Цэ Европа Снимет ли ЕС санкции с Белоруссии в ближайшее время

Александр Лукашенко

Александр Лукашенко. Фото: Комсомольская правда / Russian Look / Globallookpress.com

9 февраля в Минск приехали представители нескольких стран Евросоюза. Гости намеревались выяснить, что конкретно белорусы готовы предложить Брюсселю в обмен на изменение европейской политики в отношении Белоруссии. 15 февраля состоится заседание Совета ЕС по иностранным делам, на котором планируется рассмотрение вопроса о продлении или прекращении режима санкций в отношении ряда белорусских чиновников, а также некоторых предприятий и бизнесменов из ближайшего окружения президента страны Александра Лукашенко. «Лента.ру» попыталась проанализировать возможные варианты развития событий.

Ни вашим, ни нашим

Хотя отношения Европейского союза и Белоруссии за последние два десятилетия не раз менялись, нынешняя ситуация особая. Раньше в Брюсселе интерес к Минску ограничивался по большей части лишь периодом президентских выборов, сегодня же еврочиновники избрали совершенно иную стратегию. Теперь акценты смещены от негласной поддержки оппозиции к активному сотрудничеству на официальном уровне. Поэтому за последние два года Минск буквально превратился в место для паломничества политиков и бизнесменов как из Европы, так и США. В 2015-м году здесь побывали представители Еврокомиссии и Совета Европы, МВФ и Всемирного банка, члены Европарламента, министры стран ЕС и даже заместитель помощника госсекретаря США Эрик Рубино, приезжавший лично обсудить перспективы налаживания отношений между двумя странами. Более того, все они так или иначе высказывали свое глубокое удовлетворение процессами, которые идут в республике. Например, заместитель генсека Европейской службы внешних действий Хельга Мария Шмид еще прошлой зимой заявила о серьезном вкладе Белоруссии в общую структуру европейской безопасности, и на протяжении всего 2015 года это неоднократно повторялось на различных уровнях белорусско-европейского сотрудничества.

В Минске в свою очередь сделали некоторые шаги навстречу ЕС: освободили так называемых политзаключенных, перестали активно преследовать местную оппозицию, а также проявили определенную независимость от России на международной арене (достаточно вспомнить белорусскую позицию по вопросу о сбитом в сирийском небе российском бомбардировщике Су-24, которая сводится к тезису «ни вашим, ни нашим»). Да и сам Лукашенко в беседах с представителями Евросоюза неоднократно говорил о том, что его страна желает «переформатирования» программы ЕС «Восточное партнерство» и тесного сотрудничества с Западом. Апогей белорусско-европейского сближения — приостановление до 29 февраля 2016 года санкций в отношении 170 человек и трех компаний из так называемого «черного списка», куда входят высокопоставленные белорусские чиновники, бизнесмены и сам глава республики.

Казалось бы, последние действия белорусской стороны не должны вызывать никакого удивления, поскольку Минск уже не раз использовал «географический фактор» в своей политике. С одной стороны, европейцам и американцам обещают пересмотр отношений с Россией и переход на путь «истинной демократии», а с другой — Москве дают понять, что пора активизировать экономическую помощь своему союзнику, иначе изменения внешнеполитического курса Белоруссии не избежать. Однако если раньше такая тактика действительно приносила результаты в виде различных преференций и кредитов со стороны России, то сегодня все складывается иначе.

Лукашенко (справа) встречает в Минске лидеров стран нормандской четверки

Лукашенко (справа) встречает в Минске лидеров стран нормандской четверки

Фото: Василий Федосенко / Reuters

После приостановления в конце октября 2015-го санкций оказалось, что белорусское руководство не ждут с распростертыми объятиями на Западе. Лукашенко так и не посетил ни одной страны Евросоюза лично, как это было, например, в период 2008-2010 годов, когда санкции также были приостановлены. На западном направлении продолжает активно работать лишь МИД страны и прежде всего его глава Владимир Макей, на которого, видимо, возложена вся ответственность за отношения с ЕС. Впрочем, это абсолютно не мешает белорусскому лидеру делать своим зарубежным партнерам намеки о готовности республики пойти им навстречу. Об этом свидетельствует и недавнее поручение Лукашенко внешнеполитическому ведомству республики «всесторонне развивать отношения с Евросоюзом, в том числе в правозащитной сфере, работе с ОБСЕ по подготовке выборов и по другим направлениям», которое, к слову, было дано накануне приезда 9 февраля в Минск представителей Евросоюза.

Взгляд с Запада

По мнению многих аналитиков, для Европы настал, пожалуй, самый удобный момент, чтобы переманить Белоруссию на свою сторону или как минимум удержать ее от еще большего втягивания в сферу влияния России. Но на Западе хватает и скептиков. Ведь пока практически ничего не сделано из того, о чем Белоруссия и ЕС уже долгое время договариваются. А именно — республика так и не получила кредитов, судьба безвизового режима остается под большим вопросом, инвестиции в белорусскую экономику не идут, и даже программа «Восточного партнерства», одной из целей которой было расширение белорусско-европейского сотрудничества, по словам министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского, «закончилось катастрофой». Да, Запад признал Минск в качестве своеобразной переговорной площадки по украинскому кризису, белорусского президента перестали называть «последним диктатором Европы», но его международный статус не повысился. Всему этому есть объяснение, напрямую связанное с изменением европейской стратегии взаимоотношений с Белоруссией.

Президент Белоруссии с сыном Николаем собирают картошку

Президент Белоруссии с сыном Николаем собирают картошку

Фото: Андрей Стасевич / BelTA / Reuters

За предыдущие несколько лет в Брюсселе была проделана работа по активному вовлечению в сферу интересов Евросоюза государственных органов управления и хозяйствования Белоруссии. Новая политика ЕС делает ставку в первую очередь на минских чиновников, а не на президента страны или оппозицию. Это связано с тем, что в сложившейся экономической обстановке, когда традиционное финансирование социально-экономической модели республики со стороны России фактически прекратилось, у Лукашенко практически не осталось пространства для маневров. Но любое чрезмерное давление на президента со стороны Запада может обернуться результатами, далекими от ожидаемых. Ведь у Москвы гораздо больше рычагов воздействия на белорусскую действительность, чем у Брюсселя или Вашингтона. В таких условиях наиболее перспективной видится работа именно с чиновниками на местном уровне — они, по всей видимости, и должны послужить основой будущей европеизации страны. Поэтому на Западе уделяют первоочередное внимание инициативам, в которых институты гражданского общества взаимодействуют с органами государственного управления Белоруссии. Это обязательное условие для финансирования большинства проектов, реализуемых в республике при поддержке Евросоюза. Доказательством тому — программы грантов ЕС на 2016 год.

Это не означает, что поддержка Евросоюзом и США белорусской оппозиции полностью прекращена. Однако финансовый поток сократился до минимума. В связи с этим некоторые оппозиционные структуры уже выразили готовность сотрудничать с государством. Например, известные в Белоруссии и среди европолитиков организаторы гражданской кампании «Говори правду!», которым многие в стране приписывают более чем тесные связи с органами госбезопасности, заявляют о необходимости снятия санкций против Белоруссии. Такая «конструктивная оппозиция» вполне устраивает и Брюссель, и Минск. Более того, власти готовы разрешить вернуться в страну некоторым западным фондам — при условии их сотрудничества с государством, например, фондам Фридриха Эберта и Конрада Аденауэра.

Глава белорусского МИД Владимир Макей

Глава белорусского МИД Владимир Макей

Фото: Niu Xiaolei / Zuma / Globallookpress.com

Туманные перспективы

Белорусские власти, намеренно или нет, но уже принимают правила игры, написанные в Брюсселе. И в этом специфика нынешней ситуации. Если раньше ЕС был вынужден подстраиваться под настроение руководства Белоруссии и колебания белорусско-российских отношений (чем они хуже, тем лучше отношения с ЕС), то теперь Минск уже не способен навязывать свою игру ни Брюсселю, ни Москве. К тому же после того, как украинский кризис в европейской политике отошел на второй план, уступив место Сирии и Ближнему Востоку, белорусские позиции в переговорном процессе с ЕС заметно ослабли. Об этом свидетельствует и то, что состоявшийся в феврале визит представителей МИД из стран Евросоюза прошел практически незаметно. По его итогам не было сделано никаких официальных заявлений, и осталось неясно, будут ли продлены санкции против Белоруссии или нет. В Европе не видят особой необходимости педалировать данный вопрос — далеко не самый главный в европейской политике.

Учитывая все эти факторы, можно предположить, что санкции в отношении белорусских чиновников и бизнесменов будут и дальше заморожены, поскольку это не только не критично для Брюсселя, но и позволяет европейским структурам официально работать с органами государственного управления Белоруссии. Это несколько укрепляет позиции Минска в переговорном процессе с Россией, что, учитывая амбициозность белорусского руководства, играет только на руку Брюсселю — чем большую независимость от РФ демонстрируют в Минске, тем больше шансов на успех новой европейской политики. Поэтому если «окно в Европу» из Белоруссии и прорубят в обозримом будущем, то сделают это не сами белорусы, а европейцы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше