Коллаборация или смерть Главные кинопремьеры недели

Кадр из фильма «Франкофония»

Кадр из фильма «Франкофония»

Самый именитый из российских режиссеров исследует жизнь Парижа при оккупации, Джерард Батлер находит адекватный ответ на террористическую угрозу, а Натали Портман хозяйничает на Диком Западе. Кроме того — Николь Кидман выступает чужой среди своих. «Лента.ру» рассказывает, на что идти в кино.

«Франкофония»
Режиссер — Александр Сокуров

Камера скользит по панораме парижских крыш, спускается на уровень глаз прохожих, кружит по улицам, наконец выворачивая к подлинному сердцу французской столицы — то есть Лувру. То, что в Париже нет ничего столь же важного, как великий музей, — для Александра Николаевича Сокурова очевидно. Вот он и сам сообщает зрителю об этом закадровым текстом (в собственном исполнении), а потом и лично появляясь на экране. Как Лувру удалось собрать, а главное, сохранить свои сокровища? Сокуров дает историческую справку о создании и развитии коллекции, чтобы затем сосредоточиться на самом страшном для музея периоде — оккупации в 1940-х, когда собрание удалось сохранить благодаря неожиданному союзу французского директора и немецкого интенданта.

«Франкофония», конечно, больше похожа на иллюстрированный урок музееведения, чем на традиционное кино. Всегда бы, впрочем, у подобных, фрагментированных по технике видеоэссе, были такие авторы. Сокуров, похоже, отчаялся достучаться до зрителя с помощью языка метафор — и во «Франкофонии» выступает скорее в формате артистического конферанса. Он комментирует хронику и ставит игровые сцены с реальными историческими персонажами, обращается к Наполеону и Марианне, а пару раз и к зрителю (звучит даже «Вы устали? Потерпите, осталось немного»), делится содержимым своего скайпа и сознания. Заметнее всего у него, однако, болит сердце за искусство — и при всем изумлении иррациональному союзу немца и француза во имя культуры — за родину: о том, что Эрмитажу повезло куда меньше Лувра, Сокуров тоже расскажет.

«Падение Лондона» (London Has Fallen)
Режиссер — Бабак Наджафи

В первой сцене «Падения Лондона» американской ракетой «воздух-земля» разносит одну привилегированную свадьбу где-то в Пакистане. Когда на экране следом загорится титр «два года спустя» и в кадре возникнут президент США (Аарон Экхарт) с самым верным бойцом его службы охраны Майком (Джерард Батлер), любой хоть немного насмотренный зритель сообразит, что неминуема террористическая вендетта — а также фраза «эти ублюдки нам за все заплатят». Так и есть: в Лондоне неожиданно умирает премьер-министр. Съезд лидеров свободного мира на похороны обернется наглым и циничным отстрелом (с взрывом Вестминстера и бурей на Темзе) — так что у Майка намечается тяжелый день. А ведь он собирался в отставку — выбирать цвет обоев для детской.

Конечно же, «Падение Олимпа», сиквел боевика, в котором Батлер спасал Экхарта от налета на Белый дом, проходится по всем предсказуемым клише. Играющий желваками герой боевика, свое богатырское здоровье объясняющий диетой из «бурбона и плохих решений». Стоик-президент, готовый умереть, но не опозориться. Отработанная десятилетиями экшенов рутина из автопогони, трагической гибели второстепенного персонажа, взрывов и перестрелок. Другое дело, что в случае подобных фильмов предсказуемость — скорее достоинство, по крайней мере, если автор знает свое дело. Наджафи справляется с задачей лучше Антуана Фукуа в «Олимпе» — он, конечно, смехотворен в стартовых, вводных сценах, но к счастью, быстро переходит к действу и дальше почти не тормозит. На удивление мало здесь и проамериканского патриот-позерства на фоне флага — благо Наджафи швед. «Падение Лондона» не перестает быть бесстыжей милитаристской спекуляцией на самых примитивных эффектах — но те остаются действенными. По-прежнему немногое способно вызывать в кино такой скачок адреналина, как грамотно взорванные достопримечательности и переход от обмена пулями к перестрелке мачо-бахвальствами.

«Джейн берет ружье» (Jane Got a Gun)
Режиссер — Гэвин О'Коннор

Сильная женщина (Натали Портман) уже даже не плачет у окна — только, выглянув в него, горько вздыхает, готовясь к беде: муж Джейн ковыляет домой с пулей в спине и бандой старых врагов на хвосте. Прооперировав супруга в домашнем режиме, Джейн начистит ружье и седло, отвезет дочь к подруге и приготовится держать оборону — тем более, что с главарем налетчиков Бишопом (Юэн Макгрегор) у нее старые счеты. А тут на подмогу еще и бывший жених, герой гражданской войны (Джоэл Эдгертон), подтянется.

Вестернов с женщиной в главной роли хватало и задолго до того, как Натали Портман взялась за кольт, — другое дело, что все они по большей части скорее эксплуатировали гендерный контраст. «Джейн берет ружье», спродюсированный самой Портман, очевидно, задумывался честным феминистским взглядом на жанр — более того, у него даже должна была быть женщина-режиссер, но британская авангардистка Линн Рэмси покинула площадку, не дождавшись съемок. В итоге «Джейн» снял режиссер маскулинного «Воина» с тем же Эдгертоном О'Коннор — и, судя по всему, оказался меж двух огней. Здесь есть намеки на другое, лучшее, живое кино — чего стоит один Макгрегор в гриме а-ля Дэниел Дэй-Льюис, недурны и редкие (слишком) вспышки насилия. Но от противоречивой феминности истории О'Коннору не деться — как героиня вестерна Портман, при всем уважении, вовсе не Клинт Иствуд, ее Джейн, как бы ни пыжилась, то и дело норовит дать волю чувствам. В итоге от всех возможных дикостей запада этот фильм сбегает в сторону мелодрамы — в которой сильной женщине без любимого мужика, как ни крути, никак. Феминистки были бы разочарованы.

«Чужая страна» (Strangerland)
Режиссер — Ким Фаррант

По радио докладывают, что на Австралию опустилась аномальная жара, — как будто с погодой в доме семейства Паркеров и так был порядок. Подросткового возраста дочь Лили вешается на всех в округе, младший сын страдает от лунатизма. Родители — скованный, раздраженный Мэтт (Джозеф Файнс) и растрепанная, запущенная домохозяйка Кэтрин (Николь Кидман) — спят в разных кроватях, и оба мучаются от невыразимых внутренних конфликтов. Когда их дети одной ночью исчезнут без следа, а столбик температуры воздуха подскочит вновь, внутренние конфликты вырвутся во внешний мир. За всем этим не без недоумения наблюдает местный полицейский (Хьюго Уивинг).

Детективом «Чужая страна», надо сказать сразу, притворяется — хотя порой намекает своей душной песочной палитрой на австралийский ответ южной готике, дневник же распутной школьницы и вовсе передает привет «Твин Пиксу». Впрочем, вместо ответов на сюжетные загадки дебютантку Ким Фаррант больше волнует природа чувств, которые раздирают всех этих трахнутых жизнью героев. Получается у нее, в пример той же «Джейн», кино очень женское не на словах, а по своей сути. Персонажи мужского пола здесь беспомощны и, по правде говоря, смехотворны, невнятны — весь магнетизм достается женщинам, прежде всего Кидман, впервые за долгое время сыгравшей на родине в Австралии. Она тут классическая чужая среди своих — носительница энергий столь непреодолимых, что сотрясает всю округу.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше