Амнистия капиталов Как бизнесу выйти из тени

Фото: Валерий Титиевский / РИА Новости

В августе этого года был принят закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — так называемый закон об амнистии капиталов. «Лента.ру», совместно с управляющим партнером юридической группы «Парадигма» Климентом Русакомским разбирается в том, насколько он оказался эффективным.

В мировом масштабе

Считается, что первая амнистия капиталов была проведена в Соединенных Штатах Америки в 30-х годах ХХ века сразу же после Великой депрессии. Тогда американские власти закрыли глаза на нелегальные доходы, полученные от незаконной торговли алкоголем в период действия сухого закона.

Климент Русакомский

Климент Русакомский

После Второй мировой «амнистировали» капиталы Третьего рейха, находившиеся в швейцарских банках. В результате укрепилась банковская система Швейцарии.

Есть и другие примеры. В 2001-2002 годах на амнистию пошла Италия. Из страны уходили капиталы, уклонение от уплаты налогов приняло угрожающие масштабы. Правительство предоставило уклонявшимся от декларирования имущества и уплаты налогов лицам возможности избежать налоговой ответственности. Правда, при условии оплаты государству 2,5 процентов от стоимости задекларированного имущества или посредством приобретения государственных ценных бумаг на сумму не менее 12 процентов от стоимости сокрытого от декларирования имущества. На руки выдавался документ — так называемый «сертификат конфиденциального взноса», освобождавший от необходимости подавать декларацию в отношении сокрытого имущества и от налоговой ответственности.

В российских условиях

В современной России власти тоже прибегали к амнистированию капиталов. Правда, не так успешно. Впервые такая мера была введена в 1993 году на основании Указа президента «О налоговой амнистии». Он освобождал граждан и юридических лиц от любой ответственности в случае добровольного информирования властей о неуплаченных налогах и их фактической уплаты в бюджет. Но желаемого эффекта добиться не удалось: программа длилась всего месяц и была прекращена.

Политическая и концептуальная сущность нынешней амнистии капиталов сопровождается довольно привлекательной риторикой: верните в Россию выведенные из нее капиталы, а государство не будет привлекать вас к ответственности. Интерес государства очевиден: в условиях экономического кризиса и бюджетного дефицита ему критически необходимы деньги инвесторов.

Эта программа в определенных случаях может быть выгодна и тем, кому она адресована: это возможность ввести в легальное поле свои активы, которые по каким-либо причинам были скрыты от государства или нажиты незаконным путем. В первую очередь действие закона об амнистии капиталов распространяется на активы, находящиеся за рубежом. В нынешних условиях санкций, введенных рядом зарубежных государств в отношении России, государство резонно полагает, что использование капиталов, источником происхождения которых является Россия, за границей будет затруднено, а значит — их собственники предпочтут легализоваться в своей стране. Недаром одной из целей закона об амнистии капиталов названо «снижение рисков использования российских капиталов, находящихся в иностранных государствах».

Однако политические декларации и заявления для их воплощения в жизнь должны обрести правовую форму. И на этой стадии вольно или невольно возможны искажения смысла громких деклараций политиков. Посмотрим, насколько редакция принятого закона об амнистии капиталов соответствует заявленным целям и насколько удобно и выгодно декларантам использовать предоставленные этим законом возможности.

Подводные камни

Сначала о положительных сторонах закона об амнистии капиталов. Во-первых, процедура подачи декларации и требования к ней понятны даже неспециалистам. Во-вторых, заявителю не обязательно сопровождать декларацию документами, подтверждающими наличие у него декларируемого имущества и его параметры. В-третьих, лицо не обязано раскрывать источники получения имущества или средств на его приобретение. В-четвертых, отсутствуют жесткие требования относительно гражданства декларанта — то есть декларацию может подать как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства или лицо без гражданства. В-пятых, законом предоставляются гарантии непривлечения лица к ответственности. Вместе с тем необходимо принимать во внимание следующие «подводные камни».

В соответствии с законом об амнистии капиталов лицо освобождается от налоговой ответственности, если деяния, являющиеся основанием для наступления такой ответственности, были совершены до 1 января этого года. В то же время из текста закона однозначно не следует освобождение лица от ответственности, если речь идет о начисленных в связи с неуплатой налогов пеней. Ведь если исходить из буквального толкования соответствующего текста нормативного акта, то получается, что подпадают под амнистию только деяния, связанные с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом, а также открытием или зачислением денежных средств на банковские счета. Про пени ничего не говорится.

Другим важным моментом, о котором следует обязательно помнить, является фактическая необходимость двойного декларирования контролируемых иностранных компаний: по закону о деофшоризации и по закону об амнистии капиталов.

Перечень преступлений, от ответственности за совершение которых освобождаются декларанты, существенно ограничен и включает в себя часть преступлений в сфере валютного контроля и полностью налоговые преступления. При этом надо четко осознавать, что если декларируемые активы были получены в результате совершения иных преступлений или декларант подпадает под действие законодательства о государственной службе, о противодействии коррупции, о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, то ни о каком освобождении от ответственности говорить не приходится.

Но где гарантия того, что при подаче декларации человек сможет правильно оценить юридическую сторону своих действий и не подпасть под другую статью Уголовного кодекса РФ или специального законодательства? Без консультаций с квалифицированными юристами проведение подобной оценки существенно усложняется.

С другой стороны, закон предоставляет гарантии только самим декларантам, а также третьим лицам, указанным в поданной декларации. Иные лица, которые могут быть причастны к правонарушениям, связанным с декларируемыми активами, понесут ответственность на общих основаниях. Таким образом, в руках декларанта появляется весомое оружие, с помощью которого он может попытаться разрешить конфликт с партнерами по бизнесу или получить иные преференции. Нежелающим подставлять других лиц следует помнить об этом положении закона и взвешенно подойти к составлению декларации.

В законе об амнистии капиталов не в достаточной мере освещены и некоторые процедурные вопросы. Например, существенный потенциал для злоупотреблений и выборочного применения закона содержится в норме, по которой в приеме декларации может быть отказано. В этом случае декларант попадает в крайне уязвимое положение: сведения об активах уже известны государственным органам, а заявитель не может рассчитывать на гарантии, так как декларацию у него не приняли.

Добавляет масла в огонь и то обстоятельство, что законом не ограничен срок, в течение которого уполномоченный орган может принять решение об отказе в приеме декларации. Это означает, что у компетентных органов будет достаточно времени для оценки и проверки полученных от декларанта сведений в части перспектив привлечения его к ответственности.

Интересный момент связан с основаниями освобождения декларанта от уголовной ответственности. В законе об амнистии капиталов говорится об освобождении от ответственности, но не освобождении от проведения проверок и даже возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает такого основания для отказа в возбуждении уголовного дела как представление декларации в рамках закона об амнистии капиталов. Иными словами, получив информацию от налоговых органов, правоохранительные органы обязаны возбудить уголовное дело, провести расследование и только потом прекратить уголовное дело в связи с подачей лицом декларации. Да и прекращение уголовного дела возможно только с обязательным соблюдением некоторых условностей.

Крайне непроработанным является положение закона о невозможности использования полученных от декларанта сведений в качестве основания для возбуждения уголовного дела, начала производства по делу об административном или налоговом правонарушении. Норма, конечно, звучит основательно, и сразу и не скажешь, что есть какой-то подвох. А он есть, причем существенный. Ведь в соответствии, например, с уголовно-процессуальным законодательством порядок производства по уголовному делу определяется только УПК РФ. Другими словами, следователь при возбуждении и расследовании дела должен руководствоваться только нормами УПК РФ, которые не предусматривают каких-либо исключений для декларантов в соответствии с законом об амнистии капиталов. Даже если допустить, что следователь все же решит принять к сведению указанную норму закона об амнистии капиталов, что мешает ему получить нужные сведения из других источников? Например, сделать запрос в компетентные органы иностранных государств, допросить осведомленных лиц и так далее.

Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что добровольное декларирование активов не означает освобождение лица от дальнейших обязательных платежей, вытекающих из факта принадлежности имущества данному лицу. В связи с этим нельзя исключать того, что впоследствии декларанту потребуется предоставить уполномоченным органам государственной власти дополнительные документы, необходимые для точного определения параметров налогообложения лица.

В целом заслуживает нарекания и сама концепция закона об амнистии капиталов, по которой законопослушные граждане не могут воспользоваться каким-либо «иммунитетом» от ответственности, а нарушители законодательства, успевшие подать декларацию, полностью освобождаются от ответственности. Ни о какой социальной справедливости в данном случае вообще нельзя вести речь.

Итак, на основании всего вышеизложенного можно заключить, что к подаче декларации в соответствии с законом об амнистии капиталов необходимо подойти взвешенно, предварительно оценив для себя возможные риски и преимущества. Для принятия обоснованного решения необходим анализ всего комплекса обстоятельств, связанных с активами конкретного лица. Шаблонные рекомендации и решения тут не подойдут.

Юридическое сообщество отреагировало на принятие закона об амнистии капиталов сдержанно. Помимо отмеченных выше моментов специалисты отмечают и фундаментальные препятствия для успешной реализации закона — тотальное недоверие бизнеса государству.

Для устранения выявленных недостатков закона об амнистии капиталов его действие следует распространить на всех без исключения граждан России в отношении правонарушений, совершенных до 1 января 2016 года. Залогом успешности амнистии капиталов в этом случае может стать четкое определение составов уголовных, административных и налоговых правонарушений, не подпадающих под действие закона об амнистии капиталов, а также отсутствие корреляции освобождения от ответственности с необходимостью подачи декларации. В таком случае эффективность закона существенно улучшится.

После нескольких месяцев действия закона об амнистии капиталов его недостатки стали очевидны и на самом высоком уровне. Недавно заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил о возможной корректировке программы амнистии капиталов в сторону продления сроков ее действия, а также правил раскрытия информации для желающих подать декларацию. Конечно, в действующей редакции закон об амнистии капиталов не может заинтересовать «серьезных игроков». Будем надеяться, что будущие поправки помогут изменить сложившуюся ситуацию.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше