Подарки остались в прошлом Как ретейл пережил гендерные праздники

Фото: Роман Канащук / «Коммерсантъ»

Пока мужчины старались сэкономить на подарках, россиянки не чурались кредитов — лишь бы побаловать себя любимых. «Лента.ру» отследила основные тренды предпраздничных распродаж кризисного 2016 года.

Наши соотечественники стали прижимистее не только в повседневной жизни — в норме вещей теперь экономить на подарках и торжествах. «Многие пары договорились в этом году, что обходятся без взаимных подарков, а на эти деньги празднуют», — говорит партнер консалтинг-центра «Шаг» Екатерина Денисова.

Именно с этим связано любопытное наблюдение, сделанное сотрудниками компании Loyalty Partners Vostok (оператор бонусной программы «Малина»): если ранее в ресторанах из двух гендерных праздников, как правило, отмечалось 8 Марта, то в этом году наблюдался приток посетителей и 23 Февраля. При этом, несмотря на рост цен в меню, изменения суммы среднего чека в эти даты по сравнению с двумя предыдущими годами были незначительными: видимо, парочки отдавали предпочтение более дешевым блюдам.

В этом году подарками по большей части были обделены мужчины. Согласно опросу исследовательского центра Superjob.ru, почти две трети россиян собирались дарить подарки на 8 Марта, а на День защитника Отечества планировали делать это всего 39 процентов.

Впрочем, покупательский спрос в преддверии весеннего праздника всегда значительно выше, чем накануне 23 февраля, а подарки — дороже. Этот год отличается тем, что мужчины стали экономнее, а расходы на дам увеличились в сравнении с буднями незначительно. «Траты по банковским картам перед 8 Марта выросли на 11,5 процента по сравнению с обычными днями, хотя в прошлом году траты росли на 13,5 процента», — подсчитал гендиректор Loyalty Partners Vostok Сергей Бородин. По его словам, несмотря на повышенную активность перед праздниками, общая сумма трат на 8 Марта уменьшилась на четверть по сравнению с предыдущим годом, при этом средний чек, наоборот, увеличился на 20 процентов. Из этого можно сделать вывод, что подарки хоть и выросли в цене, но их количество сократилось — кого-то из представительниц слабого пола обделили вниманием.

Экономить на всем

При выборе подарков мужчины ориентировались по большей части на свои финансовые возможности. «В целом подарки стали дешевле и мельче — цветы, конфеты, недорогая косметика и сувенирка», — говорит Екатерина Денисова.

Фото: Сергей Киселев / «Коммерсантъ»

Самый популярный подарок — конечно, цветы, от которых не принято отказываться даже в условиях жесткой семейной экономии. Но букеты стали дешевле и проще, говорят представители бизнеса: при росте цен на цветочную продукцию средний чек на праздничный набор за год не изменился и составил около тысячи рублей.

Импортных цветов в этом году продавалось в разы меньше, чем годом ранее, на смену заморским розам пришли отечественные тюльпаны, и причина тому — не столько импортозамещение, сколько спад покупательной способности населения. Трендом последних лет стали горшочные цветы. Розы, хризантемы и орхидеи все чаще покупают к 8 Марта несрезанными, а их популярность отчасти обусловлена ценой, равнозначной стоимости букета, сообщили в гипермаркете «Оби».

Растут продажи шоколада — лучшего средства от депрессии. Так, продажи кондитерской фабрики «Победа» за февраль и начало марта этого года выросли почти наполовину по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. «Несмотря на кризис, который заставляет участников кондитерского рынка повышать цены на свои продукты, 8 Марта по-прежнему остается "сладким" праздником», — говорит Виталий Муравьев, президент «Победы». Помимо плиточного шоколада, по его наблюдениям, повышенным спросом пользуются подарочные наборы.

«Вечной ценностью» оказались и подарки из серии косметика-парфюмерия, но тоже с уклоном в экономию. К примеру, продажи косметической продукции Lush с 1 по 8 марта выросли на 12 процентов по сравнению с тем же периодом 2015-го, сообщили в компании, отметив, что самыми популярными стали недорогие маски и подарочные наборы в ценовой категории от 1000 до 1500 рублей.

Тем временем немногочисленная платежеспособная публика не стала отказываться от более крупных трат, хотя это утверждение касается в основном мужской части населения. По словам PR-директора «Евросети» Ульяны Смольской, 22-23 февраля продажи у ретейлера выросли на 20 процентов, а 7-8 марта — уже на 75-80 процентов. По данным компании «Связной», перед 23 Февраля наиболее популярны были сравнительно недорогие колонки, Bluetooth-гарнитуры, а перед 8 Марта приобретались серьезные гаджеты: смартфоны, планшеты и smart-часы.

Продавцы электроники также отмечали рост продаж традиционных восьмимартовских презентов — товаров для красоты и кухни. Даже у онлайн-магазина «220 Вольт», специализирующегося на продаже электротоваров, товаров для дома и строительных материалов, торговля перед женским праздником шла бойко: с 16 по 23 февраля было продано на 15 процентов больше товаров, чем годом ранее (средний чек при этом вырос незначительно), а с 1 по 8 марта число покупок выросло на 19 процентов (средний чек вырос почти наполовину).

Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсантъ»

Но лучшими друзьями девушек остаются бриллианты. Согласно исследованию сети ювелирных магазинов «Адамас», продажи украшений накануне Международного женского дня соответствовали предыдущим годам. «Количество праздничных покупок, как и годом ранее, выросло втрое. Более того, несмотря на кризис, в 2016 году выросли продажи украшений стоимостью более 100 тысяч рублей», — похвалились в пресс-службе компании. Переориентации на серебро в магазинах не наблюдалось, а в топ самых популярных подарков к 8 Марта вошли серьги — несмотря на то, что парное украшение априори дороже другой продукции.

Хоть в кредит

Главным же трендом этого года стали покупки подарков через интернет. По данным «Яндекс. Деньги», перед Днем защитника Отечества онлайн-заказы выросли в полтора раза, а перед Международным женским днем — в два. Рост продаж через интернет отмечают не только онлайн-магазины, но и офлайновые торговые точки, наладившие продажи через сеть, в том числе продавцы цветов, электроники и даже ювелирки. В «Яндекс.Касса» подсчитали, что в преддверии праздника продажи цветов в интернет-магазинах выросли в три-пять раз, ювелирных изделий — на 30 процентов.

«С помощью интернета и специальных сервисов покупатели легко отслеживают акционные товары и специальные предложения», — подтверждает Екатерина Денисова. С этим же связан возросший интерес к купонным сайтам и сайтам с промокодами, которые позволяют приобретать товары с дисконтом. «Покупатели в этом году более склонны совершать покупки с использованием скидки от 20-40 процентов, скидки менее 20 процентов пользовались меньшим спросом вне зависимости от категории товаров», — сообщила «Ленте.ру» директор по развитию бизнеса Promokodabra Ани Багдасарян. По ее словам, каждый год в период предпраздничного ажиотажа пользователей интересует в основном электроника и одежда, но сейчас россияне так же активно искали скидки на духи и косметическую продукцию к 8 Марта. «Данный тренд свидетельствует о том, что пользователи стали более чувствительны к ценам, что является одним из последствий кризиса и урезания расходов», — говорит эксперт.

Еще одна примета времени — покупка подарков в кредит. По данным сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, в период мартовских праздничных каникул компания выдала на 20,5 процента займов больше, чем неделей ранее. Сервис выдает микрозаймы до 30 тысяч рублей на срок не более месяца. В компании пояснили: как правило, это займы на срочные нужды, но в праздничные дни повышается доля займов на подарки и торжества. Примечательно и то, что в этом году 64 процента всех выданных с 5 по 8 марта ссуд пришлось на женщин, при том что в обычные дни дам среди заемщиков на 11 процентов меньше. «Эти данные свидетельствуют о том, что многие женщины в последнее время предпочитают сами делать себе подарки», — констатирует гендиректор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше