Война во сне и наяву Гид по уик-энду короткого (и не только) метра «2morrow / Zavtra»

Сегодня в Москве стартует уикенд короткого метра «2morrow / Zavtra» — трехдневная программа новинок, редкостей и шедевров, причем на деле не ограничивающаяся небольшим форматом. Среди прочего — уникальная возможность увидеть на экране новый фильм тайского гения Апичатпона Вирасетакуна и первые работы классиков.

«Брат Дэян»
Режиссер Бакур Бакурадзе

Уикенд короткого метра начнется и закончится, вопреки названию, громкими московскими премьерами картин полнометражных. Фильмом открытия фестиваля станет новая, первая за четыре года работа Бакура Бакурадзе «Брат Дэян», успевшая побывать в основном конкурсе Локарно — для российского кино не такая уж частая история. «Брат Дэян» снят на сербском языке и на сербском же материале: в сущности, фильм повествует о генерале Ратко Младиче, десяток лет скрывавшемся от международного трибунала по балканским деревням.

Кадр из фильма «Брат Дэян»

Но Бакурадзе не из тех режиссеров, кто будет гнаться за сенсационностью или политической повесткой. «Брат Дэян» бесстрастно вглядывается в аскетичный быт своего героя, прячущегося в доме пожилого пастуха, чтобы увидеть не повод для высказывания на острую тему, но обрывки правды о странном, почти мистическом мироощущении человека войны, застрявшего в мирной жизни.

«Кладбище великолепия» (Rak ti Khon Kaen)
Режиссер Апичатпон Вирасетакун

А вот это и вовсе подлинный подарок любому настоящему синефилу. Фестиваль закроется показом нового фильма таиландца Апичатпона Вирасетакуна, несколько лет назад выигравшего в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» с «Дядюшкой Бунми». В отличие от самого известного фильма режиссера, «Кладбище великолепия» обходится без визуальной дичи вроде обезьян-призраков — но не без подспудной, более тонкой и потому куда более действенной мистики. И без политики — в истории полуразрушенной больницы, где лежат вповалку, лишь изредка и ненадолго приходя в себя, десятки сраженных сонной болезнью солдат, считывается критика царящей в Таиланде военной диктатуры. Критика эта, конечно, не буквальна — но в бесконечной спячке несчастных вояк легко угадывается самоощущение человека, который приходит в ужас от происходящего в его стране и предпочитающего кошмару яви забытье.

Конкурс короткого метра

Конкурсная программа фестивалей короткометражек редко бывает по-настоящему представительной — но в случае уикенда «2morrow» на этот счет можно не волноваться и смело идти на любую из собранных в подборки по пять фильмов трех частей. Сюда вошли главные короткометражные хиты фестивального сезона — включая, например, новые работы таких знатных экспериментаторов, как австрийский сюрреалист Петер Черкасски («Изысканный труп») и британский певец обыкновенного аутизма Бен Риверс («Вещи»). Кроме того — многое, как водится, другое. Например, провокационный «Арт» румына Адриана Ситару, исследующий пределы манипуляции в искусстве на примере истории режиссера и юной актрисы, которой тот предлагает сыграть малолетнюю проститутку. Или «Впечатление от войны» колумбийца Камило Рестрепо, через отстраненные образы и кадры пытающееся уловить дух погрязшей в нарковойнах родины.

Программа «Культовые. Начало»

Своеобразная лавка кинематографических драгоценностей (причем вовсе не безделушек), программа «Культовые. Начало» собирает в два отделения первые, короткометражные киноопыты полутора десятков режиссеров, которых смело можно считать современными классиками. Нет смысла пускаться в объяснения и описания, достаточно перечислить представленных авторов: фон Триер, Дарденны, Вирасетакун, Гомеш, Порумбою, Акерман... Все они сделали большие и успешные карьеры в кино, начав с тех фильмов, что покажут на уикенде «2morrow». Возможность увидеть эти картины на большом экране неоценима.

Программа «Прототипы»

В еще одну ретроспективную программу уикенда вошли первые, короткометражные фильмы недавних дебютантов — за которыми последовали полные метры, прогремевшие на весь мир. Более того, в каждом из этих опытов в малой форме угадываются очертания тех больших картин, что в последние год-два удостоились призов в Каннах и «Сандэнсе» и даже номинаций на «Оскар». Так, в «Спасении» Бена Зайтлина нетрудно разглядеть «оскаровскую» антиутопию «Звери дикого юга», а по «И терпение кончается» уже заметен бескомпромиссный дар Ласло Немеша, в этом году заслужившего каннский Гран-при полнометражным «Сыном Саула». В некоторых случаях — как с «Глухотой» Мирослава Слабошпицкого — даже заметна магистральная тема, которую украинец впоследствии развил в ударное «Племя».

Уикенд короткого метра «2morrow / Zavtra» пройдет в Центре документального кино с 16 по 18 октября

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше