Гагаринский суд Москвы приговорил к полутора годам колонии общего режима зоозащитницу Викторию Павленко за кражу собаки-поводыря у слепой певицы Юлии Дьяковой. На процессе подсудимая настаивала на своей невиновности, утверждая, что спасала животное от жестокого обращения. Потерпевшая выразила надежду, что теперь перестанут красть собак. Преступление было раскрыто усилиями Следственного комитета России. Возвращение Дианы хозяйке пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков назвал чудом. Почему бытовая кража вызвала такой резонанс — разбиралась «Лента.ру».
«Что у нас в стране других проблем нет, как сажать за собачку?!» — выкрикнула мама подсудимой сразу после оглашения приговора. В руках — тяжелые пакеты с теплыми вещами, с трудом сдерживает слезы перед камерами. Вещи отдать дочери не успела — конвой застегнул наручники на осужденной и увел в потайную дверь, куда посторонним вход воспрещен.
37-летняя подсудимая — юрист московской коллегии адвокатов. Иллюзий насчет приговора не питала. Перед судебным заседанием напомнила журналистам, что в стране оправданий — один процент.
Все это время собака Диана, та самая, пряталась от многочисленных телекамер под столом, за которым сидели потерпевшая Юлия Дьякова и ее адвокат.
Из приговора следует, что Павленко украла животное 29 июля в переходе у метро «Профсоюзная», где Дьякова давала уличный концерт. Диана попала к своей нынешней хозяйке в 2013 году из некоммерческой кинологической организации «Собаки-помощники инвалидов». В рамках государственной программы собаку-поводыря предоставили безвозмездно, без права продажи третьим лицам.
Павленко утверждает, что собака сама выбежала ей навстречу. Решив, что животное украли и используют для попрошайничества, Павленко отвезла Диану специалисту-кинологу.
Дьяковой, осознавшей пропажу, кто-то сказал, что собаку какая-то женщина увела в метро.
О краже животного стало широко известно после сообщения, опубликованного преподавателем МГУ Анной Архангельской на ее странице в Facebook. История быстро разошлась по социальным сетям. Пассажиры подземки сфотографировали предполагаемую похитительницу в вагоне поезда и опубликовали фото. Московская полиция возбудила уголовное дело о краже собаки.
Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин близко к сердцу принял потерю слепой девушки и лично пообещал вернуть ей собаку.
В день пропажи Дьякова обратилась в полицию, и пока она писала там заявление, ей позвонила женщина и сказала, что нашла ошейник. Впоследствии выяснилось, что звонила Татьяна Федосеева, которой Павленко передала собаку. Кинолог нашла на ошейнике номер телефона. Но услышав, что хозяйка в полиции пишет заявление о краже собаки, попросту испугалась и не сообщила, что Диана у нее. Она выбросила ошейник с номером и передала животное другим кинологам. Те разместили в интернете объявление о найденной собаке.
Дьякова дважды приезжала в Ступино в собачий питомник, но почему-то не узнавала своего питомца. В третий раз вместе с ней поехал кинолог из организации «Собаки-помощники инвалидов», тренировавший Диану, и, наконец, хозяйка ее признала. Маркин в своем микроблоге в Twitter по этому поводу написал: «Передайте Юле: "Как мы и обещали, собачку нашли и готовы передать ей в любой момент!"».
Радостное событие прокомментировал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Честно говоря, никто в это не верил, а такое чудо они (следователи — прим. «Ленты.ру») совершили», — сказал он.
Перед залом суда толпятся женщины с повязанными на шее лиловыми платками. На них надпись: «Я за Вику» — и отпечаток собачьей лапы. Одна из женщин объясняет, что цвет выбран не случайно — «лиловый означает правосудие со времен, когда в Англии были приняты первые законы».
Они ходили на каждое заседание, чтобы поддержать подсудимую. Знакомимся: Монахова Татьяна Владимировна. «У меня 15 кошек», — первым делом сообщает она. И объясняет, что такая шумиха возникла, потому что «выпустили Васильеву, которая похитила у государства миллиард, и надо было переключить внимание общества».
Женщины из группы поддержки горячатся. «Так собаки-поводыри себя не ведут» — говорит соседка Виктории Галина. У нее тоже несколько собак. Натренированное животное никогда не убегает от хозяина, а «хороший хозяин всегда узнает свою собаку», — говорит она. Галина считает, что Павленко — жертва «нелепого стечения обстоятельств».
Согласно материалам дела, Диану оценили в 355 тысяч рублей, из них 330 тысяч — это стоимость подготовки собаки в качестве поводыря, а остальное — цена, за которую кинологи выкупили ее у предыдущих хозяев.
Стоимость собаки имеет значение для квалификации преступления: поскольку если речь идет о сумме больше 250 тысяч рублей, то это кража в крупном размере. Соответственно, и наказание строже.
В зале суда и за его пределами люди отзывались о Виктории как о добром и отзывчивом человеке. «Она всегда помогала больным животным», — говорит одна из женщин из группы поддержки. На процессе свидетели рассказывали, что Виктория посещала детский дом для детей с задержками в развитии и собиралась взять оттуда ребенка на воспитание.
Судья в своем приговоре обратила эти показания против обвиняемой, расценив «сострадание и альтруизм» Павленко как причину, побудившую ее к преступлению. Кроме того, суд указал на то, что обвиняемая «демонстрировала социальное превосходство» над попрошайками и бомжами, которым «не место рядом с собакой». К этой категории, как говорится в приговоре, Павленко причислила потерпевшую.
Суд не поверил в версию обвиняемой о том, что она пыталась спасти собаку. В приговоре судья отметила, что Павленко могла обратиться к полицейским, находящимся в метро, но этого не сделала.
Кирилл Горячев из московского общества защиты животных говорит, что в 99 процентах случаев полиция не реагирует на пропажу домашних животных. «Видимо, больше нечем было похвастаться», — иронизирует он.
Зоозащитники выступают против использования животных для зарабатывания денег. «Трогательные котята и щенята в коробке, призванные вызвать сочувствие у прохожих, часто оказываются на помойке или же содержатся в антисанитарных условиях и в конечном итоге погибают от голода и болезней», — говорится в листовке, которую распространяли в суде сторонники обвиняемой.
На процессе Дьякова заявляла, что подсудимая неоднократно подходила к ней во время концертов в подземных переходах и агрессивно обвиняла в жестоком обращении с собакой. В частности, она возмущалась тем, что Диане не дают воду и она лежит на цементном полу без теплой подстилки. Павленко настаивает на том, что видела потерпевшую с ее питомцем только в тот злосчастный день.
Свидетельница Самохина сказала, что это она делала замечания певице по поводу плохого ухода за животным. Но Дьякова возразила, что не могла ошибиться, потому что у нее хорошая память на голоса.
Слепая девушка поет на московских улицах и в переходах. В ноябре 2014 года она представляла Россию в финале Международного фестиваля памяти Анны Герман в Варшаве, где завоевала приз зрительских симпатий. У нее имеется лицензия индивидуального предпринимателя, позволяющая ей выступать. Обычно она поет по утрам перед занятиями в институте.
В прениях потерпевшая просила для Павленко условного наказания. Прокурор же настаивал на двух годах колонии общего режима. В итоге судья дала реальные полтора года, указав, что в данном случае «исправление невозможно без изоляции от общества». Отягчающим вину Павленко обстоятельством названо то, что она воспользовалась «беспомощным состоянием потерпевшей». Смягчающих обстоятельств суд не усмотрел. Также в приговоре указано, что обвиняемая может получить в колонии необходимую медицинскую помощь для лечения имеющейся у нее доброкачественной опухоли мозга.
«Я не судья, чтобы определять приговор, — заявила «Ленте.ру» Юлия Дьякова после оглашения вердикта. — Я хочу, чтобы собак больше не крали даже под самыми благовидными предлогами».
Журналисты задали вопрос: «Вы ее простили?» Ответил адвокат потерпевшей Иван Дубянский: «Она не извинилась, чтобы мы ее простили, даже в последнем слове».
В судебной практике дел о кражах домашних животных можно сосчитать по пальцам. В феврале в Воронеже был задержан обворовавший дачу гражданин Узбекистана. В полиции указали, что он в прошлом году был осужден к условному сроку за кражу домашнего питомца, но какого именно не говорилось.
В марте 2013 года житель Тобольска был оштрафован на 5 тысяч рублей за кражу овчарки. А годом ранее в Красноярске приговорили к полутора годам колонии 25-летнюю девушку за похищение декоративной собачки породы той терьер и мобильного телефона. Еще была пара случаев в 2011 и 2010 годах, когда пьяные воры съели похищенных животных.