Будущее технологий лежит на пересечении цифрового и физического миров. Этот тренд завоевывает все новые отрасли: медицина, фармацевтика, энергетика, производство продуктов питания и массового потребления, тяжелая промышленность.
Первые ласточки новой индустриализации полетели на глобальные рынки в конце девяностых. Уже сейчас большая часть добавленной стоимости производится не на заводах и не в сборочных цехах, а на мониторах системных интеграторов. На первый план выступает способность построить сетевую структуру, наладить связи между участниками производственного процесса и грамотно оперировать этими связями. Мир переходит к сетецентричной экономике, и это открывает перед предпринимателями нового поколения заманчивые рыночные перспективы. Например, такие промышленные гиганты, как Boeing и Airbus, уже превратились из производственных компаний в инжиниринговые, маркетинговые и логистические машины.
Гульнара Биккулова, руководитель стартап-акселератора GenerationS, член правления РВК:
«Потребитель все больше становится частью цифрового мира и в бизнесе, и в личной жизни. Как следствие, развиваются технологии, связанные с конвергенцией цифрового и физического миров: большие данные, искусственный интеллект, безопасность, новые источники энергии, сенсорика, 3D-печать и новые материалы и т.д. Если говорить про корпоративный сектор, здесь по-прежнему предпочтение отдается надежным и доказавшим свою эффективность решениям, пусть даже не самым инновационным. Развитие этих технологий позволяет обеспечивать доступ именно к тем услугам и продуктам, которые необходимы потребителю здесь и сейчас. И такая кастомизация или персонализация становятся частью стандарта, к которому все больше привыкают и люди, и компании».
Новая индустриализация породила еще несколько важных трендов. Во главе — интернет вещей как сеть сетей. Причем речь идет не только о потребительском сегменте, умных холодильниках и беспилотных автомобилях. Интернет вещей открывает широкие перспективы в промышленности. На данном этапе это мониторинг оборудования, аналитика, системы поддержки принятия решений. В будущем — самодостаточные и самообучающиеся роботизированные производства, основанные на нейронных сетях. Многие эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем IT и робототехника как отдельные направления просто растворятся. Все, что будет нас окружать, будет так или иначе связано с IT и робототехникой.
Евгений Плужник, первый проректор Московского технологического института, оператора трека Robotics GenerationS:
«Противостояние человеческого и искусственного интеллекта неизбежно, пока не появится комфортная модель совместного существования и развития. Чем умнее будут становиться машины, тем сложнее будут модели взаимодействия. Однако это не должно пугать нас и останавливать в развитии нейроморфных алгоритмов и антропоморфных роботов. Будут возникать конфликты, которые поднимут новые задачи для человечества, и мы будем их решать. Подчинят ли когда-нибудь машины людей? Я в этом не уверен. Скорее всего, эволюция приведет нас к появлению гибридного интеллекта, нового вида — человек + робот. Тогда вопрос исчезнет сам собой и роботы станут нашей неотъемлемой частью».
Надия Черкасова, член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24:
«Мы видим большой потенциал у проектов, развивающих технологии умных городов и интернет вещей. В России растет количество стартапов по этим направлениям. В свою очередь, ВТБ24 стремится всесторонне поддерживать малый и средний бизнес. Мы проводим проекты, направленные на поддержку малого бизнеса, — например, «Ниша на миллиард». В ближайшее время мы планируем запустить еще один проект, победитель которого получит мощную рекламную поддержку. Также ВТБ24 плотно сотрудничает с РВК и другими институтами развития».
Изменился и вектор развития технологий. Если в прошлом веке основным драйвером научно-технического прогресса выступал оборонно-промышленный комплекс, откуда шел трансфер технологий в гражданскую индустрию и на массовый рынок, то теперь ситуация обратная. На данном этапе, основная задача прогресса — обеспечить потребности человека, поднять качество жизни на новый уровень. Затем уже технологии «с гражданки» переходят в ОПК, который использует и усваивает их для своих целей.
Хороший пример — американская компания Boston Dynamics, которая разрабатывает технологии на стыке цифры и реального мира. Они производят машины, в которых применяют принципы локомоторики живых существ — человека, животных. В рамках проекта DI Guy компания производит программно-графические решения, воплощающие модель человеческого поведения. Технология универсальна и может применяться для самых разных целей — от индустрии развлечений до авикосмической промышленности. Неудивительно, что среди постоянных клиентов Boston Dynamics отметились все виды Вооруженных сил США и такие корпорации, как Boeing, BAE Systems или Raytheon.
На пересечении информационных технологий и физического мира появились аддитивные технологии и ЗD-печать, биоинжиниринг, цифровая автоматика и роботизированные производства. Эти и другие разработки изменят облик промышленности. Это касается не только тяжелой индустрии, но и легкой промышленности, пищепрома, производства косметики и других товаров массового потребления, медицины и фармацевтики — всех областей нашей жизни.
Сергей Богданов, директор Регионального центра инноваций StartupSamara, оператора трека Aerospace GenerationS:
«Бурный рост ожидают аддитивные технологии. Причем как в промышленном, так и в потребительском сегменте: очень скоро на рынке появятся доступные 3D-принтеры, и мы увидим рост продаж 3D-моделей для печати. В сети появятся хранилища бесплатных моделей и магазины с платным контентом. Несомненно взрывной рост ждет рынок беспилотных летательных аппаратов. Развиваться будут платформы для производства беспилотников и софт для управления ими (в том числе и группами беспилотных аппаратов), сервисы, использующие беспилотники в своей работе».
Татьяна Санина, директор по бизнес-администрированию Инновационного центра «Бирюч» (ГК ЭФКО):
«Основным драйвером развития новых технологий в России ближайшее время будет импортозамещение в пищевой и кормовой промышленности, производстве косметики, энергетике, приборостроении. Здесь есть большой потенциал создания технологий, позволяющих производить уже существующие на рынке продукты, но с гораздо более низкой себестоимостью или более высоким качеством за счет инновационных решений. Кроме того, мы считаем, что вследствие постоянного ужесточения экологических норм крупному бизнесу будут интересны проекты, связанные с переработкой отходов производств в коммерчески ценные продукты».
Андрей Войнов, руководитель отдела маркетинга ИНВИТРО:
«Мы наблюдаем серьезную гонку в области новых технологий в медицине. Уже сейчас с помощью технологий 3D-печати может производиться почти все: от домашней выпечки и игрушек до индивидуальных медицинских протезов и деталей космических аппаратов. 3D-принтеры становятся доступными по цене — их можно купить за 300 долларов. Индустрия уже движется к тому, что предметы будут создаваться под конкретного человека и задачи: обувь, одежда, инструменты. ИНВИТРО — соучредитель первой в России частной исследовательской лаборатории по 3D-биопечати. Проект 3D Bioprinting Solutions за три года успел уже поразить мир и пройти путь от строительства лаборатории до успешной печати органного конструкта щитовидной железы мыши с использованием российского биопринтера FABION».
Еще одной интересной технологией, набирающей популярность, становится беспилотная система логистики. В этом направлении ИНВИТРО успешно реализовала пилотный проект по доставке биоматериала в горной местности на расстояние 12 километров. Для нас беспилотная доставка — очень перспективное направление. Традиционной сферой интереса для нас является и появление новых технологических решений в области медицины и лабораторной диагностики — мы стараемся отслеживать и внедрять новые технологии первыми.
Ольга Бабкина, заместитель проректора по научной работе Томского государственного университета, оператора трека BiotechMed GenerationS:
«В ближайшие годы в России будут активно развиваться биотехнология и синтетическая биология, что связано с потребностью в экологичных решениях в сфере агропромышленного комплекса и сельского хозяйства, пищевой промышленности и другие. Технологии 3D-принтинга активно развиваются как в части печати изделий для машиностроения, так и в части печати из биополимеров медицинских изделий, органов и тканей человека, позволяя создать изделия с уникальными прогнозируемыми свойствами под задачу, организм, проблему. Нейротехнологии также на гребне волны — сегодня человек хочет управлять процессами не только в своей голове, но и окружающих живых организмов, машинах. И конечно технологии хранения и обработки с BigData, так как в наше время массового мониторинга за всем и вся необходимо грамотно управлять информацией и анализировать процессы».
В энергетике революция происходит уже сейчас. Новые возможности, которые открывают умные сети, фактически означают переход к peer-to-peer модели, когда потребитель энергии в определенные моменты может выступать ее производителем и продавцом. Еще пару десятилетий назад это невозможно было себе представить. При этом основная добавочная стоимость создается не на электростанциях, а в головах математиков, компьютерах программистов и сетевых инженеров.
Татьяна Строганова, управляющий директор Центра корпоративных инноваций Next Capital, оператора трека Power&Energy GenerationS:
«Распределенная возобновляемая энергетика — это новый мультимиллиардный рынок, который уже вовсю развивается в США и Европе. Модель распределенной возобновляемой энергетики основана на принципах сетевой конфигурации и peer-to-peer взаимодействиях между игроками, что дает каждому домовладельцу возможность стать не только потребителем, но и поставщиком электроэнергии в сети. Новая модель рынка открывает большие возможности для предпринимателей нового поколения: интеллектуальные энергетические сети, перевод оборудования на цифру, новая математика для расчета балансов и биллинга, технологии возобновляемой энергетики, новые типы накопителей электроэнергии и другие технологии. В России есть инженеры, разрабатывающие эти технологии. Сейчас им в команду нужны сильные ребята, которые сделают из технологии бизнес и выведут ее на глобальный рынок».
Новая индустриализация и новые рыночные модели уже сейчас ведут к возрастанию роли малого бизнеса. Акцент переместится с глобальных производителей на «бутиковое» производство и «индпошив». Развитие и удешевление новых технологий позволит малому бизнесу оснастить свои производства не хуже крупных индустриальных предприятий. Промышленность перейдет к модели, по которой сейчас работает розничная торговля, — на окраинах города размещаются крупные торговые центры, являющиеся по сути интеграторами небольших торговых точек, а по всему городу разбросаны небольшие магазины шаговой доступности.
В связи с изменением роли малого бизнеса изменится и облик финансовых сервисов. На этом рынке выиграют те поставщики решений, которые смогут предвидеть потребности предпринимателей нового поколения.
Андрей Шаров, вице-президент Сбербанка:
«В последние годы технологии развиваются настолько стремительно и столь существенно меняют поведенческие модели потребителей, что прогнозировать, какова ситуация будет через 10 лет, — дело неблагодарное. Однако ближайшее будущее спрогнозировать можно: убежден, что будет нарастать популярность онлайн-сервисов, которые обеспечивают полный цикл обслуживания клиентов сегмента малого бизнеса.
Уже сегодня 98 процентов всех наших клиентов-предпринимателей работают с банком онлайн. Более 90 процентов всех открываемых счетов малых предпринимателей резервируются через интернет. Сервис «Онлайн-резервирование расчетного счета» позволяет получить номер счета в среднем за три минуты. Другая важная услуга, над которой мы работаем, — это расчетный сервис проведения платежей для корпоративных клиентов. Сейчас он доступен 15 часов в сутки 5 дней в неделю, а до конца года мы планируем перейти на круглосуточный режим работы. Это очень важно, тем более для малого бизнеса, у которого часто есть реальная необходимость проводить закупки и платежи, например, по выходным».
Сергей Максимчук, «Альфа-Старт»:
«В нашем фокусе — финансово-технологические стартапы и проекты из области электронной коммерции. Мы видим перспективу в нескольких направлениях: Big Data, peer-to-peer, crowd-investing, crowd-funding, sharing economy, wearables и мобильные платежи».
И конечно, самый важный тренд — это новые требования к человеческому ресурсу, которые ставит перед нами новая индустриализация. Ставка на интеллектуальные возможности, компетенции, которые позволят обеспечивать задачи интеграции ресурсов, инжиниринг и создавать уникальное предложение товаров и услуг для новых технологических рынков.
Гульнара Биккулова, руководитель стартап-акселератора GenerationS, член правления РВК:
«В России есть команды с интересными разработками в этой области, и мы стараемся их находить в рамках нашего акселератора GenerationS. Чаще всего это люди, которым больше интересен процесс научного творчества, а не бизнес. Мы ищем тех, кто готов стать предпринимателями, и помогаем им определиться с рынком, продуктом, найти правильных партнеров и превратить свою разработку в технологический бизнес».
Ольга Будник
Статья подготовлена по материалам РВК