В минувшие выходные в Абрау-Дюрсо состоялся V Всероссийский саммит виноделов. Для отрасли это мероприятие можно считать ключевым, поскольку здесь определяется вся система координат, вырабатывается стратегия и намечаются основные направления развития российского виноделия на ближайшую перспективу. «Лента.ру» оказалась в центре событий.
Импортозамещение не грозит
Центральным мероприятием саммита по традиции стало ежегодное открытое собрание Союза виноградарей и виноделов России (СВВР), в котором приняли участие виноделы, руководители винодельческих хозяйств, виноторговых компаний и торговых сетей, винные эксперты, представители федеральных и региональных органов власти. С отчетным докладом выступил президент СВВР Леонид Попович.
Выступающие сосредоточились преимущественно на двух ключевых вопросах: импортозамещении и налогообложении. По словам Поповича, всерьез говорить об импортозамещении можно лишь после того, как площади виноградников в стране увеличатся с нынешних 90 тысяч гектаров до 350, а в идеале — до 400 тысяч гектаров. При благоприятном раскладе, хорошей экономической конъюнктуре, активном участии бизнеса и широкой государственной поддержке требуемых объемов удастся достичь не раньше 2030 года. Но и тогда получится заместить не более 70 процентов импорта.
Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский в качестве основных задач, стоящих перед законодательной властью, отметил необходимость принятия закона о понижении стоимости лицензий на производство вина с 800 тысяч рублей до 65 тысяч с продлением срока действия лицензии до 15 лет, а также упрощение налогообложения для отдельных категорий производителей. «В настоящий момент мы обсуждаем 50-процентное сокращение акцизного сбора с предприятий, которые делают вино из собственного винограда», — отметил Звагельский.
Налоговую тему затронул в своем выступлении уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, председатель СВВР Борис Титов. «Мы планируем выйти с предложением ввести дополнительный налог на алкоголь — скажем, 1 или 1,5 процента от стоимости бутылки, который шел бы исключительно на высадку новых виноградников», — пояснил Титов.
Все в зал
В рамках саммита состоялась масштабная и, пожалуй, наиболее репрезентативная винодельческая выставка с дегустацией у стендов. Свою продукцию представили 46 производителей — от крупных предприятий до микровиноделен. Такой палитры не найти больше ни на одной площадке страны.
Выставка в Абрау-Дюрсо являет собой своеобразный срез актуального положения дел в отечественном виноделии ровно потому, что здесь можно продегустировать практически все заслуживающее внимания вино. Именно этим она привлекательна для многих серьезных экспертов.
Предметное знакомство с представленным ассортиментом позволило сделать несколько важных наблюдений. Во-первых, все более отчетливой становится тенденция к работе с автохтонами, локальными сортами. Виноделы уверенно чувствуют себя в работе с Цимлянским Черным, Саперави, Ркацители, Кокуром. Последние годы ярко заявляет о себе Красностоп. Есть все основания полагать, что в самом ближайшем будущем этот сорт станет подлинной визитной карточкой отечественного виноделия. Уже сегодня отличные результаты в работе с ним показывает не только «Винодельня Ведерников», но также «Кубань-Вино», «Шато ле Гран Восток» и особенно «Бюрнье».
Во-вторых, Каберне Совиньон, Мерло и Шардоне в палитре международных сортов постепенно теснятся Каберне Франом, Пино Бланом и Алиготе. Ярко заявляют о себе Рислинг, Вионье, Сира, несомненный потенциал демонстрируют Карменер, Пино Гри, Гренаш. В этом убеждают вина от «Лефкадии», «Усадьбы Дивноморское», «Гай-Кодзора», «Сатеры», «Лозы», «Сикоры». С Пино Нуаром традиционно сложнее, но эксперименты «Усадьбы Раевское» и Uppa Winery позволяют надеяться, что дело это не совсем безнадежное даже в наших широтах.
В-третьих, отечественные производители заметно аккуратнее стали работать с бочкой, постепенно смещая акценты от выраженной дубовой доминанты в ароматах и чрезмерной мощи во вкусе в сторону свежей фруктовости, мягкости и аккуратной танинности. Чтобы убедиться в этом, стоит сравнить хотя бы разные винтажи верхних линеек «Кубань-Вино», «Фанагории» или той же «Лефкадии».
Наконец, невозможно не заметить, сколь серьезного результата от года к году добиваются микровиноделы. Персональные вина Олега Репина, Дмитрия Гусева, Алексея Толстого задают высокую планку качества для других, в том числе крупных производителей.
Вино с акцентом
В рамках саммита состоялся дегустационный конкурс «Кубок СВВР — 2015». К нему приковано особое внимание, поскольку именно он претендует сегодня на звание наиболее авторитетного конкурса страны. Его результаты становятся своеобразными ориентирами для отечественных производителей, столь же значимыми, как награды, полученные ими в Лондоне, Гонконге или Брюсселе.
Доверие участников рынка к любому внутрироссийскому дегустационному конкурсу — болезненная тема. На протяжении долгого времени ценность экспертных оценок на такого рода мероприятиях стремительно девальвировалась за счет закулисных договоренностей организаторов, дегустаторов и участников, предварительного распределения медалей или неформальной корректировки баллов постфактум. «Кубок СВВР» изначально задуман как жесткая альтернатива всех иных конкурсов, лишенная соответствующих недостатков.
В этом году организаторы максимально перестраховались, чтобы избежать не только обвинений, но даже малейших упреков в подтасовке результатов. В дегустационную комиссию пригласили ведущих зарубежных экспертов, хорошо известных на мировом винном рынке. В состав жюри вошли Тим Аткин (Master of Wine, Великобритания), Сара Эббот (Master of Wine, Великобритания), Хосе Пенин (Испания, автор ежегодного справочника Guida Penin), Роберт Джозеф (Великобритания, председатель International Wine & Spirits Challenge), Джозеф Дарелл (США, специалист по винам Центральной и Восточной Европы). Единственным представителем нашей страны в комиссии оказался вице-президент компании Simple и автор нескольких монографий о вине Анатолий Корнеев.
В течение двух дней эксперты оценивали продукцию более сорока отечественных предприятий. Все дегустации проходили вслепую и без коллективного обсуждения. Для дегустационных заметок и итоговых баллов впервые были использованы айпады со специальной программой. Каждый результат немедленно поступал на центральный компьютер, после чего оказывался недоступным для исправлений. Подсчет баллов велся автоматически.
Для объективной оценки общего уровня российских вин среди дегустационных образцов организаторы поместили вина категории гран крю от известнейших международных хозяйств. Конкретные имена экспертам были неизвестны, и только на заключительной пресс-конференции они узнали, что наряду с российскими оценивали вина от Lafite Rotschild, Tenuta San Guido (Sassicaia), Ornellaia, Chateau Talbot, Almaviva, Egon Muller, Louis Roederer, Laurent-Perrier, Lanson и других звезд мирового виноделия. Как и в предыдущие годы, результаты оказались парадоксальными: в слепых дегустациях многие российские вина эксперты оценили выше зарубежных. Важно подчеркнуть, что последние, строго говоря, не участвовали в конкурсе — они выполняли роль своеобразных реперных точек.
Тим Аткин отметил неровное качество российских вин: «Нам попалось много совершенно заурядных образцов, но наряду с ними встречались просто выдающиеся». По словам Роберта Джозефа, когда Россия всерьез заявит о себе на мировом винном рынке, придется пересматривать устоявшееся деление на Старый и Новый Свет. «В России существует многовековая традиция виноделия, есть уникальные автохтоны, а сейчас появились новые идеи и подрастает поколение молодых виноделов, обладающих международным опытом. Все это неизбежно даст свой положительный результат», — отметил Джозеф. По мнению Сары Эббот, Россию уже в ближайшие годы ожидает винодельческий ренессанс: «То, что мы попробовали на конкурсе, выполнено на хорошем международном уровне. Это заслуживает аплодисментов».
По итогам конкурса награды получили: в категории «Лучшее белое вино России» — Шардоне Шато Тамань резерв 2013 от «Кубань-Вино»; в категории «Лучше красное вино России» — Ренессанс Раевское 2012 от «Винное хозяйство Раевское»; в категории «Лучшее игристое вино России» — Империал кюве Ар-Нуво брют 2010 от «Абрау-Дюрсо»; в категории «Лучшее игристое резервуарное вино России» — Абрау-Дюрсо брют от «Абрау-Дюрсо»; в категории «Лучшее ликерное вино России» — Самур 2000 от «Дербентский коньячный комбинат»; в категории «Лучший коньяк России» — «Лезгинка» от «Кизлярский коньячный завод». Полный список медалистов опубликован на странице СВВР в Facebook.