Приоритет национального уровня Почему российской экономике и науке не обойтись без освоения Арктики

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

В Международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня» 15 декабря состоялся круглый стол на тему «Арктика в фокусе современной геополитики». Обсуждался доклад с результатами экспертного опроса, проведенного Институтом региональных проблем. В подготовке доклада приняли участие российские и зарубежные эксперты — представители органов власти, бизнеса, СМИ, НКО и научного сообщества.

Арктическая гонка

Авторы доклада утверждают, что российская и американская позиции в отношении Арктики развиваются в противофазе. Сегодня консервативные силы США день ото дня все больше бьют тревогу по поводу «российского продвижения» в Арктику, пытаясь подстегнуть правительство к более решительным действиям. Значимость «арктической гонки», в представлениях американцев, только возрастает. Адмирал Пол Заканфт на конференции в Вашингтоне в этом году сравнил арктическое противостояние с гонкой в космосе. «Мне бы хотелось, чтобы США делали что-то из того, что делает Россия — создавали новые базы, телекоммуникации, поисково-спасательные возможности», — заявил он.

В недавнем докладе американского Центра стратегических и международных исследований «Новый ледяной занавес» стремление России восстановить военное и экономическое превосходство на Севере сравнивается с рвением, которое демонстрировал Советский Союз в попытках создания «Красной Арктики» в 1930-х годах. «Как показал опыт СССР, — отмечается в американском докладе, — успехи страны в Арктике во многом зависят от степени вовлеченности государства в развитие региона. Именно государство, в отличие от разрозненных и зачастую неэффективных частных инициатив, может обеспечить координацию усилий, методический, комплексный подход. Большинство американских экспертов убеждены, что как раз этатистская модель освоения Арктики позволила России тогда и позволяет сейчас одерживать верх над Штатами в арктической гонке».

Сокровища ледяного края

Главное макроэкономическое значение Арктики, по мнению экспертов, заключается в том, что она является точкой приложения капитала. Современная экономика не может без них существовать, однако возникают они только в результате технологических скачков, открывающих новые сферы для освоения. И арктический шельф мог бы послужить основой для такого скачка. Арктика, по мнению авторов доклада, — наиболее естественная и правильная точка приложения капитала.

Атомный ледокол «Ямал» во время научно-исследовательских работ в Карском море

Атомный ледокол «Ямал» во время научно-исследовательских работ в Карском море

На освоение Арктики тратятся и будут тратиться огромные ресурсы, в том числе финансовые. Но процесс освоения — не самоцель. Он оправдан только в том случае, если его результатом будет введение в хозяйственный оборот уникальных сырьевых запасов региона и его транспортного потенциала.

Важную роль также играет развитие Северного морского пути — относительно безопасного и быстрого маршрута из Северо-Восточной Азии в Европу, из центра производства — в центр потребления. «Тот, кто будет владеть транспортной артерией, будет со временем определять и цену продукции, особенно уникальной» — говорится в докладе.

Наука и инновации

Разумеется, условия Арктики требуют инновационного подхода к решению возникающих проблем. По словам одного из экспертов, профессора Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Владимира Селина, освоение объектов сырья на шельфе — это высокотехнологичный процесс, определяющий инновационное развитие целых отраслей и регионов, формирование новых конкурентоспособных кластеров.

И это прекрасно понимают компании, играющие ведущую роль в освоении арктического шельфа. В частности, «Роснефть» несколько лет назад создала Арктический научно-проектный центр, а в 2014 году заключила с учеными биологического факультета МГУ им. Ломоносова договор по созданию микробного препарата для северных морей. В рамках данного соглашения специалисты выделили около 100 микроорганизмов, способных при низких, в том числе и отрицательных температурах разлагать нефть и нефтепродукты.

Кроме того, НК «Роснефть» проводит научные исследования в Карском море, море Лаптевых, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Компания уже организовала в Арктике десять научно-исследовательских экспедиций, в ходе которых был собран значительный объем данных в разных областях. «Кара-зима-2015» без преувеличения стала самой масштабной научно-исследовательской арктической экспедицией в мире за последнее двадцатилетие.

В результате была полностью восстановлена система метеонаблюдений в Карском море. Работы в этом направлении продолжатся: в планах следующих экспедиций — установка метеостанций в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море. Авторы доклада убеждены, что научное и хозяйственное освоение Арктики неразрывно связаны: наука собирает информацию, необходимую для хозяйственного освоения, и создает технологии для него, экономика загружает науку заказами и тем самым финансирует научную деятельность.

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин и министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской (второй слева) на открытии российской дрейфующей станции «Северный полюс-2015»

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин и министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской (второй слева) на открытии российской дрейфующей станции «Северный полюс-2015»

Перспективный нацпроект

То, что освоение Арктического шельфа — одно из самых перспективных направлений в нефтедобыче, было очевидно большинству экспертов, однако результаты поискового бурения в Карском море на структуре «Университетская-1» превзошли самые смелые ожидания. Только первая скважина позволила поставить на баланс суммарные начальные извлекаемые запасы в 130 миллионов тонн нефти и 396 миллиардов кубометров газа. «Роснефть» открыла новую Карскую морскую нефтеносную провинцию, которая, по оценкам специалистов, по объему ресурсов превосходит такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, шельф Аляски и Канады.

В целом, в районах, которыми Россия уже владеет и на которые претендует, находится более 250 миллионов баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1 процента всех запасов Арктики. Прилегающий к территории РФ арктический шельф может стать в XXI веке основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 миллиона квадратных метров российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 миллионов, то есть почти вся его площадь, из них 4 миллиона квадратных метров — это наиболее перспективные участки.

О возрастающем интересе российского руководства к арктическому региону свидетельствует создание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. В российских политических кругах есть отчетливое понимание того, что будущее страны неразрывно связано с судьбой полярных регионов, и их развитие является национальным приоритетом. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф обеспечит от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи.

В феврале 2016 года Россия презентует в комиссии ООН обновленную заявку на расширение своих арктических территорий, включая свыше миллиона квадратных километров морского дна шельфа. Заявка содержит обоснование то, что морские границы России в Северном Ледовитом океане — продолжение ее территории, в частности, континентальной окраины (речь идет о хребте Ломоносова и поднятии имени Менделеева), а не частью Мирового океана с отдельными океаническими подводными хребтами. «На этих глубинах может находиться до 30 процентов неразведанного природного газа и 15% нефти в мире», — отмечается в докладе. Помимо России, на ту же зону претендуют Дания, США и Канада.

По мнению авторов доклада, «реиндустриализация в масштабах Арктики требует скоординированной общегосударственной программы, в рамках которой объединятся потенциалы государства и частного бизнеса в форме государственно-частного партнерства». Однако ключевая роль отводится государству, а точнее госкомпаниям — «Роснефти» и «Газпрому», поскольку именно они способны вкладывать средства, понимая, что окупятся они лишь в долгосрочной перспективе. Поэтому эксперты делают вывод, что в освоении Арктики можно рассчитывать только на госкомпании.

Достаточно вспомнить проект по реализации нового для России перспективного направления — создания судостроительного кластера «Звезда» на Дальнем Востоке, который, по мнению экспертов, позволит возродить отечественное судостроение. Реализуемый совместными усилиями компаний «Роснефть», «Газпромбанк» и «Объединенная судостроительная корпорация», проект предполагает строительство к 2020 году 50 буровых платформ, 80 танкеров и 200 вспомогательных судов для освоения шельфа.

Что касается доступа частных компаний к освоению шельфа, то, по словам генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, есть два обстоятельства, вызывающих сомнения. «Во-первых, у них нет опыта разработки северных шельфов. А какие частные компании готовы выйти на шельф, не все ведь? Масштаб большой. А если мы добавим к двум государственным одну частную компанию, что это изменит в общей конфигурации? В лучшую сторону — ничего. Та самая конкуренция не возникнет», — говорит эксперт.

Участники экспедиции «Кара-зима 2015»

Участники экспедиции «Кара-зима 2015»

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Второе обстоятельство, по его словам, заключается в том, что частная компания должна работать в частных интересах, иначе это не компания, а благотворительное общество. «Частные интересы и развитие Арктики сегодня очень плохо состыкуются, потому что, с одной стороны, прибыль будет нескоро, а с другой — масштаб задач огромный», — констатирует Дмитрий Журавлев.

Доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор связей с общественностью, вице-президент Академии политической науки Михаил Бочаров отмечает, что «Лукойл», одна из таких частных компаний, лоббирует участие в арктическом шельфе. «Ну вот посмотрите, вроде бы "Лукойл" в прошлом году назывался транснациональной корпорацией. В Америке компания имела заправки и даже пыталась построить завод, но в связи с санкциями их вытеснили, и теперь они уже не транснациональная корпорация. То есть они боролись за капитализацию, в том числе и в США, с тем, чтобы получить вот эти доли в Арктике. Теперь зачем им это нужно?» — рассуждает эксперт.

Сейчас Россия стремится как можно быстрее реализовать программу по импортозамещению, поскольку рассчитывать на иностранных поставщиков не приходится. Вместе с тем даже в сложных экономических и политических условиях нефтедобыча на арктическом шельфе остается локомотивом экономики страны в целом и ее северных регионов в частности. Она стимулирует развитие инновационных производств и транспортной инфраструктуры, в том числе Северного морского пути, и прекращать это нецелесообразно.

По мнению экспертов, опрошенных Институтом региональных проблем, развитие нефтедобычи в условиях Арктики способствует созданию высокотехнологичных рабочих мест, росту доходов населения, и, что не менее важно, формирует условия для ускорения поступательного движения в других отраслях экономики.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше