30 октября на Фестивале нового британского кино показывают — в присутствии автора — «Первый фильм», настоящую документальную сенсацию, раскрывающую личность подлинного изобретателя кино и окружающую его тайну. Режиссер картины Дэвид Уилкинсон рассказал «Ленте.ру», почему мы ничего не знаем о Луи Ле Пренсе.
Документалка Дэвида Уилкинсона — подлинная сенсация, которая не шумит громче только из-за независимости собственного происхождения и силы стереотипов, царящих в киноиндустрии. Ветеран кино (45 лет в актерстве, продюсировании и кинопрокате) и патриот Йоркшира, Уилкинсон будто сыщик расследует распространенный на его родине в Лидсе миф о том, что кино изобрели не Люмьеры или Эдисон, а живший здесь француз Луи Ле Пренс.
За полтора часа «Первого фильма» не только автор, но и любой зритель убедится в том, что это вовсе не локальное заблуждение, а правда, подтверждаемая патентом, свидетельствами и сопровождаемая первой в истории кино трагедией. Ле Пренс бесследно исчез за несколько дней до первого публичного показа снятых им фильмов — куски трех из них сохранились. В общем, слишком правдоподобны доказательства, слишком все сходится — учебники истории кино теперь придется переписать.
«Лента.ру»: К своему стыду, я ничего не знал о Луи Ле Пренсе, пока не посмотрел «Первый фильм».
Дэвид Уилкинсон: Это не страшно. Я недавно представлял фильм на фестивале в Генте, и в первом ряду на показе сидел человек из Индии, который меня пристыдил: «Не понимаю, зачем вы сняли это кино. Абсолютно все знают, кто такой Луи Ле Пренс». Но это не так! Я снял для фильма 87 человек, которые работают в киноиндустрии, спросив у каждого, знают ли они о Ле Пренсе. Только один ответил положительно — и то он не знал, что Ле Пренс снял первый фильм в истории, знал его только как фотографа. Поэтому я и стал работать над этим кино. Может быть, в индийских киношколах о Ле Пренсе и рассказывают. Но в Великобритании — точно нет.
Фото: Guerilla Films
В России — тоже. Почему, как вам кажется, имя Ле Пренса киноистория почти не сохранила? Почему он не получил признания, даже когда ушли из бизнеса компании Эдисона и Люмьеров, очевидно, всюду продвигавшие своих создателей как изобретателей кино?
Я думаю, его попросту забыли. История помнит только победителей. И Эдисон, и Люмьеры заработали на кино уйму денег, за ними стояли целые PR-команды, которые продвигали их первенство. Конечно же, в их интересах было представлять именно себя создателями, пионерами этой индустрии. А имена тех, кто был менее удачлив, оказались вычеркнуты. Историю кино пишут два типа людей. Те, кто работает в кино и рассказывает об этом. И те, кто, как вы, пишет о кино, тем самым внося свой вклад в историю этого искусства. А поскольку Луи Ле Пренс был первым, то написать о нем просто-напросто было некому — ни журналистов, ни критиков, пишущих о кино, еще не существовало.
Единственная причина, по которой мы вообще знаем о Ле Пренсе, — то, что работавший с ним Э. Килберн Скотт написал посвященный Ле Пренсу памфлет. Именно благодаря этому памфлету о Ле Пренсе узнали. Не будь его — он был бы, скорее всего, забыт напрочь. Но Скотт писал уже спустя 40 лет — и у кинематографа за это время сложилась определенная история, изобретателями уже были провозглашены другие люди.
Вы задумали фильм о Ле Пренсе еще 30 лет назад. Почему приступить к работе над ним получилось только в середине 2000-х?
Я искал финансирование — и не находил его. Просто потому, что в производящих документальное кино компаниях, например, в BBC, никто мне не верил. Интернета тогда еще не было. А ни в одной киноэнциклопедии 1980-х, по крайней мере, британских, Ле Пренс даже не упоминался. Эдисон, Люмьеры — да. Уильям Фриз-Грин, еще один из пионеров кино, фигурировал в сносках — и то, может быть, всего в одной или двух книгах. И все. Так что я не находил понимания — те, кому я предлагал взяться за кино, были уверены, что я все выдумал сам. Поэтому я в итоге решил сделать все самостоятельно, как продюсер и сценарист. Но так и не смог найти режиссера, который бы питал к этой истории такую же страсть, что и я. Так что и снимать пришлось самому — и довольно быстро возникло решение войти в кадр, стать также и ведущим, чтобы с помощью фильма докопаться до правды и доказательств. И таким образом взять с собой в это путешествие, в это расследование и зрителей. Я узнавал новые детали и факты в процессе съемок (работавшие со мной исследователи и историки открывали их для себя раньше, но я специально просил все важное мне не рассказывать, придержать до момента, когда включится камера). Это было очень интересно — и получилось так во многом потому, что у нас толком не было бюджета.
Многие из тех, с кем вы обсуждаете Ле Пренса в фильме, говорят, что его судьба и трагедия настолько увлекательны, что он кажется чуть ли не вымышленным персонажем, буквально просится в игровое кино. Как вам кажется, чем именно завораживает история Ле Пренса?
Вот что интересно — многие зрители, которые не были в курсе его судьбы и только видели трейлер, потом говорили мне, что долго были уверены: они смотрят мокьюментари, а я все придумал. Как Вуди Аллен в «Зелиге». Потому что они не знали о Ле Пренсе раньше. Это удивительная судьба, как ни крути. Чего стоит только история его исчезновения? Что до меня, то во многом я был заворожен Ле Пренсом. Ведь я из Лидса, где про него никогда не забывали. В Лидсе есть мемориальная доска в его честь, местные киноманы о нем помнят. И я во многом хотел отомстить за все те годы, когда над нами, жителями Лидса, из-за уверенности в первенстве Ле Пренса насмехались, считая, будто мы просто хотим привлечь к городу внимание.
«Первый фильм» в принципе во многом смотрится как признание в любви Лидсу.
Это правда. Когда я пытался выбить финансирование у городского совета, то так им и говорил: «Это будет признание в любви Лидсу, первый фильм, придуманный, снятый и посвященный городу со времен Луи Ле Принса». Они просто рассмеялись и не дали мне ни пенни, сказав, что я мелодраматизирую и никакой валентинкой Лидсу это кино не станет. Поэтому здорово, что вы это почувствовали — именно любовь к городу я в фильм и вкладывал.
Что касается трагического финала судьбы Ле Пренса... Как вам кажется, что с ним случилось?
Честно говоря, я так и не смог прийти к однозначному ответу. Нет достаточных доказательств ни одной из теорий — ни версии о вызванном патентными войнами убийстве, ни версии об убийстве из-за конфликта с братом. Версия с самоубийством наиболее правдоподобна — но, опять же, есть сомнения и в ней.
Если судьба самого Ле Пренса, как вы и говорите в фильме, — первая трагедия в истории кино, то случившаяся через два года гибель его сына Адольфа, который снимался в его роликах, — в сущности, трагедия первой в истории кинозвезды.
А ведь вы правы! Как я не додумался до этого сам! Я должен был вставить эту фразу в фильм (смеется). Это и правда первая трагическая гибель в истории кинозвезд. Никаких доказательств нет, но вообще, в этом случае я как раз уверен, что это было убийство. Адольф был в Америке, он выступал на судах по поводу патентов в пользу своего покойного отца — и рано или поздно добился бы своего: все доказательства у него имелись. Тогда бы Эдисону и другим пришлось платить семье Ле Пренса — причем очень большие деньги. А, как мы все знаем, Эдисон не гнушался ничем.