Поющий фрегат Как близко можно подойти к военному кораблю и остаться в живых

 Российский сторожевой корабль «Сметливый»

Российский сторожевой корабль «Сметливый». Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Утром 13 декабря 2015 года в международных водах близ греческого острова Лемнос турецкое рыболовное судно, не отвечая на сигналы, попыталось сблизиться со стоявшим на якоре российским сторожевиком «Сметливый», входящим в состав Средиземноморской группировки ВМФ России. Экипаж корабля открыл предупредительный огонь.

Что произошло?

Релиз управления пресс-службы и информации Минобороны РФ излагает события следующим образом: «в 9.03 мск вахтенная служба корабля обнаружила на расстоянии около 1 тысячи метров турецкое судно, приближающееся к стоящему на якоре СК "Сметливый" с правого борта».

Несмотря на многочисленные попытки «Сметливого» экипаж турецкого сейнера не шел на радиоконтакт с российскими моряками и не отвечал на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет.

При сближении турецкого сейнера с российским сторожевым кораблем на расстояние около 600 метров, в целях недопущения столкновения кораблей, по ходу движения турецкого судна на расстоянии гарантированного непоражения было применено стрелковое оружие.

Сразу после этого турецкое судно резко сменило курс и, не выходя на контакт с российским экипажем, продолжило движение мимо СК «Сметливый» на расстоянии 540 метров.

В связи с происшедшим в Эгейском море инцидентом заместителем Министра обороны РФ Анатолием Антоновым в Минобороны России вызван военный атташе при посольстве Турции в России».

Что за корабль?

Сторожевой корабль проекта 61 «Сметливый». Ветеран ВМФ России, в строю с 1969 года. Построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. За характерный высокий звук газовых турбин (первый в мире серийный проект с газотурбинными установками) корабли этого типа получили на флоте прозвище «поющие фрегаты».

Водоизмещение — 4400 тонн, длина — 144 метра, ширина — 15,8, мощность газотурбинной силовой установки — 72 мегаватта, скорость — до 38 узлов. В 1987-1995 годах прошел модернизацию, получив в дополнение к противолодочному и зенитному вооружению противокорабельные ракеты Х-35 комплекса «Уран», а также новые системы слежения за подлодками.

«Сметливый» — последний корабль своего типа в составе ВМФ России. Предполагается к списанию после прихода на Черноморский флот фрегатов проекта 11356 новой постройки. Несмотря на возраст — один из самых «ходовых» на флоте, регулярно выполняет задачи в Средиземном море и Индийском океане.

Как это могло произойти?

По словам офицеров ВМФ России с практическим опытом выходов в Средиземное море, инцидент может объясняться целым рядом причин. Турецкий сейнер мог приближаться к кораблю и сам по себе — экипажи азиатских рыболовных судов, часто набранные в странах третьего мира, регулярно нарушают правила судовождения, создавая опасные ситуации.

Даже если ему была дана на этот счет особая команда, то необязательно с целью теракта. Возможно, задачей было спровоцировать инцидент с применением оружия для того, чтобы впоследствии обвинить Россию в агрессии и закрыть черноморские проливы, на что Турция имеет право в случае войны или военной угрозы — согласно положениям Конвенции Монтре о режиме проливов 1936 года.

Наконец, сейнер мог использоваться для выполнения вполне конкретных задач в интересах военных и спецслужб — от акустической разведки (если вместо сети он, например, был оснащен буксируемой гидроакустической антенной) до прикрытия действий подводной лодки или необитаемого подводного аппарата своим акустическим фоном.

Можно ли было не стрелять?

За безопасность корабля прямо отвечает его командир, и его обязанности в данной ситуации определяются, во-первых, уставами, а во-вторых — распоряжением на боевую службу, которое выдается каждому кораблю, уходящему в открытое море, и где возможные ситуации, требующие применения оружия, определяются детально — вплоть до дистанций открытия огня.

Предупредительный огонь из стрелкового оружия (наиболее вероятно — пулеметов на крыльях мостика) по курсу неизвестного плавсредства, приближающегося к боевому кораблю — одна из мер, предпринимаемых после того, как другие попытки принудить судно изменить курс не увенчались успехом. Следующим этапом могло бы стать применение оружия на поражение, причем, скорее всего, уже не стрелкового, а 76-миллиметровых «универсалок» с целью предотвращения атаки.

Примером такой атаки может быть теракт, унесший жизни 17 человек и ранивший еще 39 на борту эсминца ВМС США «Коул», атакованного лодкой с парой смертников и грузом взрывчатки 12 сентября 2000 года в Адене.

Что будет дальше?

Все зависит от реальных обстоятельств сближения. Если, что весьма вероятно, инцидент действительно вызван непрофессионализмом экипажа сейнера, просто дрейфовавшего недалеко от сторожевика и внезапно давшего ход в его направлении, — то он останется без особых последствий.

Если же за этим стоит нечто большее, то последствия могут быть самыми разными. Учитывая то внимание, которое Турция уделяет боевой готовности российских кораблей, идущих через проливы, попытки выжать основание для закрытия Босфора и Дарданелл «ввиду военной угрозы» из этого происшествия вполне могут последовать. Или не последовать. До следующего происшествия.

О возможности подобных провокаций со стороны Турции говорит, например, инцидент 2010 года с «Флотилией свободы», когда палестинские активисты, поддерживаемые Турцией, попробовали прорвать установленную Израилем блокаду побережья Газы.

В ночь на 31 мая 2010 года конвой был остановлен военно-морскими силами Израиля в нейтральных водах вблизи границ Израиля при попытке проникновения в закрытую военную зону. Капитанам судов было предложено принять на борт досмотровую группу и поменять курс на порт города Ашдод.

Пассажиры возглавлявшего «флотилию» корабля «Мави Мармара» (Mavi Marmara) оказали сопротивление израильской досмотровой группе спецназа. На борту были организованные группы боевиков с битами, арматурой, ножами и кастетами. В результате были убиты 9 и ранены 30 человек на борту, ранения также получили более 10 израильских солдат. Инцидент вызвал одно из самых серьезных обострений в отношениях между Анкарой и Иерусалимом.

Возможен ли теракт?

Да, безусловно. Некогда спокойное Средиземное море становится все более опасным — с учетом неконтролируемых перемещений исламистов на востоке Турции (где доступ потенциальных террористов в порты куда более реален, чем в воюющей Сирии — Асад контролирует свое побережье), их наличия в Ливане, активности на Синае и в Ливии. Попытки теракта совершенно не исключены, в том числе и с использованием гражданских судов под турецким флагом, в том числе и с целью спровоцировать военное столкновение между Россией и Турцией.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше