Большая политика со вкусом Международный Черноморский форум виноделия прошел в Сочи

Фото: Victor Fraile / Reuters

В начале июля в Сочи состоялся масштабный международный винодельческий форум, в котором приняли участие страны черноморского региона. Мероприятие проводилось под патронатом Международной организации виноградарства и виноделия (OIV) при поддержке Фонда им. Горчакова и Союза виноградарей и виноделов России. Форум проводился в рамках программы мероприятий Организации Черноморского Экономического Сотрудничества на полях встречи Совета министров иностранных дел стран-членов ОЧЭС. Корреспондент «Ленты.ру» побывал в центре событий.

Поверх барьеров

Черноморский бассейн объединяет вокруг себя несколько стран. Они существенно различаются формой, направлением и интенсивностью экономического, политического и культурного развития. Тем не менее в довольно продолжительной исторической ретроспективе видно, что различные народы, носители разных культур, языков и вероисповедания находились здесь в постоянном и активном контакте друг с другом. Черное море — в сущности, внутренний водоем — таким образом оказывалось не столько непреодолимым препятствием, сколько удобным мостом, соединяющим противоположные берега. Таковым оно остается и сегодня, несмотря на сложную политическую обстановку в регионе. Сегодня здесь действует Организация Черноморского Экономического Сотрудничества, которая на государственном уровне занимается укреплением старых и налаживанием новых связей. Черноморский Форум виноделия — одно из важных направлений реализации данной стратегии.

Нынешнее мероприятие — уже третье по счету. Первый форум прошел в июле 2014 года в Молдове, поскольку страна обладает крупнейшими виноградниками в регионе, а в экономическом плане серьезно зависит от экспорта вина. На следующий год форум переехал на Кубань (в Краснодар), где по официальным данным сосредоточено до 40 процентов национального винодельческого производства. Третью встречу также было решено провести в России (на сей раз в Сочи), поскольку наша страна имеет самый большой внутренний рынок среди всех стран черноморского бассейна. К слову, число участников форума год от года стабильно растет, а интерес к этой площадке проявляют уже не только «прибрежные» страны. Своих представителей на сочинский ЧВФ отправили Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Венгрия, Франция, Италия, Тунис и даже Чили. Всего в работе форума приняли участие представители более двадцати стран.

В этом году деловая программа форума оказалась насыщенной и плотной. В нее вошли дегустации, презентации, мастер-классы, конференция и деловые ужины. Руководители Российской ассоциации сомелье представили участникам свои предложения по повышению профессионального стандарта виноторговых работников. Сандро Хатиашвили (Союз сомелье Грузии, компания «Симпл») познакомил гостей с основными стилями вин черноморского побережья. Члены Ассоциации производителей игристых вин по специальному приглашению правления ЧФВ провели организационное заседание в рамках форума. Но стержнем деловой программы стала большая конференция «Развитие региональных механизмов международного сотрудничества в виноградарско-винодельческом секторе в черноморском регионе». С постановочными докладами выступили генеральный директор OIV Жан-Мари Оран, директор Исполнительного агентства виноградарства и виноделия Минсельхода Болгарии Красимир Коев, председатель Союза энологов Болгарии Станимир Стоянов и вице-президент Ассоциации авторизованных дегустаторов Румынии Григорица Ливиу.

Следует подчеркнуть, что одной из миссий ЧФВ является формирование консолидированного мнения и выработка предложений, которые затем доводятся до сведения соответствующих государственных структур. Участники форума активно взаимодействуют и в деле продвижения своей продукции на рынках стран-партнеров, обеспечивают правовую и экономическую защиту интересов членов ЧФВ на рынках разных стран.

Слово и дело

В рамках ЧВФ состоялся дегустационный конкурс «Вина Черного моря 2016», в котором приняли участие десятки виноделен из девяти стран-членов ОЧЭС (России, Болгарии, Румынии, Сербии, Грузии, Молдавии, Армении, Азербайджана и Греции), представившие на суд компетентного жюри более двухсот образцов. Несколько винодельческих предприятий из Туниса и Абхазии выставили свои вина вне конкурса. Все вина расположены в ценовом диапазоне от 6 до 17 евро за бутылку, то есть принципиально ориентированы на широкую аудиторию.

В комиссию вошли опытные международные эксперты, каждую позицию оценивали вслепую по стобалльной шкале, а отбор проводился в нескольких номинациях. По результатам дегустаций победа досталась винам от Carl Reh Winery и Cramele Recas (Румыния), Giuaani (Грузия), Voskevaz Winery (Армения), а также «Винодельни Ведерниковъ» и «Золотая Балка» (Россия). Все вина-победители — моносортовые, причем три созданы из автохтонных сортов (Арени Нуар, Мцване и Тэмыйоасэ Ромыняскэ).

Со всеми винами-конкурсантами гости и участники ЧВФ могли лично познакомиться в специальной дегустационной зоне, которая работала все дни форума. Там же можно было пообщаться с виноделами и представителями винодельческих предприятий. А вина-победители были представлены двенадцати министрам иностранных дел в рамках официальных мероприятий ОЧЭС.

Свое, родное

Автохтоны вообще оказались в центре внимания участников ЧВФ. На конференции в рамках форума с докладом о роли автохтонных сортов винограда в деле развития национального виноделия, повышения его конкурентноспособности и продвижения на внешних рынках выступила представитель Союза виноградарей и виноделов России Наталья Жаворонкова. По ее мнению, именно автохтоны во многом определяют собственное лицо конкретного винодельческого региона, а в конечном счете — влияют на винодельческий престиж страны.

Участники форума уделили много внимания автохтонным сортам винограда

Участники форума уделили много внимания автохтонным сортам винограда

Фото: Benoit Tessier / Reuters

В ходе дискуссии участники сошлись на том, что в современном мире стабильно растет интерес к аутентичным винам с уникальной органолептикой, они перспективны не только в имиджевом, но и в коммерческом плане. Красимир Коев подчеркнул, что работа с автохтонами должна стать частью государственной политики развития национального виноделия.

По словам Леонида Гелибтермана (Международный эногастрономический центр), вина из сорта Каберне могут быть лучше или хуже, но всегда будут узнаваемы, независимо от того, созданы они во Франции, Чили или Южной Африке. Автохтоны же, напротив, способны удивлять, они дарят новый гастрономический опыт, расширяют культурный кругозор, пробуждают интерес к новым местам и новым вкусам. С другой стороны — и на это обратили внимание многие спикеры, — автохтоны представляют собой важную часть регионального исторического наследия. Их сохранение и дальнейшее культивирование важно не только с экономической, но и с историко-культурной точки зрения. При таком подходе автохтонные сорта становятся существенным фактором повышения туристической привлекательности региона и способны заложить основу для развития винно-гастрономического туризма.

Дороги вкуса

По словам Жан-Мари Орана, развитие винного туризма является сегодня общемировым трендом, а наиболее интенсивно в данном направлении работают ЮАР, Аргентина и Новая Зеландия. Причем энотуристы, как правило, интересуются вином в более широком контексте локальной гастрономической культуры и не разделяют собственно вино и еду.

Все больше людей во всем мире начинает активно интересоваться винно-гастрономическим туризмом

Все больше людей во всем мире начинает активно интересоваться винно-гастрономическим туризмом

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Обсуждению этой темы в виду ее особой важности организаторы посвятили отдельную секцию конференции. Александр Сидоров («Лента.ру»), опираясь на зарубежный опыт, рассказал об основных направлениях винно-гастрономического туризма, его особенностях в разных странах мира, его различных формах и принципах организации. Владимир Цапелик (Независимый винный клуб) на примере праздников сортов винограда в регионе Фингер Лейкс (штат Нью-Йорк) показал, как именно с опорой на локальные гастрономические традиции, включая виноделие, можно создать успешный и вполне универсальный туристический бренд, даже если за ним не стоит серьезный исторический бэкграунд. Леонид Гелибтерман посвятил свое выступление конкретным практикам продвижения гастрономического туризма в российских регионах (Новгород, Пермь, Екатеринбург, Казань и др.). А Игорь Бухаров (Федерация рестораторов и отельеров России) объявил о начале систематической работы ФРО над созданием бренда «черноморская кухня» и подчеркнул, что местные вина непременно станут одной из его важнейших составных частей.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше