«Это начало чего-то нового» Как ДНР встретила признание своей независимости Россией
17:53, 22 февраля 2022Фото: Alexander Ermochenko / ReutersПосле решения президента России Владимира Путина о признании суверенитета самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) на главной площади Донецка начался стихийный праздник. Несмотря на предвоенную ситуацию и скорое наступление комендантского часа, толпы людей вышли на улицы с российскими флагами, а небо озарил красочный салют. Местные жители очень искренне и эмоционально встретили историческое, по их мнению, событие, которого они ждали с начала вооруженного конфликта в 2014 году. Тем не менее многие опасаются, что Украина все же решится на очередную военную авантюру. Корреспондент «Ленты.ру» встретил признание независимости ДНР вместе с жителями Донецка и узнал, о чем теперь они мечтают и чего опасаются.
У экранов
Ближе к вечеру в понедельник, 21 февраля, в центре Донецка было немноголюдно. Но дело не в обстрелах, эвакуации или мобилизации. Дончане дома или в кафе — смотрят заседание Совета безопасности России и гадают, что же будет дальше. Смотрим и мы. Двое моих местных знакомых на следующий день отправляются на сборный пункт Народной милиции ДНР — решили не дожидаться повесток.
Оба моих собеседника уверены — в случае признания ДНР война не закончится, украинцев это не остановит. «Знаешь, смешно очень слушать "плач Ярославны" от людей в России, которым нынешнее обострение планы на жизнь ломает. У меня тоже планы были, и в 2014 году, и сейчас. Украинцев это особо не интересовало», — говорит один из них. Единственное, что беспокоит обоих в предстоящей мобилизации — попадут ли в нормальную часть, которая будет не в тылу, а на передовой.
Импровизированные проводы начинаются с трансляции заседания Совета безопасности, а заканчиваются под обращение Путина о признании независимости республик. В центре Донецка сразу начинаются гуляния. Правда немногочисленные.
Немногочисленные потому, что скоро наступит комендантский час. В условиях нынешнего обострения никто не ждет, что для этой ночи власти сделают исключение
Так что на площади Ильича собираются в основном жители близлежащих домов. Рядом припаркованы автомобили, чтобы побыстрее добраться до дома. На них закреплены флаги России и ДНР. С площади запускают салют, после чего толпа расходится.
Празднуют и окраины Донецка. Проезжающие автомобили сигналят, кто-то выходит к подъездам, кто-то — на балконы. Они кричат «Ура!» и «Россия!»
Первые эмоции
Сразу же пишу местным, хочется узнать их первые эмоции. Но не у всех есть силы делиться радостью, многие отвечают, что сейчас у них нет никаких эмоциональных сил обсуждать случившееся. Остальные же не считают, что в вопросе ситуации в Донбассе российским властям удалось поставить точку. Они надеются, что это запятая, за которой последуют дальнейшие действия.
Местный журналист Владислав Угольный напоминает, что Донбасс шел к признанию со стороны России долго, однако, чтобы по-настоящему понять эмоции дончан, нужно вновь обратиться к событиям весны 2014 года. Он напомнил, что в группе Игоря Стрелкова, вошедшей в Славянск 12 апреля, были в основном не уроженцы Донбасса, а выходцы из других юго-восточных областей Украины.
Следует помнить, как русская весна по всей Новороссии — от Одессы до Харькова — была подавлена, но подарила Донбассу время, чтобы подготовиться к обороне
Угольный надеется, что вслед за признанием независимости российские власти сделают дальнейшие шаги по обеспечению безопасности ДНР и ЛНР. Он уверен, что на данный момент угроза региону сохраняется — Вооруженные силы Украины все еще находятся на линии соприкосновения и контролируют, к примеру, водоснабжение.
Необходимо помнить всех тех выходцев из Новороссии, которые погибли на этой войне. Необходимо помнить детей, которые были убиты украинцами в Славянске и Константиновке. Необходима гуманитарная интервенция — необходимо, чтобы Донецк и Луганск не были пограничными городами. Там — наши люди
С ним согласен и Станислав, бывший военнослужащий, который на фоне нынешнего обострения решил вернуться в ряды Народной милиции ДНР. «Понятно, что признание это ******* (очень хорошо). Но после признания должно быть освобождение русских земель. Без этого никак. За этим завтра и иду в армию», — говорит он.
Вскоре комендантский час окончательно вступает в свои права, клаксоны автомобилей и радостные возгласы на улицах стихают. Донецк готовится к новому дню. Новость о признании Россией он воспринял куда спокойнее, чем политические комментаторы в социальных сетях.
Заря независимости
Ночь с 21 на 22 февраля становится самой спокойной за последние несколько недель. Еще в момент заседания Совета безопасности по окраинам Донецка велся массированный артиллерийский обстрел, звуки разрывов долетали даже до центра города. И вот уже много часов в Донецке тихо. Пока неясно, политическое ли это решение украинского руководства или во всем виноват опустившийся на город туман, сделавший невозможной прицельную артиллерийскую стрельбу.
Донецк сейчас скорее в ожидании, чем в эйфории
Нет, знакомые при встрече обнимаются и поздравляют друг друга. Центральные улицы украшены флагами ДНР и России, в районе полудня по городу проходит автопробег с флагами. У кафе «Сепар», где погиб первый глава республики Александр Захарченко, вместе с букетами цветов появилась записка «Как жалко, что ты этого не видишь, Саша».
Из громокоговорителей на улице продолжаются сообщения об эвакуации гражданского населения. Сегодня к ним добавилось ретранслирование нового указа главы ДНР Дениса Пушилина о призыве мужчин 1995-2004 годов рождения.
Но тревога пока что не уходит. С утра на трассе Горловка — Донецк подорвался на самодельном взрывном устройстве автомобиль с гражданскими, официальные лица сообщают, что украинцы продолжают стягивать войска на линию соприкосновения, да и у многих родные в армии. По неподтвержденной пока что информации, первые призванные во время мобилизации резервисты уже погибли во время обстрелов последних дней.
«Есть китайская поговорка, что дорога в тысячу ли начинается с одного шага», — говорит мне ополченец Александр Жучковский. Он надеется, что 21 февраля российские власти сделали лишь первый шаг. «Пока что это еще не большая победа, на которой можно остановиться и пребывать в иллюзиях, что проблема решена», — говорит он. Александр напоминает, что ополченцы первой волны ставили перед собой задачу не создания независимой республики, а воссоединения Донбасса и остальной Новороссии с Россией.
Если не пройти этот путь сейчас, то его все равно придется проходить позже
Жучковский считает, что признание независимости ДНР и ЛНР — промежуточный шаг. Он уверен, что в дальнейшем республики будут просить Россию о задействовании миротворческого контингента, и надеется, что он сможет помочь в освобождении республик.
Впрочем, Жучковский не исключает, что пока что ситуация «зависнет» и начнутся очередные раунды переговоров. И это можно считать небольшим достижением, добавляет ополченец. «Нет обстрелов, нет войны, все утихло. Украинцы страшно испугались. Теперь за плечами республик не какая-то абстрактная неофициальная помощь, а вся мощь великой державы», — говорит он.
Победа пока что не близко, она еще далеко. Но мы к ней движемся
С ним согласны и гражданские, например, Анна, студентка местного университета. Эмоции от последних событий у нее пока что смешанные, и она признается, что ей сложно оценивать их трезво, потому что она оценивает себя как «абсолютно не разбирающегося в политике человека».
«Мы почувствовали, что не одни. Но многие сжались только сильнее: всеобщая мобилизация, отсутствие учебных занятий и участившиеся обстрелы. Все ждут развязки, но с нашей стороны боятся, что будет пролито слишком много крови, а некоторые россияне уже боятся смотреть на курс рубля», — говорит Анна.
Студентка отмечает, что сразу же после обращения Путина большинство ее знакомых бросились поздравлять друг друга и родственников с признанием ДНР Россией.
Для многих это первые положительные эмоции после долгого и тяжелого ожидания. Все буквально ждали чуда
Анна говорит «положа руку на сердце» — она не может себе представить, когда в последний раз столько людей собралось у телевизоров.
Однако она считает, что говорить о том, что ситуация в Донбассе наладилась, пока слишком рано. «У нас сложилась такая серая зона, но в этой серой зоне мы привыкли чувствовать себя в безопасности и строить планы исходя из существующего положения. А у меня состояние подвешенности только усилилось», — говорит девушка. Исходя из ее наблюдений многие молодые люди считают, что после признания Донбасс уже стал частью России. «Но ведь вопрос остается открытым. Я не считаю признание финальной точкой. Это начало чего-то нового. Но, к сожалению, не факт, что это новое будет чем-то хорошим», — говорит девушка.
***
Люди Донбасса, безусловно, рады и благодарны России. Ощущение неопределенности, подвешенности их статуса тяготило куда сильнее войны. Теперь в будущее смотрят оптимистично. Да, по мнению местных жителей, на фронте еще может случиться всякое. Но в том, что Россия защитит хотя бы мирных жителей, не сомневается никто.
Однако Донецк далек от того, чтобы считать конфликт законченным и перевернуть страницу. На контролируемой Украиной территории у многих семьи, родные дома, могилы предков. Люди надеются к ним вернуться. Но еще больше надеются, что это возвращение случится вместе с завершением долгой дороги, которую Донбасс начал еще в 2014 году. Дороги в Россию.