Амазоне».

«Ген Атлантиды» — первая часть трилогии «Цивилизация зеро». Вторая переведена на русский только что (очень небрежно переведена, увы, даже для научной фантастики). В ней речь идет о пандемии, прозванной Чумой Атлантиды. Болезнь уже унесла жизни одной седьмой части человечества. Выжить удается лишь счастливым обладателям некоего гена Атлантиды. В поисках спасения от страшной болезни ученые заходят далеко и на свою беду обнаруживают, что все их представления об эволюции homo sapiens оказались туманны и расплывчаты.

Несмотря на скорее незатейливый, чем поражающий воображение, апокалиптический сюжет, трилогия Риддла оказалась необычайно популярной. Ее финальная часть заняла первое место в списке научно-фантастической литературы Amazon.com, а кинокомпания CBS Films уже выкупила права на экранизацию. Так что любители Дэна Брауна, истосковавшиеся без его конспирологических теорий, могут пока почитать Риддла. Не заскучают.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше