В начале марта лидер «Исламского государства» (ИГ) Абу Бакр аль-Багдади объявил о формировании на северо-востоке Сирии женского батальона. Раньше террористы видели в представительницах прекрасного пола лишь потенциальных жен и рабынь, но теперь вынуждены использовать их и в боевых порядках. «Лента.ру» выясняла, как и для чего создаются женские террористические подразделения.
«Женское гестапо "Исламского государства"»
«Я шла по улице, когда из машины выскочили вооруженные женщины и схватили меня. Они оскорбляли меня, потом отвезли в один из своих центров и посадили под замок. Никто не объяснил, почему. Потом женщина с автоматом в руках расспрашивала меня о намазе, посте и хиджабе. Через два часа меня отпустили», — вспоминает девушка по имени Зайнаб свою встречу с бригадой «Аль-Ханса», или, как ее называют западные СМИ, «женским гестапо "Исламского государства"». Позже Зайнаб рассказали, что все дело было в неправильно надетом хиджабе. «Будет наказана каждая, кто неправильно исповедует ислам», — пояснили ей.
Боевики «Исламского государства» создали женскую «полицию нравов» на подконтрольных им территориях в 2014 году. Изначально особая бригада «Аль-Ханса», названная так в честь древнеарабской поэтессы, была сформирована для проверки женщин на блокпостах ИГ. Однако исламистки с автоматами в руках вышли на улицы городов, строго следя за тем, чтобы представительницы прекрасного пола не нарушали норм шариата. В частности, не появлялись на людях без сопровождения супруга или иного родственника мужского пола, к тому же в недостаточно скромной одежде.
Действуют женщины-полицейские с той же жестокостью, как и все «Исламское государство». По словам Зайнаб, жительницы городов, патрулируемых «Аль-Хансой», пребывают в постоянном страхе.
Так, в 2015 году исламистка убила в Ракке мать, кормившую на улице грудью своего новорожденного ребенка. «Она, сидя под деревом, попыталась спрятать малыша под паранджой. Но они это заметили. В итоге одна из джихадисток отняла ребенка у женщины и до смерти забила ее», — вспоминает девушка по имени Аиша.
Еще один эпизод описывает 77-летний сириец по имени Салих: «Однажды на рынке я увидел женщину. Она выбирала овощи и невольно приподняла никаб, обнажив лицо. Исламистка из "полиции нравов" тут же на нее набросилась с жестокими побоями. Пострадавшую, истекающую кровью, доставили в больницу, где она впоследствии скончалась. На улицах происходит так много ужасного! Не могу сдержать слез, вспоминая об этом».
В «Аль-Хансу» вступают в основном жены боевиков, но не только. Многие берут в руки оружие, разделяя идеологию ИГ и стремясь «защитить» исламские ценности, наказать «предателей ислама». Однако есть и те, кто идет в бригады из желания заработать. Там платят по сирийским меркам неплохо — 200 долларов в месяц.
«Мы создали бригаду, чтобы повысить религиозную сознательность женщин, а также наказать тех, кто не хочет подчиняться законам шариата. Для этого бригаде даны все полномочия», — рассказал один из экстремистов в Ракке.
Джихадистская эмансипация
После казни боевиками ИГ американского журналиста Джеймса Фоули женщины из бригады «Аль-Ханса» и многие другие сторонницы «Исламского государства» просили боевиков активнее задействовать их в расправах над «неверными». В Twitter они размещали посты о том, как хотели бы резать головы «кафирам» и участвовать в боях наравне с мужчинами.
«Многие сторонницы экстремистов из разных частей света говорят, что хотят сражаться, а не работать на кухне или оказывать секс-услуги», — пояснил «Ленте.ру» эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев.
«В джихадистском движении развернулась своего рода эмансипация. Многие исламистки стремятся показать себя сильными женщинами, тем самым разрушив западный стереотип об "угнетенных мусульманках"», — считает специалист по исламу из Университета Осло Томас Хеггхаммер.
С экспертом согласен и профессор политологии Северо-Восточного университета в Бостоне Макс Абрамс: «Многие женщины в консервативном мусульманском обществе считают, что их таланты так и остаются нераскрытыми. По их мнению, участие в террористической деятельности поможет им реализовать свой потенциал в полной мере».
На первых порах террористы не поддерживали идею участия женщин в боях. Однако теперь в ИГ формируются женские боевые отряды. Некоторых исламисток используют в качестве смертниц, однако большинство женщин воюют как солдаты.
«Эти батальоны создают в назидание мужчинам, чтобы те не дезертировали, а также в агитационных целях: показать, что ИГ — это не женоненавистническая организация. У боевиков "Исламского государства" прекрасные специалисты по пиару. Не исключено, что они готовят шоу под названием "мужественная оборона Ракки", где на первый план выставят женщин, — считает Серегичев. — Так экстремисты покажут, что даже представительницы слабого пола сражаются за ислам. К тому же женщины прикроют отступающих боевиков. Потом радикальные исламисты смогут сделать видео и рассказать о том, как мученицы погибли, защищая мусульманскую святыню — город Ракка. А это в свою очередь привлечет в Ирак и Сирию других девушек».
Деятельность «Исламского государства» запрещена на территории России.