«О всеобщей регистрации отпечатков пальцев речи пока нет» Депутат Госдумы Андрей Луговой обрисовал дактилоскопические перспективы России

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

В Госдуме после международной дактилоскопической конференции родилась инициатива о расширении круга лиц, которым необходимо в обязательном порядке сдавать отпечатки пальцев. В СМИ заговорили о том, что в обозримом будущем через эту процедуру придется пройти всем гражданам России. «Лента.ру» пообщалась с зампредседателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Андреем Луговым — одним из организаторов конференции и сторонником расширения обязательной дактилоскопии.

«Лента.ру»: В чем актуальность дактилоскопии, почему законодатели решили этим заняться?

Андрей Луговой: Проблема дактилоскопической регистрации актуальной была всегда. Сейчас вокруг нашей страны растут угрозы, а закон о дакторегистрации 1998 года поставленных перед ним задач не решил. Закон определял круг лиц для обязательной регистрации. В него было внесено 32 поправки, расширяющих действие закона — в основном за счет тех, чья профессиональная деятельность связана с риском для жизни. От частных охранников до сотрудников МЧС.

Когда и как вы подключились к данной проблеме?

Мой коллега, депутат Роман Худяков год назад подготовил законопроект. Там речь шла не только о дактилоскопической, но и о биометрической регистрации. Мы с ним как-то на эту тему разговорились, и я заинтересовался. Чисто по-обывательски. Потом погрузился глубже. И теперь, особенно после нынешней конференции, еще больше проникся.

Андрей Луговой

Андрей Луговой

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Очень много преступлений раскрывается благодаря дактилоскопии. В то же время немало случаев, когда на месте преступления удается обнаружить «пальчики», но идентифицировать их невозможно. У нас в стране около 80 тысяч неопознанных трупов, более 100 тысяч без вести пропавших. Много людей, которые просто потерялись. Мы к решению этой проблемы все никак не приблизимся. И, конечно, очень серьезна террористическая угроза.

Как вы в целом оцениваете проведенную конференцию?

Она была во многом инициирована представителями научного сообщества, занимающимися данным вопросом. Мы решили в теоретическом смысле глубже погрузиться в проблему дактилоскопической регистрации, посмотреть, что происходит в других странах. И я лично пришел к выводу, что у нас в обществе распространено восприятие дактилоскопии как некоей полицейской меры. Действительно, в конце XIX века все это затевалось, чтобы выявлять и задерживать преступников. Но сейчас на это надо смотреть с точки зрения облегчения жизни граждан, упрощения оказания госуслуг. А правонарушения можно не только раскрывать, но и успешно предупреждать.

Дактилоскопия и госуслуги? Какая связь?

Во многих случаях человек должен предоставлять документы, и никто по этому поводу не возмущается. Прохождение процедуры идентификации может стать намного проще и быстрее с широким введением дактилоскопической регистрации. Надо посмотреть, изучить этот вопрос. О всеобщей регистрации отпечатков пальцев речи пока нет. Начать следует с изменения отношения в обществе к этому.

С середины сентября для оформления шенгенских виз требуется сдать отпечатки всех десяти пальцев рук. А для чего еще «пальчики» применяются за рубежом?

Может быть, Киргизия и не самая развитая страна мира, но там провели последние выборы с использованием технологии дактилоскопической регистрации. Это очень здорово и, как мне кажется, напрочь снимает проблему фальсификации.

Все же речь идет об усилении государственного контроля над личностью.

О применении дакторегистрации все больше задумываются даже не в государственной, а в банковской сфере. Сегодня огромную проблему представляет процедура идентификации клиентов. Мы подходим к банкоматам, вставляем карточку, набираем код. Все это регулярно подделывается, взламывается.

Вы как бывший сотрудник спецслужб не знаете о случаях и способах подделки отпечатков пальцев?

Нет, о таких случаях я не знаю. Но могут подбросить. Допустим, с целью пустить следствие по ложному следу. Берут предметы с отпечатками невинного человека и оставляют на месте преступления. Ну, это фальсификация доказательств, а не подделка самих папиллярных узоров.

2013 год. Работа дактилоскописта экспертно-криминалистического центра Управления на транспорте МВД по ЦФО

2013 год. Работа дактилоскописта экспертно-криминалистического центра Управления на транспорте МВД по ЦФО

Руслан Кривобок/РИА Новости

Как обстоят дела с дактилоскопической регистрацией в России сегодня?

Мы занимаем достаточно передовые позиции. Проблема только в том, что все данные собираются в МВД. В других странах, как правило, существует отдельные агентства какие-то. Из-за этого у нас могут возникать проблемы на уровне взаимодействия между разными правоохранительными структурами.

Данные о каком количестве людей хранятся в базе данных МВД?

Сейчас немногим более 50 миллионов дактокарт. Согласно ведомственной статистике, в автоматизированном банке данных дактилоскопической информации МВД содержатся отпечатки около 32 миллионов лиц, осужденных за совершение преступлений или подвергнутых административному аресту. Дактокарты 8,4 миллиона людей, подлежащих регистрации по профессиональному признаку, — это сотрудники силовых структур, спасатели, военнослужащие, охранники. 5,4 миллиона карточек на иностранных граждан получивших разрешение на временное проживание, убежище, подлежащих выдворению. Еще отпечатки около 216 тысяч трупов.

В России также действует система добровольной дактилоскопической регистрации. К тому, чтобы люди активнее «сдавали пальчики», призывают сотрудники уголовного розыска, занимающиеся поиском без вести пропавших. Эта услуга предоставляется гражданам бесплатно в любом отделе полиции по месту жительства. Много ли добровольцев?

Уже почти три миллиона человек. Кстати, никто не задумывается и не боится, когда сдает отпечатки пальцев для органов безопасности другого государства. Люди идут на это добровольно. Получается, что за границей о них знают больше, чем на родине.

На чем основана позиция противников дактилоскопической регистрации, на ваш взгляд?

Ни на чем. Они говорят, что это ограничение прав и свобод граждан. Какие ограничения? Мы же получаем паспорта. Стоим в очереди, фотографируемся, расписываемся. А здесь просто подошел, приложил палец. Что тут такого? Многие еще просто по своей неграмотности считают, что этим якобы можно воспользоваться против гражданина, но это нереально.

2011 год. Снятие отпечатков пальцев призывника в дактилоскопическом кабинете сборного пункта.

2011 год. Снятие отпечатков пальцев призывника в дактилоскопическом кабинете сборного пункта.

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Что нам следует ожидать в ближайшем будущем с точки зрения законодательных инициатив, раз всеобщая регистрация, по вашим словам, пока лишь предмет для обсуждения специалистов и широкой общественности?

В настоящее время идет речь о расширении категории граждан, подлежащих дакторегистрации. Это лица, получающие лицензию на оружие, оформляющие загранпаспорта, состоящие на учете в наркологических и психо-неврологических диспансерах. Те, кому предстоит работать в сфере транспортной безопасности. И новые подразделения, чья основная задача — повышение антитеррористической защищенности.

Достаточно широкий круг.

Примерно такая же ситуация в США. Там нет всеобщей дактилоскопической регистрации, но есть список категорий граждан, проходящих через эту процедуру в обязательном порядке.

Мы еще вернемся к этой теме, а пока большое спасибо за беседу.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше