«После них живых не оставалось» Как жестокая банда совершала массовые убийства и годами держала в страхе сибирские города

Кадр: фильм «Реализация»

«Лента.ру» продолжает рассказ о Братском организованном преступном сообществе (ОПС) — одной из самых мощных группировок Сибири. В прошлый раз речь шла о том, как в конце 1990-х эту группировку создал депутат городской думы Братска Вадим Моляков, известный в криминальных кругах как Моляк. «Братские» хладнокровно расправлялись со всяким, кто вставал на их пути и мешал крышевать бизнес. Порой они шли на массовые убийства, безжалостно вырезая конкурентов. Сегодня корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин рассказывает о том, как силовики сумели положить конец бандитскому беспределу Братского ОПС.

Около четырех часов утра на берег замерзшей реки Бирюса подъехал УАЗ, в котором «братские», переодетые в форму бойцов ОМОН, везли своих пленников — бандитов из Сафаровской ОПГ. Всех вывели из машины и посадили на землю в овраге: в этот момент «задержанные» стали догадываться, что дело нечисто и повязали их вовсе не милиционеры. «Братские» подтвердили эти догадки и потребовали сказать, где скрывается их главарь Эдуард Сафаров. Но выдавать главаря пленники не стали, а один из них, бывший афганец Ларионов, пообещал, что похищение «братским» с рук не сойдет. И тогда «сафаровских» начали убивать.

***

После расправы над авторитетным бизнесменом Тимуром Сафаровым, которая была совершена 6 марта 2021 года, «братские» начали готовить ликвидацию еще одного конкурента — главаря ОПГ Бультики Эдуарда Ларикова по кличке Гуня. Но это оказалось непросто: после гибели Сафарова Гуня насторожился и везде ходил с охраной.

«Братские» следили за ним несколько месяцев и даже оборудовали постоянный пост наблюдения на втором этаже дома, расположенного напротив пятиэтажки, где жил лидер Бультиков. Бандиты прослушивали телефонные переговоры Гуни и отслеживали контакты его близких лиц. Для ликвидации авторитета «братские» купили старую, но надежную праворульную Toyota Carina, неприметную рабочую одежду, а также шапки-маски с прорезями для глаз.

Как рассказал в беседе с «Лентой.ру» подполковник юстиции в отставке и бывший следователь по особо важным делам СУ СКР по Иркутской области Павел Гойник, который расследовал дело Братского ОПС, Гуня ездил на очень модном в том сезоне и чуть ли не единственном в Тайшете Peugeot 405.

Начиная с 7 марта машину Гуни всюду сопровождал ВАЗ-21099 с личной охраной. Бойцы первыми заходили в помещения, проверяли все подходы, даже изучали дома напротив — искали снайперов. Такой подход сильно затруднял ликвидацию главного «бультика»

Павел Гойникподполковник юстиции в отставке

По словам Гойника, киллеры Пукас и Валерий Заднепровский (Зубатый), как следует из их допросов, даже разрабатывали вариант с дерзким нападением на ходу: один из них должен был запрыгнуть на капот машины Гуни и в упор расстрелять из автомата Калашникова всех, кто был в салоне, а второй в это время отвлекал бы охрану.

Участники Братского ОПС (слева направо): Николай Султанов (Коля Султан), Вадим Моляков (Моляк), Виктор Загородников (Артист)

Участники Братского ОПС (слева направо): Николай Султанов (Коля Султан), Вадим Моляков (Моляк), Виктор Загородников (Артист)

Фото: из материалов уголовного дела / СУ СКР по Иркутской области

Ликвидацию Гуни назначили на 1 августа, и по иронии судьбы именно в этот день авторитет отказался от услуг охраны. Как говорит замначальника управления угрозыска ГУ МВД России по Иркутской области Александр Васин, информацию о том, что Гуня возвращается домой один и без телохранителей, «братским» передал по рации их сообщник Дмитрий Сазыкин.

Сазыкин контролировал обстановку в 300 метрах от подъезда дома Гуни. У киллеров были считаные секунды, чтобы принять решение, и Зубатый дал команду «отбой». Он решил не расходовать понапрасну АК, ведь оружие после каждого преступления сбрасывалось. А для ликвидации одной жертвы без охраны хватило бы и дешевого обреза

замначальника управления угрозыска ГУ МВД России по Иркутской области Александр Васин

«Киллер добил лежачего»

Несколько дней слежки показали, что Гуня успокоился и теперь действительно ездит один. В ночь на 6 августа киллер Пукас приехал к дому авторитета, выкрутил лампочку в подъезде и спрятался на первом этаже за высоким электрощитком.

Зубатый в это время стоял в тени на улице — на подстраховке

Их третий сообщник, Сазыкин, как и в прошлый раз, находился на повороте: он должен был дать сигнал, когда Гуня проедет мимо него. Около полуночи авторитет припарковался у подъезда и вошел в дом. В этот момент Пукас тихо вышел из-за щитка и выстрелил в Гуню из обреза.

Но киллер допустил ошибку. Нажимая на спусковой крючок, он не закрыл глаза и оказался ослеплен вспышкой. Поэтому второй выстрел Пукас не сделал — просто не видел, куда стрелять.

Услышав только один выстрел и увидев выбежавшего Пукаса, Зубатый зашел в подъезд и обнаружил, что Гуня еще подавал признаки жизни — пытался встать. Тогда киллер двумя выстрелами добил лежачего. После этого Зубатый вышел из подъезда и пошел к Toyota Carina

Павел Гойникподполковник юстиции в отставке

Оружие киллеры выбросили в кусты, а вещи, использованные во время преступления, оставили в машине, за руль которой сел Дмитрий Сазыкин. Бандиты на Toyota отъехали в район очистных сооружений Тайшета, где сожгли автомобиль. Через месяц почти все коммерсанты, раньше ходившие под «бультиками», стали платить «братским».

Таким образом, к концу 2001 года «братские» почти полностью подмяли под себя Тайшет. Это позволило им стать весьма серьезными легальными бизнесменами — например, в 2006-2014 годах фирмы, подконтрольные главарю Братского ОПС Моляку и его покровителю Тюрику, принимали активное участие в строительстве Олимпийских объектов в Сочи.

Также эти компании выигрывали тендеры в Москве и Санкт–Петербурге, не говоря о вполне легальных и многомиллионных по объему поставках древесины за рубеж.

Та часть Братского ОПС, что отвечала за законный экономический бизнес, активно использовала и использует доходы от преступной деятельности в повседневной практике. До сих пор они являются крупными игроками и на внутрироссийском, и на международном уровне. Но привлечь их к ответственности невозможно: схемы перекачки денег юридически безупречны

источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах

Охота на сына

Формальным наследником убитого Тимура Сафарова к тому моменту стал его сын Эдуард. И сразу, как только он вступил в права наследства на легальные фирмы, в первую очередь — леспромхозы, к нему пришли «братские» и потребовали платить им за «крышу».

Но Эдуард отказался, заручившись поддержкой участников ОПГ погибшего отца и криминальных авторитетов из Красноярска. При этом лидеры Братского ОПС Моляк, Султан и примкнувший к ним Димедрол хорошо понимали, что непокорность «сафаровских» не только подрывает их авторитет, но и серьезно ограничивает экономические возможности.

За известными им адресами Эдуарда Сафарова «братские» установили тщательное наблюдение: сформировали постоянные посты и поставили телефоны на прослушку. Но очень скоро выяснилось, что ни по одному из адресов Сафаров-младший не проживает и там даже не появляется

Павел Гойникподполковник юстиции в отставке

Спустя месяц бесполезной слежки бандиты переключились на квартиру его брата и до января 2001 года наблюдали за ней безо всяких результатов. Только в конце зимы они поняли, что их цель все это время фактически жила в Красноярске: в руки «братских» попала видеозапись с семейного торжества Сафарова-младшего, сделанная в его квартире.

В центре — один из лидеров Братского ОПС Николай Султанов (Коля Султан)

В центре — один из лидеров Братского ОПС Николай Султанов (Коля Султан)

Фото: Из материалов уголовного дела / СУ СКР по Иркутской области

В нескольких местах в кадр попал вид из окон, по которому Султан и Зубатый смогли определить улицу и примерный номер дома: Красноярск, напротив местной Красной площади. Бандиты стали наблюдать за этим адресом, и в июне Зубатый со своей командой, наконец, узнал все координаты Эдуарда Сафарова.

Как оказалось, он вместе с супругой жил в ЖК на улице Карла Маркса и ездил на Toyota Mark II, которую парковал на огороженной стоянке возле дома. Между тем все время поисков Эдуарда конфликты между «сафаровскими» и «братскими» не прекращались.

«Братские» тщательно разработали план убийства: киллер Пукас с пистолетом Макарова должен был проникнуть на территорию ЖК и ждать Эдуарда Сафарова у первого подъезда. Его страховал Дмитрий Кореневский (Кореш), которому поручили при необходимости добить раненого. А Зубатый с рацией наблюдал за обстановкой

Александр Васинзамначальника управления угрозыска ГУ МВД России по Иркутской области

Бегущая мишень

Киллеры отправились на дело ночью 9 июня 2001 года. К дому своей жертвы они приехали на старой праворульной Toyota, которую специально купили для этого преступления. Около половины второго ночи Эдуард Сафаров приехал в свой ЖК, припарковал автомобиль и пошел к подъезду.

В этот момент из засады вышел киллер Пукас, но Сафаров услышал шаги, повернулся, увидел пистолет и сумел уклониться от первого выстрела. Вторая пуля тоже прошла мимо. За эти секунды Эдуард сориентировался и бросился бежать. Киллер стрелял ему вслед, но попал лишь раз, в предплечье.

Догнать раненого Пукасу помешала случайность: в кармане своих штанов, купленных для преступления, он не заметил дырку. Туда провалилась рация, и бежать стрелку стало неудобно. Его подельник Кореш был в другой стороне от дома и никак не мог помочь. А Зубатый лишь слышал выстрелы, но не знал, что происходит.

Пукас стремился подражать Зубатому во всем, включая искусную стрельбу, но навыков ему не хватало. Именно это, вместе с самоуверенностью, и привело к неудачному покушению на Эдуарда Сафарова. Вместо того чтобы стрелять в тело жертвы, Пукас решил стрелять в голову, но не попал

Павел Гойникподполковник юстиции в отставке

Пуля перебила Сафарову лучевую кость, и он был вынужден долго лечиться. Но «сафаровские» не перестали враждовать с Братским ОПС, участники которого поняли: им придется исправлять свою ошибку. При этом «братские» решили ликвидировать не только самого Эдуарда Сафарова, но и весь костяк его группировки.

«Задача была уничтожить всех разом»

Вскоре Зубатый, Пукас и остальные «братские» вернулись в Тайшет, где быстро разработали план ликвидации всей группировки «сафаровских».

Бандиты взяли под наблюдение дом на Горной улице Тайшета, который принадлежал Владимиру Жукову, активному участнику ОПС, где часто собирались участники Сафаровской группировки. Задача была уничтожить всю группировку разом, включая Сафарова-младшего. «Братские» несколько месяцев вели наблюдение, ожидая, когда соберутся все

Павел Гойникподполковник юстиции в отставке

Удобный момент подвернулся в декабре 2002 года — пришла информация, что в одну из ночей на базу «сафаровских» приедет и сам Эдуард Сафаров. По словам Александра Васина, «братские» решили ворваться туда под видом милиционеров: они купили камуфляж, схожий с формой ОМОН, шапки-маски, копии автоматов Калашникова и наручники.

«Братские» решили, что если самого Эдуарда Сафарова захватить не получится, то его бойцов допросят с пристрастием. Если бы в доме оказались посторонние, бандиты забрали бы и их, чтобы не оставлять свидетелей. То, что после них живых не останется, было определено заранее

Александр Васинзамначальника управления угрозыска ГУ МВД России по Иркутской области

В ночь с 8 на 9 декабря 2002 года «братские», одетые в камуфляж, с криками «Все на пол — работает ОМОН» ворвались в дом и захватили весь костяк «сафаровских», не считая самого Эдуарда Сафарова, который так и не приехал. Всем захваченным закрыли глаза их же шапками или шарфами, сковали наручниками, а затем погрузили в УАЗ.

Пленников повезли на берег реки Бирюса, к незамерзающей промоине в районе села Старый Акульшет. Как вспоминали на допросах участники убийства, в машине похищенные вели себя спокойно, думая, что действительно попали в руки к милиционерам. Но, когда вскрылась правда и они отказались выдать Сафарова, их стали убивать.

Бойня на льду

Пукас подошел к стоящему на коленях Ларионову и выстрелил ему в голову из травматического пистолета «Оса», но тот остался жив, хотя и упал. Тогда бандит по фамилии Круглянин подбежал и начал беспорядочно бить жертву ножом, целясь в живот и грудь. После нескольких десятков ударов Ларионов перестал подавать признаки жизни.

После этого Пукас подошел ко второй жертве, Килину (Килька), поставил его на колени, выдернул у того из брюк кожаный ремень и душил этим ремнем, растягивая концы в стороны.

Но у него ничего не выходило, и тогда он передал Килина своему сообщнику Истратову

Тот повернулся спиной к жертве, перекинул ремень через плечо и нагнулся. Килин повис у него на спине, а Истратов ждал, пока жертва не перестанет биться в агонии. Не выпуская удавку из рук, он потащил тело к промоине, находящейся примерно в 25 метрах от оврага.

Там, на льду, Истратов на глазах остальных пленников начал снимать одежду с убитого, но тот вдруг захрипел. Тогда палач добил его ударом ножа в сердце. Третью жертву, молодого бойца Широченко, отвели на лед, положили на живот и задушили шарфом. Это сделал участник Братского ОПС Ужинцев.

Река Бирюса

Река Бирюса

Фото: Станислав Соломахин / Wikimedia

Четвертого бойца «сафаровских», Якова Некрасова, положили животом на лед, а затем Круглянин несколькими ударами топора отрубил ему голову. Широченко и Некрасова убивали одновременно, при этом их руки были скованы за спиной наручниками — сопротивляться они не могли.

После этого «братские» расчленили тела убитых и спустили фрагменты тел в промоину. За этим в ужасе наблюдал пятый похищенный, самый авторитетный из «сафаровцев», Владимир Жуков. Когда все части тел оказались в воде, Пукас подошел к Жукову со спины и ударил его обухом по голове.

Затем его тело, не расчленяя, просто столкнули в промоину

Туда же отправили топоры и ножи, а затем лопатами сгребли окровавленный снег в воду. Так Тайшет перешел под контроль Братского ОПС.

Фрагменты тел убитых начнут находить лишь весной 2003 года. При этом Жукова сразу опознать не смогут, причем не только из-за разложения: за пару часов бойни на льду он полностью поседел.

Роковой просчет

После захвата Тайшета главарю «братских» Моляку, казалось бы, оставалось просто получать дивиденды от контроля за городом. Однако 9 апреля 2008 года Моляка вместе с экс-начальником УВД Братска полковником милиции Владимиром Утвенко задержали следователи Следственного комитета при Прокуратуре (СКП) и сотрудники регионального управления Федеральной службы безопасности (ФСБ) России.

Как выяснилось, Моляк и Утвенко при посредничестве еще одного авторитетного предпринимателя и политика заказали убийство зампрокурора Братска Александра Синицына. Последний надзирал за оперативно-разыскной деятельностью МВД и принципиально не стал договариваться с Утвенко.

Экс-начальник УВД Братска, полковник милиции Владимир Утвенко

Экс-начальник УВД Братска, полковник милиции Владимир Утвенко

Кадр: Совершенно Конкретно / YouTube

Больше того, зампрокурора регулярно готовил на полковника представления — иными словами, мешал спокойно жить. За это 5 января 1999 года киллеры застрелили его по приказу Моляка и Утвенко, получив за убийство полтора миллиона рублей. Одного из исполнителей позже задержали за другое преступление и отправили в колонию.

Уже отбывая срок, киллер в какой-то момент заговорил и рассказал, что убийство зампрокурора Синицына заказали Моляк и Утвенко. После этого криминальный авторитет с полковником были задержаны, а в мае 2011 года присяжные признали их виновными в преступлении.

Конечно, у следствия была оперативная информация, что Братское ОПС причастно к целой серии убийств. Но слова к делу не пришьешь, а серьезных улик против бандитов у правоохранительных органов не было до сентября 2017 года.

Зампрокурора Братска Александр Синицын, ставший жертвой Братского ОПС

Зампрокурора Братска Александр Синицын, ставший жертвой Братского ОПС

Кадр: ТРК «Братск

В тот момент преступник, задержанный совсем по другому делу и никак не связанный с «братскими», на допросе обмолвился про рассказ приятеля. Тот когда-то сообщил ему о массовом убийстве на льду Бирюсы, причем с точными подробностями. К примеру, о том, что тело Владимира Жукова не стали расчленять. Работа у следователей закипела.

Окончательный вердикт

Участников Братского ОПС стали ловить одного за другим: в руках сотрудников правоохранительных органов вскоре оказались киллеры Истратов и Пукас, авторитет Коля Султан и другие. Султана задержали в Сочи. Он, узнав о задержании исполнителей, с соблюдением всех правил конспирации умчался туда с любовницей.

Среди задержанных мог бы оказаться и тайшетский сообщник «братских» криминальный авторитет Дмитрий Шимко (Димедрол). В 2011 году он переехал в Таиланд, откуда курировал все дела в Тайшете, но в 2013 году скончался от рака мозга.

При обысках по делу Братского ОПС в нескольких схронах были найдены автоматы Калашникова, пистолеты, гранаты и тротил. Они пролежали почти полтора десятка лет, но могли быть использованы в любой момент

Павел Гойникподполковник юстиции в отставке

Следствие по делу «братских» шло почти два года, картину убийств восстанавливали по мелочам. В 2019 году Пукас, Истратов и Уженцев (он заключил досудебное соглашение) были осуждены как исполнители заказных убийств.

Но организаторов преступлений — Моляка и его ближайших помощников Круглянина, Сазыкина и Колю Султана — весной 2021 года за недоказанностью оправдали присяжные Иркутского облсуда. Позже прокуратура добилась отмены этого приговора, и дело лидеров Братского ОПС стали рассматривать с начала.

Обвинительный вердикт в отношении Молякова, Круглянина и Сазыкина вынесли 14 июня 2022 года. Перед присяжными был поставлен 31 вопрос, на 12 из них присяжные дали единодушные ответы. При этом снисхождение было проявлено только к Сазыкину

старший советник юстиции Максим Рудыначальник отдела государственных обвинителей Прокуратуры Иркутской области

Приговором от 30 июня 2022 года все трое были осуждены. Моляков получил 25 лет лишения свободы, в колонии строгого режима. Поскольку точно такой же срок он уже отбывает за убийство зампрокурора Синицына, путем частичного сложения наказаний для него изменилось лишь одно — еще 9,5 года он не сможет ходатайствовать об УДО. Сообщники Моляка, Круглянин и Сазыкин, получили 13 и 11 лет лишения свободы соответственно в колонии строгого режима.

Между тем Коля Султан весной 2021 года после оглашения вердикта был освобожден в зале суда — и не стал терять времени даром

Султан не явился на новые слушания и был объявлен в розыск. Его задержали в июле 2022 года в Москве, где он жил по фальшивым документам. Колю Султана этапировали в Иркутск, суд уже начался. Решать судьбу криминального авторитета по его ходатайству будет коллегия присяжных.

Обратная связь с отделом «Силовые структуры»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: crime@lenta-co.ru
Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше