Цифровое крепостничество Кому нужен отказ от трудовой книжки и как он поможет россиянам сэкономить миллионы рублей?

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

В России полным ходом идет масштабная реформа: трудовые книжки, которые всегда были бумажными, теперь переводят в электронный формат. Процесс перехода столкнулся с серьезными препятствиями: из-за пандемии коронавируса сроки приходится переносить, люди старшего поколения не хотят перемен, а бизнес побаивается новых технологий. Однако в будущем новый формат позволит упростить документооборот, облегчит работодателям жизнь, избавит граждан от бумажной волокиты и сэкономит миллионы рублей. Цифровое преобразование — в материале «Ленты.ру».

Виртуальный переход

Трудовые книжки появились после революции 1917 года, они пришли на замену формулярным спискам о службе, которые заполнялись и сшивались на длинных листах. К 1930-м трудовые книжки уже распространились по всему СССР. Документ выступал в роли удостоверения личности и давал право на получение продовольственных карточек.

В современной России об отмене трудовых книжек заговорили в 2010-х. Например, в 2011 году Минздравсоцразвития заключило, что документы устарели и неактуальны, ведь защиту прав работников обеспечивает трудовой договор. «Трудовые книжки — это советские рудименты, анахронизмы, западные фирмы нормально обходятся без них», — говорил глава налогового комитета общественной организации «Опора России» Михаил Орлов. Сейчас об отмене трудовых книжек речь пока не идет: их готовятся сделать виртуальными.

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Идею ввести в стране электронные трудовые книжки обсуждали несколько лет. Еще в 2016 году в Минтруда говорили, что власти не планируют отказываться от концепции трудовых книжек, но допускали, что в будущем они могут стать электронными. В 2018-м такую инициативу выдвинул Дмитрий Медведев, который тогда был премьер-министром. «Преимущества тоже очевидны, включая снижение издержек работодателей, которые связаны с ведением и хранением бумажных трудовых книжек, — говорил он. — Тут экономию по-разному считают, в любом случае это сотни миллионов рублей».

Власти хотят создать базу данных, где будут храниться все сведения о работнике и его стаже. На цифровые трудовые собираются перевести по меньшей мере 60 миллионов человек (83 процента от общего числа работающих граждан).

Электронная форма трудовой книжки — почти полный аналог бумажной. В ней есть информация о сотруднике, месте его работы, дате приема и увольнения, причине прекращения трудового договора.

Соответствующий закон действует с начала 2020 года. Пока переход останется добровольным: перевести документ в электронный вид можно в МФЦ, на портале госуслуг, на последнем месте работы или в Пенсионном фонде (ПФР). Начиная с 2021 года у всех, кто впервые устраивается на работу, сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

Перейти на электронную версию книжки можно в любой момент после 2021 года. Если работник не подаст никакого заявления, то за ним сохранится бумажная трудовая книжка. На сегодняшний день уже 1,44 миллиона российских компаний направили в ПФР данные о трудовой деятельности свыше 24,7 миллиона человек. Посмотреть электронную книжку можно в личном кабинете на сайте ПФР, на портале госуслуг и через приложения этих ресурсов для смартфонов.

Россияне, выбравшие электронную трудовую книжку, получают бумажную трудовую на руки с соответствующей записью о сделанном выборе. Бумажная трудовая книжка при этом не теряет своей силы и продолжает использоваться наравне с электронной. При этом необходимо сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года, а в электронной версии фиксируются только сведения начиная с 2020 года.

Среди преимуществ нового формата — удобный доступ работников к информации, дополнительные возможности дистанционного трудоустройства, удаленное оформление пенсий, также данные из электронной трудовой книжки можно будет использовать для получения госуслуг. Еще один плюс виртуального документа — решение проблем с логистикой и хранением, а также сокращение расходов на кадровое делопроизводство. По подсчетам Минтруда, 1 рубль затрат на офисное кадровое делопроизводство при переходе в электронный формат превращается в 28 копеек. Возможная экономия для работодателей оценивалась примерно в 500 миллионов рублей в год.

Консервативные опасения

Однако для перехода к электронной версии есть несколько препятствий, одно из них — пандемия, из-за нее сроки пришлось сдвинуть. «С учетом ограничений, которые накладывают на работодателей в пандемию, была необходимость, она в принципе на сегодняшний день сохраняется, в переносе сроков введения электронной трудовой книжки», — объяснил министр труда и социальной защиты России Антон Котяков. О каких именно ограничениях идет речь, он не уточнил. Министр отметил, что сейчас дата сдвинута на 31 октября этого года. «С учетом текущих ограничений вполне вероятно, что мы выйдем с очередной инициативой, отодвинув решение еще чуть дальше», — добавил Котяков.

Антон Котяков

Антон Котяков

Фото: пресс-служба Совета Федерации РФ / РИА Новости

Россияне с подозрением отнеслись к «оцифровке». Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, почти две трети граждан отказались заводить себе электронные трудовые книжки. Наиболее консервативно настроены россияне старше 60 лет, а также жители сел и деревень. Больше всего сторонников цифровой версии среди молодежи в возрасте 18-24 лет и жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

46
процентов
российских компаний не используют возможности электронного документооборота

Основными недостатками «цифры» называют угрозу потери данных в результате технических сбоев и утечки данных. «Несмотря на широкое распространение интернета и современных технологий в жизни наших соотечественников, уровень доверия к электронным системам невысок. При выборе между риском потери данных и надежным, но не слишком удобным бумажным форматом предпочтение отдают проверенному варианту», — констатировал ВЦИОМ.

Еще одна проблема — недоверие бизнеса. Согласно данным исследования компании «БухСофт», почти половина российских компаний (46 процентов) не использует возможности электронного документооборота. Предприятия считают IT-решения ненадежными, дорогими и сложными для освоения.

«Минусы, которые можно выявить в случае перехода на электронные трудовые книжки: несмотря на то что ПФР гарантирует безопасность и сохранность всех данных, это не исключает риска утери данных или хакерских атак и, как следствие, потери данных по трудовому стажу или опасности условий труда; учитывается и отсутствие приватности (далеко не все граждане готовы предоставлять информацию, которая будет находиться в легком доступе)», — сказала доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат юридических наук Ирина Ломакина. Также она указала, что реализация проекта может столкнуться с трудностями в малоразвитых регионах, где нет нормального доступа в интернет.

Масштабное упрощение

Трудовые книжки в привычном виде остались только в России, странах СНГ и Словении. В большинстве стран мира на работу уже давно принимают по контракту. Например, в США соискатель при трудоустройстве предоставляет резюме, дипломы и характеристики с прошлого места работы, а поиском остальной информации занимается служба безопасности компании. В Испании действует электронная система Vida Laboral. Туда вносят данные о найме, увольнениях и налоговых отчислениях, которые отправляются в Минтруд и Фонд социального страхования.

Фото: Сергей Карпов / ТАСС

Переход к виртуальным документам отвечает целям национального проекта «Цифровая экономика», который рассчитан до 2024 года. Среди его задач — обеспечение каждого жителя страны доступным интернетом, защита информации граждан и бизнеса, а также подготовка кадров будущего с учетом цифровизации. Именно в цифровизации видят один из главных драйверов роста: власти верят, что с ее помощью можно добиться технологического прорыва, необходимого для ускорения темпов экономического развития страны.

С развитием современных технологий цифровые документы становятся новой нормой. «Процесс перевода таких документов, как паспорт, водительские права, трудовая книжка, в электронный вид — это уже не мифический план цифровизации, а наступившая и неизбежная реальность настоящего дня», — заключил директор ВЦИОМа по работе с органами государственной власти Кирилл Родин.

Во введении электронных трудовых больше плюсов. Увеличивается сохранность информации, защищенность соискателя от недобросовестного работодателя, повышается качество самого документооборота, стандартизация, снижается влияние человеческого фактора, появляется большая прозрачность для государства

Александр Ветерковгенеральный ди⁠ректор сервиса по поиску работы и сотрудников Rabota.ru

Переход от бумажных трудовых книжек к электронным в России скорее всего затянется. Нужно учитывать наличие интернета в регионах и принимать во внимание уровень компьютерной грамотности населения. По данным Минтруда, все данные о трудовой деятельности граждан перенесут в электронную базу к 2027-му.

Тотальная цифровизация документооборота неизбежно приведет к сокращению количества документов, оформляемых в обязательном порядке. Так уже случилось, например, с ИНН, СНИЛС и больничным листом. Кроме того, на бумажных носителях больше не выдаются свидетельства о регистрации права собственности и пенсионные удостоверения. Так что работникам рано или поздно все равно придется принять новые правила. Сейчас россиянам нужно объяснить, что их страхи перед «оцифровкой» незначительны по сравнению с пользой в будущем.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше