Сезон в фигурном катании официально стартовал. 22 и 23 октября в столичном «Мегаспорте» прошел первый этап Гран-при России — «Золотой конек Москвы». На лед вышли одни из главных звезд национальной команды: Камила Валиева, Михаил Коляда, Евгения Тарасова и Владимир Морозов. Хотя казалось, что из-за отсутствия должной конкуренции итоги предопределены, турнир получился полным сюрпризов. Чем запомнился самый ожидаемый старт октября — в материале «Ленты.ру».
Гран-при России — новый турнир, но по формату он повторяет национальный Кубок. До отстранения от международных стартов, каждую осень сильнейшие российские фигуристы ездили на этапы мирового Гран-при: надо думать, что переименование внутренних соревнований связано именно с этим. Всего этапов шесть, они будут идти следующие несколько недель. Лучшие спортсмены по их итогам попадут в финал, который состоится в марте.
Главная проблема Кубка России всегда была в том, что на него не приезжали звезды. Но сейчас фигуристам национальной команды выступать больше негде, так что всех их распределили на этапы. Получилось, что в каждом принимают участие по два-три спортсмена из топа, а остальные участники представляют регионы. Они, конечно, сильно уступают в классе и претендовать на победу не могут. От этого соревнования теряют в зрелищности, и результат становится крайне предсказуемым. Но уже первый этап показал: заранее распределять места никогда не стоит.
Сильнейшая пара России сорвала прокат и проиграла
Настоящая сенсация случилась в парном катании. Золото завоевал малоизвестный дуэт Наталья Хабибуллина и Илья Княжук — и это при том, что на этапе выступали Евгения Тарасова и Владимир Морозов, сильнейшая пара России, если не мира. На Олимпийских играх-2022 ученики Этери Тутберидзе и Максима Транькова проиграли только двукратным чемпионам мира, китайской паре Суй Вэньцзин и Хань Цун, и разница в оценках была минимальная.
Теперь же, после блестящего проката в короткой, Тарасова и Морозов захватили лидерство и, судя по всему, расслабились. В произвольной они не сделали ни одного чистого элемента, кроме подкрутки. Не заладилось с параллельных прыжков, которые они синхронно сорвали, а дальше программа буквально развалилась, и докатывали ее спортсмены, опустив глаза. Хабибуллина и Княжук между тем выступили раньше (и довольно чисто), ждали конца соревнований в подтрибунном помещении и не смотрели прокат соперников, в уме уже повесив себе на шею серебро. Каково же было их удивление, когда судьи выставили оценки: 224,47 против 221,07 балла.
Мы в шоке, мы вообще не понимаем, что произошло. Мы не знаем абсолютно, что это было. Мы просто сделали работу. Все, что мы могли, мы сделали в принципе. Можно лучше, но на данный момент мы сделали все, что мы могли
Что случилось с ними на льду, призеры Пекина внятно объяснить не смогли. «Просто очень стыдно. Не хочу ничего говорить. Даже не помню, было ли что‑то в голове во время проката», — сказала Тарасова. «Было много ошибок, сыпалось одно за другим. Готовы были хорошо», — добавил ее партнер.
Особенно обидно оттого, что произвольную с олимпийского сезона Тарасова и Морозов не меняли и в таком виде болельщики ее еще не видели. Этот провал кажется чем-то разовым — слишком уж хорошо фигуристы показали себя в первый день и на разминках. То есть ждать такой щедрости в будущем их соперникам вряд ли стоит. При этом известно, что именно психология была у этой пары слабым местом, не позволявшим ей на протяжении сезонов проявить себя. И прошлой зимой казалось, что эта проблема позади.
Третьими стали Дарья Бояринцева и Роман Плешков (207,27), дальше в таблице расположились Виктория Васильева и Роман Запорожец (179,17), а также Агния Свинцицкая и Владимир Следь (134,80).
Главная надежда российского мужского катания оказался вне пьедестала
Речь о Михаиле Коляде, ученике Алексея Мишина, который на протяжении многих сезонов считался главной звездой российского одиночного фигурного катания. Он на московский этап приехал в совершенно разобранном состоянии — впрочем, в ином, действительно хорошем его не видели уже очень давно.
Короткую программу спортсмен выиграл (и судейство вызвало споры в сети, так как он не исполнил ни одного квада), а по итогам произвольной оказался на четвертом месте. Фигурист также не прыгнул ни одного четверного, а в общей сложности сорвал пять прыжковых элементов. Еще после короткой он демонстративно отказался общаться с журналистами, а в конце второго дня описал произошедшее очень коротко: «Со здоровьем все хорошо. Почему так вышло? Бывает. Работаем дальше? Да».
Программы не было. Если говорить о том, что случилось, надо спрашивать у самого Михаила и его тренерского штаба. Но вряд ли, как и всегда, мы что-то получим в ответ. Мы всегда надеемся, что будет хорошо. То, что я увидел, меня не удивило
Золото досталось в итоге Дмитрию Алиеву, чемпиону Европы-2020, еще одному спортсмену, которого каждый сезон относят к подающим большие надежды. Он на этапе в Москве показал относительно крепкие программы: выехал с квада в короткой (хотя и ошибся на остальных двух прыжках) и еще с трех четверных — в произвольной (хотя также пошатнулся потом дважды). Для начала сезона такие прокаты — нормальный рабочий вариант. Сам Алиев после выхода со льда заметил: «Скажу, что три квада — это классно. Доволен первой половиной, был настрой внутренней тишины, настрой был доверять себе. Во второй половине энергетически отпустил себя, поэтому смазал выезды на тройных прыжках. Но я на верном пути».
Серебро завоевал Глеб Лутфуллин, который впервые обратил на себя внимание в прошлом сезоне. Он, как и Коляда, тренируется у Мишина. В произвольной программе Глеб выехал с четырех квадов — правда, дважды с касанием рукой. При этом с точки зрения техники 18-летний спортсмен выглядел убедительнее всех остальных, а бороться за победу не смог просто из-за недостаточного опыта. Бронза — у Александра Самарина, который наошибался в обеих программах и из ультра-си чисто сделал только тройной аксель в короткой и квад-лутц в произвольной.
Алиев в сумме набрал 273,63 балла. Второе место занял Глеб Лутфуллин — 258,20, третьим стал Александр Самарин — 257,43. У Коляды — 237,22 балла
Валиева выступала на фоне окончания допингового расследования
А вот в турнире одиночниц предсказуемо победила Камила Валиева. Борьбу ей должна была навязать Софья Акатьева — сильнейшая юниорка группы Тутберидзе прошлых нескольких сезонов и мультиквадистка. Однако даже намека на борьбу не было — и вряд ли это претензия к Акатьевой. В короткой программе Софья сорвала тройной аксель и по делу отстала от Камилы больше чем на 10 баллов, а вот в произвольной сделала, что могла.
Во второй день соревнований Акатьева исполнила программу чисто — в том числе три элемента ультра-си. Она прыгнула тройной аксель и два четверных тулупа, один из которых — в каскаде с двойным акселем. Камила пошла на квад-тулуп, но упала и больше попыток не делала. Однако все равно осталась лидером соревнований — Акатьева по сравнению с первым днем отыграла всего два балла (244,66 против 236,68). То есть Валиевой для победы над спортсменкой со столь мощным техническим контентом не понадобились прыжки ультра-си.
Дебют Сони Акатьевой очень хороший. Просто потрясающе. Конечно, Камилу можно обыграть. Но, я думаю, она не даст себя обыгрывать
Если разбираться досконально, каких-то объективных грубых ошибок, которые могли бы привести к пересчету баллов, судьи не допустили — все решила субъективная составляющая. Акатьева получила ощутимо меньшие, чем Валиева, надбавки по шкале GOE. Да и, как выяснилось, оба квада Софья исполнила в недокрут, и это тоже сказалось на оценке.
Отвечая на вопрос о тройном акселе, Валиева заявила, что недавняя травма пока не позволяет ей катать полный контент
На лед Камила вышла все с той же неоднозначной программой, посвященной событиям Олимпийских игр в Пекине, и все так же в конце натягивала темную ткань на лицо. Единственное изменение, которое внес тренерский штаб, — убрал из начала музыки запись фрагментов новостей, в которых сообщалось о положительной допинг-пробе фигуристки. Впрочем, Камила в микст-зоне поспешила заметить: «Убрали на время. Не волнуйтесь, вернем. Так решили вместе с тренерами. Это ни с чем не связано, просто нужно было».
Если после контрольных прокатов оставалась надежда, что программу заменят, то теперь, очевидно, ждать этого не стоит. Странно отрицать, что впечатление она производит мощное, а катание Валиевой все так же проницательно и эмоционально. Но вот Камила на глазах у публики во второй раз в сезоне вернулась в пекинский ад. И вернула всех, кто был на трибунах и сидел у экранов. И даже если сама Валиева не против (так она по крайней мере убеждает журналистов), захочет ли зритель погружаться в эту историю в седьмой, восьмой, десятый раз? И что это дает, кроме желания жалеть? Это, вообще-то, вредно испытывать часто — может приесться. Впрочем, это совсем неважно, говорит сама Камила.
Эмоционально мне было нормально. Я читала много хейта в свою сторону и сторону тренеров — оставим этот вопрос. Я рада поделиться этим, готова катать эту программу, была бы не готова — сказала бы. Мнение болельщиков не влияет. Мне важно мнение только моих тренеров и авторитетных людей. Я не цветочек, чтобы всем нравиться
Интересна тут позиция тренеров. Идею программы открыто критиковали в прессе и соцсетях. Прислушиваться к критике, конечно, необязательно, но и реагировать на нее можно по-разному. С пониманием или пренебрежением — и штаб выбирает второй путь.
Отношение к журналистам и хейтерам у штаба испортилось давно: Тутберидзе буквально летом в грубой форме высказывала претензии некоторым СМИ, которые, по ее мнению, «завоевали звание туалетного чтива». Специалист посчитала некорректными (или фейковыми, непонятно) заголовки. При этом сказать, чтобы она или кто-то из штаба в адекватном объеме общались с прессой во избежание распространения разных слухов, нельзя. Team Tutberidze сильно не хватает транспарентности — это стало очевидно еще несколько лет назад, когда со скандалом уходила Евгения Медведева. Игры в Пекине о необходимости менять подход только в очередной раз напомнили. Но эффект это производит обратный: «Хрустальный» становится, по ощущениям, все закрытее. Теперь же, на Гран-при, тренер на просьбу журналистов уделить им минуту, бросила: «Вы за минуту не управитесь».
А ведь прямо сейчас Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), завершившее расследование в отношении фигуристки, отказывается разглашать результаты, пока весь мир требует ясности с распределением мест олимпийского командника. Скрыть все итоги разбирательств все равно не получится — кому-то ведь должны в конце концов отдать медали. Тутберидзе не полномочна рассказывать что-либо о деле, но выйти к СМИ и проявить хотя бы какое-то участие в этой ситуации — так просто и по-человечески.
Бронзу на турнире с 200,43 балла завоевала Анастасия Зинина (та, что скандалом ушла из академии Евгения Плющенко в межсезонье). Она и была главной претенденткой на третье место. У нее в активе также есть ультра-си, но стабильности в исполнении пока не хватает, да и по остальным компонентам спортсменка ученицам Тутберидзе уступает.
В танцах победил дуэт, который прежде никогда не соревновался
В танцах на льду интрига тоже отсутствовала с самого начала. Причем фаворитами были фигуристы, для которых этот старт стал первым совместным. Аннабель Морозов и Дэвид Нарижный встали в дуэт только весной, но все равно смотрелись на льду в разы выгоднее соперников. За пару дней до соревнований из-за травмы отказались от участия Софья Тютюнина и Андрей Багин — такая же новая пара, в которой спортсмены по отдельности имеют опыт международных выступлений. Будь они в строю, турнир был бы живее (а Багин к тому же еще и бывший партнер Морозов).
Морозов и Нарижный превзошли ставшими вторыми вчерашних юниоров Василису Кагановскую и Валерия Ангелопола чуть больше, чем на 10 баллов (199,57 против 189,04). Третье и четвертое места с большим отрывом от лидеров заняли Яна Матвейшина и Тимофей Субботин (135,05) и Елизавета Кириллова и Марк Чегодаев (120,68). Они зрителям наверняка еще не знакомы совсем — ребята выступают по мастерам, но пока не достигли уровня сборной России
Кстати, в сентябре автор блога The Skating Lesson Дейв Лиз, любитель слухов и редко оправдывающихся инсайдов, со ссылкой на отца спортсменки, известного тренера Николая Морозова заявил, что она может сменить спортивное гражданство на французское. Дело в том, что Аннабель — дочь Морозова и экс-фигуристки из Франции Каролин Дуарен, она родилась в США и имеет гражданства трех стран.
Перехода под другой флаг однако не произошло, а после проката на первом Гран-при Аннабель в разговоре с журналистами заметила: «Как видите, мы сейчас тут выступаем. Планов менять гражданство нет. Мы уже выступаем на российских соревнованиях. Рады выступать за Россию и выступать вместе. Если бы хотели что‑то поменять, поменяли бы».
Сложно не обращать внимание на следующий факт — с одной стороны, занимательный, с другой, — печально-предсказуемый. На этапе мирового Гран-при в Норвуде в танцах в эти дни выступали американцы, трехкратные призеры чемпионатов мира Мэдисон Чок и Эван Бейтс. Они в сумме набрали ненамного больше (202,80) — при том, что уровнем мастерства, да и по количеству опыта Морозов и Нарижного значительно превосходят. Так что едва ли убедительные цифры на табло говорят об объективном уровне отечественных спортсменов. На внутренних стартах всегда судят лояльнее, чем на международных, и новая российская серия, как показал первый московский Гран-при, — не исключение.
***
Несмотря на международное отстранение, график у сборной России будет плотным. Следующим стартом в рамках российского Гран-при станет турнир «Бархатный сезон» в Сочи. Пройдут соревнования с 28 по 30 октября. Ожидается, что на лед дворца зимнего спорта «Айсберг» выйдут Александра Трусова, Марк Кондратюк, Александра Бойкова и Дмитрий Козловский.