За последнее десятилетие инновации до неузнаваемости изменили медицину. Эффективная диагностика и терапия сегодня немыслимы без решений на основе искусственного интеллекта, врачи проводят операции с помощью роботов-хирургов, каждый день пользуются умными помощниками и системами поддержки принятия решений. При этом Москва — абсолютный лидер по качеству медицинской помощи и по внедрению новых технологий. Применяемые в московском здравоохранении решения революционны и зачастую не имеют аналогов в мире. Как Москва определяет облик здравоохранения будущего и какие главные технологии десятилетия применяются в столичных больницах и поликлиниках — в материале «Ленты.ру».
Цифровая революция
Главный тренд здравоохранения во всем мире — цифровизация. Эксперты считают, что это громадный ресурс для повышения доступности медицинской помощи. Цифровые технологии уменьшают вероятность ошибок, автоматизируют процессы и тем самым снижают затраты и повышают качество здравоохранения. Особенно сильно необходимость переводить процессы в цифру страны по всему миру ощутили в период пандемии коронавирусной инфекции — она стала катализатором для развития технологических процессов и разработки IT-решений в медицинской сфере.
Однако то, что многим странам пришлось делать с нуля, в Москве уже было: за последние 10 лет столица России создала современную и надежную инфраструктуру, благодаря чему сейчас входит в первую тройку мирового рейтинга мегаполисов по внедрению инноваций по борьбе с коронавирусной инфекцией.
«Весь мощный потенциал цифры мы понимали еще десять лет назад. Поэтому на протяжении этого времени Москва инвестировала в цифровизацию всех сфер городского хозяйства, включая здравоохранение. За это время мы накопили большой опыт»
Столичные поликлиники и больницы переходят на электронные документы, осваиваются технологии компьютерного анализа и прогнозирования.
Цифровизация при этом — не просто переход от записей шариковой ручкой к печати на компьютере. На самом деле это перестройка практически всех систем управления мегаполисом.
Чтобы цифра работала, сначала необходимо заменить аналоговое оборудование на цифровое. Следующий шаг — формирование единой информационной системы. Для этого все справочники, все сведения оцифровываются по определенным машиночитаемым стандартам. То есть не просто сканируются, а систематизируются по разным параметрам и тегам. Это позволяет врачу, к примеру, увидеть полную картину как по каждому отдельному пациенту, так и по выборкам по отдельным заболеваниям, по целому участку или городу.
Итогом трансформации, занявшей несколько лет, стало появление единой цифровой платформы здравоохранения. В ее основе лежит Единая медицинская информационно-аналитическая система — ЕМИАС. Она охватывает все медицинские организации города. Москва — единственный мегаполис в мире, где удалось реализовать такую масштабную цифровизацию. В ЕМИАС накоплен огромный массив данных: загружено более 250 миллионов результатов лабораторных исследований, хранится порядка 280 миллионов протоколов врачебных осмотров в поликлинике, более 130 миллионов электронных рецептов, переведено на компьютерный язык несколько миллионов выписных эпикризов москвичей и пациентов из других регионов, проходивших лечение в столице.
Из бумаги в цифру
ЕМИАС упрощает жизнь и врачам, и специалистам из других сфер, и пациентам. Сейчас в ЕМИАС сформировано более 15 миллионов электронных карт — по сути это виртуальные двойники москвичей. В цифровых медкартах хранятся все протоколы врачебных осмотров, результаты вызовов скорой помощи, рекомендации по лечению, результаты анализов и исследований, выписанные справки, оформленные больничные листы и многое другое. Также у горожан есть доступ к снимкам (КТ, МРТ, флюорографии, рентгеновским и другим). Здесь же — электронные рецепты на лекарственные препараты.
Просматривать свои документы можно на стационарном компьютере, планшете и смартфоне — достаточно доступа в интернет. Для мобильных гаджетов создано удобное приложение «ЕМИАС.ИНФО». Инструкция по пользованию сервисами — несложная, алгоритм управления — интуитивный и доступный каждому.
В 2022 году столица сделала следующий шаг, интегрировав ЕМИАС с «Московской электронной школой». Теперь, если ребенок на больничном или освобожден от уроков физкультуры, это отображается в электронном журнале, а у классных руководителей и учителей физкультуры есть все необходимые сведения о группе здоровья школьника, чтобы подобрать ему соответствующую физическую нагрузку.
Участковые педиатры тоже могут видеть, где учится ребенок, планировать и контролировать плановые осмотры. Справки по форме 095/у (о временной нетрудоспособности) и медицинские карты по форме 026 (для первоклассников) переведены в электронный формат — бумажные больше не нужны.
«Только за год мы избавили москвичей от оформления более 2,5 миллиона бумажных справок и сделали процесс максимально удобным и для родителей, и для врачей поликлиник, и для медработников школ и детсадов. Еще один большой плюс — цифровую справку нельзя потерять или испортить»
В 2022 году власти планируют перевести все без исключения детские поликлиники Москвы на электронные медицинские карты. Бумажные документы упразднят, а картохранилища переоборудуют в удобные пространства для врачей.
Две трети столичных детских поликлиник уже работает по такой системе. Врачи к этому относятся позитивно: уходит в прошлое двойной документооборот, не нужно вести бумажный экземпляр карты, распечатывать и вклеивать документы, подбирать и носить их из кабинета в кабинет. В перспективе подобная реформа ожидает и взрослые амбулатории.
Сервисы на все случаи жизни
Одна из последних новинок для пациентов — чат-бот, который доступен пациентам после записи на врачебный прием к терапевту, педиатру, гинекологу, офтальмологу и ЛОРу. Перед визитом к врачу сервис собирает основные жалобы пациента на самочувствие, затем данные опроса загружаются в информационную систему и фиксируются в протоколе осмотра. В результате врач не тратит на технические детали драгоценное время приема, а посвящает его пациенту.
Для онкобольных в городе работают персональные помощники. Специалисты этого проекта индивидуально сопровождают пациентов с онкологическим диагнозом или подозрением на него. Они помогают не оставаться один на один с болезнью, записаться на обследования, не пропустить контрольный прием у врача, что в случае борьбы с раком может быть критически важным. Помогает им в этом ЕМИАС — в системе специалисты видят все данные о пациенте, его приемах и назначениях.
Следующий эксперимент — пилотный проект по динамическому наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями, который начнется в ряде столичных поликлиник. Мировые эксперты отмечают, что именно хронические болезни вносят наибольший вклад в структуру смертности москвичей. Среди них — эндокринные заболевания и патологии кровеносной системы. В ЕМИАС появится удобный сервис, который поможет врачу индивидуально и в динамике вести каждого пациента. Это также полезно в том случае, если человек переходит от одного врача к другому: доктору не нужно будет реконструировать многолетнюю историю болезни пациента с самого начала.
С 2020 года терапевты всех взрослых московских поликлиник пользуются системой поддержки принятия врачебных решений. Искусственный интеллект анализирует собранные врачом жалобы пациента и предлагает на их основе варианты диагноза по наиболее распространенным заболеваниям и пакетные назначения на дополнительные исследования и консультации к специалистам.
При этом окончательное решение всегда принимает врач. Задача цифрового помощника — высвободить время специалиста на осмотр и консультацию пациента. Терапевты московских поликлиник уже поставили с его помощью более 5 миллионов предварительных диагнозов.
Нейросети и роботы
Все цифровые диагностические устройства медицинских организаций Москвы подключены к единой системе — единому радиологическому информационному сервису (ЕРИС). В его состав входит городское облачное хранилище медицинских изображений, где в цифровом виде хранятся снимки лучевых исследований — КТ, МРТ, рентген и так далее.
Для анализа поступающих в ЕРИС снимков создан специальный референс-центр лучевой диагностики, где врачи-рентгенологи удаленно описывают результаты исследований.
Помогает им в этом искусственный интеллект. Экспертиза снимков проводится с помощью технологии компьютерного зрения. Первое время это использовалось для диагностики коронавирусной пневмонии, но вскоре функционал был расширен: теперь нейросеть может выявлять признаки рака легкого, остеопороза позвоночника, аневризмы грудного отдела аорты, ишемической болезни сердца, инсульта, легочной гипертензии, а также патологии легких на рентгенографии и флюорографии, а на маммографии — рак молочной железы. В дальнейшем сервисы искусственного интеллекта будут помогать врачам в обработке исследований по 29 направлениям.
Также в помощь врачам-рентгенологам предлагается опция голосового помощника — системы голосового заполнения протоколов, что значительно экономит время.
А в операционных врачам помогают роботы. Роботизированная хирургия позволяет выполнять операции с точностью, о которой раньше можно было только мечтать: с минимальными разрезами, минимальной кровопотерей и, как следствие, минимальным риском осложнений, связанных с оперативным вмешательством. Роботическими хирургическими комплексами da Vinci оснащены четыре медицинские организации московского Департамента здравоохранения: Боткинская больница, ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого, ГКБ №31 и МКНЦ им. А.С. Логинова. Там проводятся робот-ассистированные операции по разным направлениям — в урологии, гинекологии, онкологии, абдоминальной хирургии и других. При этом в больницах Боткина и Спасокукоцкого оперируют на самой последней версии робота-хирурга с расширенным функционалом и возможностью применения искусственного интеллекта.
Еще одно направление, без которого в будущем невозможно будет представить здравоохранение, — телемедицина. В Москве ее начали развивать еще до пандемии, а с приходом коронавируса все ресурсы цифровой медицины объединили, благодаря чему в столице оперативно появилась общегородская служба телемедицинской помощи для пациентов с COVID-19, которые могли лечиться дома. Специалисты, которым доступны данные из электронных медкарт, в режиме онлайн следили за самочувствием больных, отвечали на их вопросы, давали рекомендации, а в экстренных случаях — организовывали госпитализацию, вызвав больному скорую помощь.
Специалисты телемедицинского центра ведут медицинское наблюдение за участниками пострегистрационных испытаний вакцин против коронавируса. Сотрудники телемеда также консультируют посетителей павильонов «Здоровая Москва», если во время диспансеризации у человека обнаруживают какие-либо отклонения в анализах.
***
Московское здравоохранение, по сути, стало брендом. Это не только комфортабельные поликлиники и больницы и не только самое современное оборудование, профессиональные врачи и медсестры. Формирование мощного цифрового контура здравоохранения, наполнение его различными модулями и сервисами — такого нет ни в одном мегаполисе мира. Многие разработки Москвы тиражируются на всю страну.
«Всем российским врачам открыли доступ к онлайн-сервису постановки предварительного диагноза. Он протестирован врачами всех московских поликлиник»
В ближайшие годы Москва продолжит автоматизировать процессы в здравоохранении, чтобы достичь главных целей: разгрузить врачей и вывести медицинскую помощь пациентам на новый уровень.
«Цифровизация для нас — не цель, а средство, — резюмирует вице-мэр Анастасия Ракова. — Это всего лишь инструмент, который позволяет нам качественно изменить московское здравоохранение»