«Хотел посмотреть мир. И посмотрел» Как российский физик поехал работать на военный завод в Болгарию и оказался в тюрьме

Как ученый из России оказался замешан в деле о промышленном шпионаже в Болгарии

Фото: Stoyan Nenov / Reuters

Осенью 2021 года на болгаро-греческой границе был задержан российский ученый Сергей Зоненко. Как писали СМИ, его и всю его семью обвинили в промышленном шпионаже и посадили в болгарскую тюрьму. Дело получило широкий резонанс. Еще будучи в России Зоненко сделал несколько важных открытий в области теории взрыва, в частности разработал собственную теорию кумуляции. В 2007 году он основал компанию «Кумулятивные заряды Зоненко», которая разрабатывала устройства для добычи нефти и газа по его собственной технологии. Затем ученый начал искать применение своим изысканиям в оборонной промышленности, а в 2015 году вместе с семьей перебрался в Болгарию и устроился на оружейный завод «Арсенал». В октябре 2021 года Зоненко решил уволиться, но его обвинили в краже военных разработок и посадили в тюрьму. «Лента.ру» разбиралась в деталях этого дела.

«Не хотели терять специалиста»

5 октября 2021 года полиция Болгарии задержала российского ученого Сергея Зоненко. Вместе с сыном и женой он пытался пересечь границу с Грецией. До этого Зоненко, его жена, гражданка Литвы Ольга Гельдке, и сын Вениамин, также гражданин Литвы, работали на оружейном заводе «Арсенал» (расположен в городе Казанлык Старозагорской области). Болгарская прокуратура обвинила всю семью в краже информации с завода, где Сергей руководил направлением кумулятивных боеприпасов. На момент задержания ученый уже страдал от онкологического заболевания.

10 октября болгарский суд постановил посадить всю семью Зоненко под арест в тюрьму города Стара-Загора. При этом статьи, по которым было выдвинуто обвинение, не разглашались. Согласно материалам дела, которые по неизвестным причинам оказались у болгарских журналистов, Зоненко с семьей обвинили в краже с завода «Арсенал» схем и запчастей их разработок, а также — в получении доступа к информации, хранящейся на серверах завода. Максимальный срок возможного наказания — до 10 лет лишения свободы. В декабре 2021 года семье удалось выйти на свободу, заплатив залог. Однако дело все еще не закрыто, и ученый с родными вынужден оставаться в Болгарии.

15 000

евро пришлось заплатить семье Зоненко, чтобы выйти на свободу

Адвокат Зоненко Станимир Ченалов рассказал «Ленте.ру», что незадолго до инцидента ученый и его семья попросили уволить их с «Арсенала». Соглашения об увольнении с руководством завода Сергей достиг по телефону, находясь в отпуске. Зоненко позволили не выходить на работу, однако позже от руководства поступило обращение в полицию.Уже в ходе расследования в болгарских СМИ появились сведения, что начальство Сергея сообщило правоохранителям о пропаже с завода чертежей и деталей боеприпасов. Кроме того, в информационную систему предприятия, по словам заявителей, было совершено незаконное проникновение с целью удаления и кражи конфиденциальных данных. В произошедшем администрация «Арсенала» обвинила российского физика. На вопрос о мотивах такого поведения Ченалов предположил, что руководство завода не обрадовала потеря специалиста столь высокого класса.

Фото: Miroslav Chaloupka / CTK / Globallookpress.com

Связавшись с Сергеем Ивановичем лично, «Лента.ру» попыталась из первых уст узнать подробности дела, а также о том, помогает ли Российская Федерация своему гражданину, попавшему в столь необычную ситуацию.

История одного увольнения

«Лента.ру»: Вас обвиняют в промышленном шпионаже. Как считаете, почему это произошло?

Сергей Зоненко: Это произошло по инициативе журналистов. Вы будете очень удивлены, но на самом деле, слово «шпионаж» в материалах дела ни разу не появляется. Да, в прессу, в СМИ, особенно болгарские, просочилось много информации, причем буквально в первый день, когда еще не было никаких подробностей. Это произошло не по моей вине. Там много правды, но что касается шпионажа — это совсем неправда.

Как вам кажется, почему прокуратура допустила утечку информации?

Вообще, следствие ломает голову, как это случилось, потому что никто не знает. Для них это тоже было неожиданностью, им самим это не нравится.

Объясните тогда, в чем суть предъявленных вам обвинений?

Для начала опишу, как действовали болгарские правоохранительные органы. Они выдвинули какие-то абсурдные обвинения (всего их было пять или шесть), потом максимально долго тянули с экспертизой — до сих пор она не заканчивается, следом выяснилось, что правды в обвинениях нет. В итоге получилось, что они ничего не нарушили, но неприятно было нам. До сих пор дело не закрыто. Ну а доказательств нет...

Вас обвиняли в незаконном обороте секретной информации: какие-то данные были удалены из информационной системы завода «Арсенал», какие-то данные были украдены. Это, получается…

Неправда. Что касается скачивания данных из информационной системы «Арсенала» — по этому обвинению даже нельзя экспертизу провести. Ведь мой компьютер даже не был подключен к информационной системе завода. Когда мне 4-5 лет назад предлагали его подключить, я сказал, что мне не надо. Но, видимо, какой-то человек, не знавший об этом, написал, что у меня якобы есть кабель, и я что-то там скачал. Но я не мог ничего скачать.

Что касается обвинений в удалении информации... Этого тоже быть не могло, потому что я был в отпуске два месяца: сначала — в оплачиваемом, потом — в неоплачиваемом. Компьютеры на заводе стоят в доступном месте, без паролей — [сотрудники] там могли делать все что угодно.

Фото: news-front.info

Уже находясь в отпуске я решил уволиться с завода, так и не побывав на своем рабочем месте. Я даже не знаю, что там происходило без меня. Я решил вопрос [об увольнении] с руководством «Арсенала» [дистанционно]. Они сказали: «Да, считайте, что вы уволены, можете не приходить». Потом я с семьей приехал [домой], забрал документы и вещи. На выезде из Болгарии [в Грецию] нас и задержали. В принципе, я рассказал вам все дело. Все что нам вменяют — это какие-то надуманные вещи.

Какова была причина увольнения и почему вы решили уехать из Болгарии?

Причина очень простая. Я разработал целый ряд кумулятивных боеприпасов и запустил их в производство. «Арсенал» успешно их производил и продавал. И далее я сидел практически без работы. То есть мне продолжали платить зарплату, а я просто занимался технической поддержкой: если на производстве что-то перестает работать, меня вызывают, а я объясняю, почему. Мне эта бесперспективная деятельность очень не нравилась. И я сказал, что мне неинтересно больше заниматься такой нетворческой работой. [За время сотрудничества с «Арсеналом»] я очень много сделал разработок, большую часть они еще не внедрили. Поэтому решил поехать в Литву (у нас там есть дом), чтобы потом понять, куда отправиться дальше.

Почему вы поехали в Литву через Грецию?

Такой вопрос, кстати, возникал и на суде у какого-то человека, который, наверное, ни разу в жизни не выезжал из Болгарии. Я за шесть лет раз 30 ездил из Литвы в Болгарию, туда и обратно. Самая плохая дорога — через Румынию, самая простая — через Грецию. В Греции можно доехать до порта и сесть на паром до Венеции. Оттуда можно через Австрию, Чехию и Польшу добраться до Литвы. Это короткий и приятный путь. Наша семья очень любит путешествовать на машине, мы очень много ездим по Европе. И когда это дело закроют, мы поедем в Литву именно этим путем, через Грецию.

Расскажите подробнее про задержание и последующее заключение в тюрьме. Как с вами обращались?

Вся моя семья больше двух месяцев провела под арестом. Об этом неприятно вспоминать. Самое ужасное, что они [силовики] забрали в качестве улик все, что было в обеих машинах. К примеру, мою диссертацию 1986 года, которую, кстати, так и не вернули. Они увидели в ней формулы и сказали, что это какая-то секретная работа, которую я украл из «Арсенала». На русском языке.

Забрали даже научные книги, архив семейных фотографий, представляете? Даже рукописи мои научные забрали. Я их писал, когда еще не было компьютеров. Эти решения задач существуют в единственном экземпляре в мире. А сейчас мне не возвращают их, ищут во всем этом криминал

И все это фигурирует в деле. Потому что с точки зрения процедуры они ничего не нарушают. Им надо проверить. И проверяют два месяца.

Учитывалось ли в тюрьме то, что вы больны онкологией?

Конечно, я писал жалобы о том, что тяжело болею. Приходит тюремный фельдшер, видит, что человек ходить может, значит… (сдерживает слезы — прим. «Ленты.ру») Хорошо, что это прошло уже.

Сергей Зоненко и его жена Ольга Гельдке

Сергей Зоненко и его жена Ольга Гельдке

Фото: предоставлено героем материала

Были ли какие-то превышения полномочий со стороны правоохранителей? Допускалась ли какая-то жестокость по отношению к вам?

В тюрьме нет вежливого обращения. Такое может быть где-то в норвежской тюрьме, но в старозагорской тюрьме… Там ко всем задержанным относятся одинаково.

В каком правовом статусе вы сейчас находитесь?

Обвиняемый. Нас отпустили под денежный залог, достаточно большой: по 5 тысяч евро за человека. Сейчас мы живем нормально, можем работать, ждем продолжения расследования. Это не домашний арест. У нас мягкая мера.

Есть ли особое отношение болгарских властей к этому делу или к вам персонально?

К делу привлекается большое внимание в Болгарии, и особое отношение есть. Не ко мне лично, а к делу. Многие про него знают, оно важно для властей. Очень много людей этим заняты в органах. Прокуроры, следователи, эксперты… То, что мы русские, стоит у них на первом месте.

Как вам кажется, в этом деле вас подставили или это ошибка правоохранительных органов?

Я не могу юридически утверждать ни одно, ни другое. Но нормальный человек и так все понимает. Я думаю, и читатель поймет, что произошло. Я не могу говорить.

Болгарские журналисты пытались наладить контакт с вами?

Да, но им запрещал прокурор.

Как вы считаете, вам удастся доказать свою невиновность?

Да. Я абсолютно уверен. Жалко только, что мы теряем время в Болгарии, я бы уже работал в другом месте, все было бы хорошо. Конечно, мы докажем, что мы невиновны. Я не буду рассказывать подробности, но уверенность такая есть.

«То, что произошло, стало сюрпризом»

Вопрос в сторону: есть ли у вас предложения о работе в других странах?

В других нет. В Болгарии, я думаю, мы найдем. Не сейчас, но со временем найдем какую-нибудь работу.

На заводе «Арсенал» за последние три года произошло около трех инцидентов со взрывами в цехах и на складах. В последних двух (2020 и 2021 годы) пытались найти российский след. Вас как-то привлекали к расследованию инцидентов?

Нет, но первый заместитель исполнительного директора спрашивал мое мнение, почему это могло произойти. Я предположил, что из-за нарушения технологических процессов, которые они не смогли соблюсти и на которые я им указывал.

Там были такие нарушения, которые в России не могли допустить. То есть я им говорил искать нарушения у себя, а не искать внешние причины. Я несколько раз писал об этом докладные записки

Вы неоднократно указывали на нарушения?

Да, и сейчас они не устранены.

А какие это были нарушения?

Это секрет.

Вас подозревали в произошедшем?

Нет-нет. Только если журналисты уровня бабушек на лавочке. [Но от руководства] об этом не было ни слова. Меня не подозревают абсолютно.

Расскажите подробнее, как складывалась ваша карьера в Болгарии?

Болгария — военизированная страна, тут много оружейных заводов. Я сначала пришел на один небольшой оружейный завод, меньше года проработал — мне не понравилось, что у них узкий ассортимент. Не буду говорить, какой. Потом пошел на «Арсенал». Обменялся несколькими фразами с руководством: они поняли, какой я специалист. Вообще, таких специалистов в этой области очень мало. После этого они назначили меня руководителем направления кумулятивных боеприпасов. Я очень хорошо работал, обучал болгарских сотрудников этим технологиям. Очень успешно, мне очень нравилось. Меня все любили, были прекрасные отношения. Поэтому то, что произошло в октябре прошлого года после моего увольнения, стало для меня сюрпризом, мягко говоря.

Сергей Зоненко (слева) на вручении благодарности от исполнительного директора «Арсенала» Николая Ибушева

Сергей Зоненко (слева) на вручении благодарности от исполнительного директора «Арсенала» Николая Ибушева

Фото: предоставлено героем материала

До этого отношения были прекрасные со всеми. На уровне людей к русским в Болгарии вообще хорошо относятся. Я со всеми разговаривал по-русски, болгарский не выучил, потому что не надо было. Все меня понимали, и людям даже нравилось, что русский конструктор по-русски объясняет, как делать гранаты.

Я не понимаю, зачем нам руководство завода сделало такую подлость. Я очень много хорошего сделал для «Арсенала»

Мне было приятно там работать, внедрять там свои технологии. Я сам создал направление кумулятивных боеприпасов и руководил им. У нас были хорошие возможности. Это было выгодно и для «Арсенала», потому что завод произвел много моей продукции. Сейчас «Арсенал» остановил производство. Они уже месяц не работают совсем.

Вы можете предположить, с чем это связано?

Отсутствие контрактов, зимой дорогие энергоносители и коронавирус.

Учитывая, что область ваших научных интересов (кумулятивные снаряды и теория взрывов) напрямую связана с военной промышленностью, возникали ли вопросы о связях с российским правительством при устройстве на «Арсенал»?

То, что я русский — наоборот, всем нравилось на «Арсенале». Формально Болгария находится в НАТО, но руководство «Арсенала» очень любит Россию, постоянно ездит в Россию, у них есть контакты с российскими военными предприятиями, и то, что я русский, даже приветствовалось. Может, они это использовали для повышения репутации. Так-то «Арсенал» работает вообще с кем угодно. Но русских любят, контракты с Россией заключают.

Вы ездили в Россию во время работы в Болгарии? Были контакты с российскими специалистами?

У меня очень много друзей в России. Но пока я работал в Болгарии, я не общался с ними, чтобы не ставить их в трудное положение. Я же понимаю, что за работой я занимаюсь.

«Это была моя ошибка»

В России у вас был свой бизнес, в России вы сделали имя в мировой науке. Почему вы решили уехать?

Простой вопрос, простой ответ. Хотелось чего-то нового. К тому же моя жена восстановила литовское гражданство. Это был авантюризм: поездить, увидеть мир. Я все бросил, продал квартиру, мы отправились в Литву. Но там работу я не нашел, совсем. Ни в Литве, ни в Латвии. Когда деньги кончились, мы поехали в Болгарию. Там я бывал еще в студенческие годы, по обмену. Я представлял себе, что это за страна. Плюс там много военных заводов. Но сейчас я понимаю, что это была большая ошибка.

Меня просто использовали и потом завели уголовное дело, когда я захотел уехать. Руководство захотело, чтобы я больше никогда не уезжал из Болгарии. Может, мой урок будет полезен тем, кто раздумывает, где лучше заниматься наукой и внедрять свои идеи. Лучше бы я и дальше на российских заводах внедрял свою кумуляцию. И я надеюсь, что это еще будет. У меня успешно все работало, и я бы хотел повторить свой успех в России.

Сергей Зоненко на конференции в Петербурге

Сергей Зоненко на конференции в Петербурге

Фото: предоставлено героем материала

То есть вы бы хотели вернуться в Россию?

Да, конечно, всей семьей.

На момент отъезда из России вас устраивали условия, в которых вы занимались исследованиями и делали бизнес?

Меня все устраивало. Но я думал, что жизнь одна, хотелось посмотреть мир. Это была моя ошибка. Вот, посмотрел. Теперь последствия: нас посадили в тюрьму. Я сожалею о том, что уехал

Наукой, вы знаете, можно заниматься только по-русски, на русском языке и с русскими людьми. Уровень в России такой, что любой третьекурсник мехмата понимает, о чем идет речь. Уровень науки и язык. Русский — очень умный язык. Я могу думать только по-русски, как и заниматься наукой.

Расскажите о ваших контактах с Россией сейчас, конкретно в вашем деле.

Если бы вы не спросили, я бы все равно рассказал. Российское консульство в Софии (столице Болгарии) с первых дней всей этой истории сразу же о нас узнало и начало действовать. [Заведующий консульским отделом] Владимир Анатольевич [Чертков] приезжал ко мне в тюрьму. Русского человека сразу видно, у нас какие-то коды есть.

Они очень много сделали. Может, нас бы до сих пор держали под арестом, если бы не российское консульство. Очень душевные люди, отзывчивые. И очень сильные профессионалы. Хорошо работают, настоящие дипломаты. Трижды приезжали на судебные заседания. Сейчас дело не закрыто, но они нам говорят: «Мы вас не бросим».

Вы сохранили российское гражданство?

Да! Я и не собирался его менять никогда. У меня есть разрешение на проживание в Литве, но, конечно, я русский и останусь всегда русским. Моя жена получила литовское гражданство, потому что у нее литовские корни, и мне это нравится. Надо поддерживать свою родословную. Сын у меня космополит, знает итальянский, английский и литовский. Но все равно говорит, что в русском больше запаса слов и нюансов, чем в любом другом языке.

Хотите что-то сказать напоследок?

Хочу сказать только, что русские должны поддерживать друг друга!

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше