«Из ряда вон выходящие эфиры» 60 лет назад появился «Голубой огонек». Как он стал культовым и за что его обожали миллионы

Фото: Яков Халип / РИА Новости

«"Голубой огонек" превращал Советский Союз в большую коммунальную квартиру — он объединял людей у экранов», — так о культовой советской, а позже и российской передаче в 2003 году высказывался Михаил Швыдкой, бывший тогда главой Минкульта. Передача, появившаяся на свет спустя год после первого полета человека в космос, быстро стала одним из символов новогодней ночи. Передача собирала у экранов зрителей разных поколений и позволяла им увидеть прославленных артистов в неформальной обстановке, в окружении обычных советских граждан. Как появились первые «Голубые огоньки» и почему передача стала всенародно любимой — в материале «Ленты.ру».

Дебютный новогодний «Огонек»

На дворе — 31 декабря 1962 года. Главный зимний праздник советские граждане впервые встречают с «Голубым огоньком». Телевидение пока черно-белое, до отставки первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева — почти два года, а эйфория от достижений Советского Союза в освоении космоса по-прежнему витает в воздухе. Столики в студии программы заняты нарядными женщинами в закрытых по современным меркам платьях и с объемными прическами, мужчинами в строгих костюмах. Будущая звезда отечественного вещания Евгений Суслов, недавно прошедший отбор в отдел дикторов Центрального телевидения, представляет зрителям одну из гостий.

«Всех нас елочка радует только раз в году. А вот Анну Денисовну Довженко, знатную доярку колхоза "10-летия Октября" Черниговской области, елочка радует целый год», — с улыбкой объявляет Суслов и поясняет, что женщина работает с доильной установкой «Елочка», которая служит «своего рода конвейером для буренок».

Доярка Анна Довженко в «Голубом огоньке»

Доярка Анна Довженко в «Голубом огоньке»

Кадр: Музыка на советском телевидении / YouTube

Большое спасибо. Я хочу [пожелать], чтобы таких трудовых елочек было с Нового года еще больше

Анна Довженкодоярка, Герой Социалистического Труда

Без вечернего платья, с просто убранными волосами, Довженко встречает Новый год в студии на Шаболовке вместе с прославленными артистами, спортсменами, военными, учеными, поэтами и не только. От Суслова она принимает подарок — статуэтку в виде ели. Правда, гостья программы — не обычная доярка, а обладательница звания Герой Социалистического Труда.

В зале присутствовали и другие незнаменитые люди: например, доктор физико-математических наук Алла Масевич получила игрушку с елки в виде Луны (с надеждой, что в скором времени «и настоящая Луна» окажется в руках советских ученых), представители бригады завода «Красный пролетарий» — модель Шуховской башни, а хлопкороб из Узбекской ССР Меликузы Умурзаков произнес тост на родном языке, добавив на русском: «За вас, друзья».

Однако основное внимание в программе 60-летней давности, как и сегодня, доставалось известным артистам. В новогоднем «Голубом огоньке» пели молодой Иосиф Кобзон и эстонский исполнитель Георг Отс, легенда своего времени Клавдия Шульженко, звезда эстрады 60-х Нина Дорда.

Были в «Голубом огоньке» и юмористические номера. Так, актер Иван Любезнов исполнил интермедию в стихах, главный герой которой всерьез обеспокоился тем, кого из коллег ему следует поздравить с зимним праздником, чтобы не попасть впросак.

Вот взять директора — начальство! Как не поздравить? Новый год.
А вдруг он скажет: «Вот нахальство!» И мне подхалимаж пришьет?
Как я оправдываться буду: «Простите», только и всего?
И не поздравишь — тоже худо, а вдруг поздравят все его?
Я только не успел поздравить, что скажут люди? «Обнаглел».
Он скажет: «Противопоставить всем остальным себя хотел».
Нет, надо действовать с подходом и очень точно рассчитать,
Кого поздравить с Новым годом, кого не надо поздравлять.

Иван Любезновактер

От современных программ дебютный новогодний «Голубой огонек» отличался и скромностью визуальной. По сравнению с помещением «Мосфильма», где сейчас снимают программу, студия на Шаболовке в праздничном выпуске может показаться непривычно тесной. Нет в том выпуске и сегодняшней помпезности с обилием блестящих елок и декораций: старательно украшенная воздушными шарами, бумажными гирляндами и серпантинами, студия в советском «Голубом огоньке» напомнит современному зрителю скорее об уюте домашнего праздника. Бокалы же в студии поднимали не только за личные свершения, любовь и крепкое здоровье, но и за достижения науки, коммунизм, покорителей космоса, а особенно часто — за мир в стране и во всем мире.

Гагарин, «бананасы» и неудачные эфиры

Камерная атмосфера царила и на других первых «Голубых огоньках», причем изначально они были не сугубо новогодними передачами, а обычными еженедельными программами. В студию приглашали актеров, композиторов, художников, циркачей и других артистов, которые общались с ведущими, говорили о творчестве и показывали номера.

1960-е считаются золотым временем в истории «Голубого огонька». Тогдашние выпуски отличались оригинальностью и разнообразием. В них было много классической музыки, нередко звучали арии из опер и оперетт. Мужчины демонстрировали галантность, обходительность, женщины впечатляли своими туалетами, экстравагантными прическами, драгоценными украшениями

Валерий Буртжурналист
Скрипач Игорь Ойстрах в «Голубом огоньке»

Скрипач Игорь Ойстрах в «Голубом огоньке»

Фото: Михаил Терещенко / РИА Новости

К примеру, в одном из ранних выпусков поэт Сергей Михалков, отец режиссера Никиты Михалкова, и писатель Анатолий Алексин рассказали о киножурнале «Фитиль»: в момент съемок культовая сатирическая передача, которая пережила перестройку и даже застала начало 2000-х, была еще совсем новой. В «Голубом огоньке» Михалков раскрыл, что название журнала восходит к военно-морскому обычаю, когда адмирал флота, замечавший на одном из кораблей непорядки, приказывал поднять на флагштоке вымпел этого судна и произвести выстрел из пушки по команде «фитиль».

Журнал вроде нашего такого адмирала, который замечает пороки, недостатки, неполадки. Мы даем выстрел, пусть обращают внимание и исправляются

Сергей Михалковпоэт, писатель

В другом раннем выпуске, посвященном цирку, циркового артиста Мухтарбека Кантемирова поздравляли с рождением дочки. Новоиспеченном отцу вручили куклу, а затем исполнили «колыбельную» про цирк. «На манеже белые квадраты положил в окошко лунный свет, спать ушли гимнасты-акробаты, только лишь остался сторож-дед», — неспешно затянул артист цирка и актер Юрий Никулин, бывший одним из гостей передачи.

Однако больше всего зрители «Огоньков» 60-х любили, когда в студию приходили космонавты, включая Юрия Гагарина и Валентину Терешкову. «Он был ярче всех, кого я там видел. Улыбка — сказочная, просто магнетическая. Тогда абсолютно все были от него без ума», — вспоминал Гагарина фотохудожник Анатолий Ковтун, работавший на «Голубых огоньках». Он добавлял, что Гагарин был человеком, абсолютно не страдавшим от звездной болезни и готовым пообщаться со всеми желающими.

Летчики-космонавты СССР Герман Титов, Юрий Гагарин, Павел Попович и Андриян Николаев (слева направо) в новогоднем «Голубом огоньке»

Летчики-космонавты СССР Герман Титов, Юрий Гагарин, Павел Попович и Андриян Николаев (слева направо) в новогоднем «Голубом огоньке»

Фото: РИА Новости

Главной изюминкой первых «Голубых огоньков», кардинально отличающей их от сегодняшних программ, было то, что передачи выходили в прямом эфире. Живое вещание сближало зрителя с ведущими и артистами, создавая эффект присутствия.

Но вместе с тем прямой эфир значительно увеличивал шанс огрехов, которые нельзя было, как сейчас, подредактировать монтажом или переснять. «Порой садишься в трамвай и с головой закрываешься газетой, чтобы тебя, не дай бог, никто не узнал. (...) Едешь и думаешь: "Как хорошо, что они с работы и всего этого не видели"», — признавался диктор и ведущий «Огоньков» Игорь Кириллов, говоря о неудачных эфирах передачи

Работа в прямом эфире действительно создавала множество недоразумений. К примеру, однажды одна из первых ведущих «Огоньков», певица Эльмира Уразбаева, попалась на пении под фонограмму. «Она взяла бокал и отпила, а песня продолжается. Казус был жуткий», — вспоминал композитор Левон Оганезов. После этого в редакцию передачи посыпались письма от возмущенных зрителей — в те годы они еще не привыкли к фонограммам.

Певица Эльмира Уразбаева во время репетиции

Певица Эльмира Уразбаева во время репетиции

Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости

Другой курьез был связан с не менее непривычными советским гражданам фруктами: бананами и ананасами, вспоминал писатель Федор Раззаков. По его словам, однажды одна из дикторов в эфире «Голубого огонька» оговорилась и сообщила, что к празднику зрители смогут купить «бананасы» и «анабаны».

Среди гостей студии раздался смех, который навел ведущую на мысль, что она говорит что-то не то. Однако вспомнить правильное название редких в нашей стране фруктов она так и не смогла, поэтому ограничилась короткой поправкой: «В общем, очень хорошие фрукты»

Федор Раззаковписатель

Народная передача

В хрущевскую оттепель телевидение все прочнее входило в повседневную жизнь советского человека. В 50-х средняя семья в СССР, как рассказывает писатель Виталий Дымарский, могла позволить себе телевизор. Хотя за ним и приходилось отстоять огромную, как уточняет писатель, очередь, телевизор обходился примерно в половину «достаточно невысокой зарплаты».

В 1955 году на телевидении стартовало ежедневное вещание, а в 60-х на свет появился «Голубой огонек» и другие знаковые для отечественного ТВ передачи: КВН, «Здоровье», «Спокойной ночи, малыши!», «В мире животных».

Конкурс «Умелые руки» в передаче «На голубой огонек», декабрь 1962 года

Конкурс «Умелые руки» в передаче «На голубой огонек», декабрь 1962 года

Фото: Владимир Блиох / РИА Новости

«Это было время прямых телевизионных трансляций. (...) Но прямые трансляции не могли заменить студийные тематические программы, и мы стали думать о том, чтобы создать передачу интересную для семейного просмотра», — делилась одна из создательниц «Голубого огонька» Валентина Шатрова.

Сказать, как именно появился «Голубой огонек», сегодня вряд ли возможно: народная передача быстро обросла мифами и легендами. По одной из версий, главе музыкальной редакции Центрального телевидения позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу. По легенде, задачу поручили сценаристу Алексею Габриловичу, который вскоре забыл о ней, а затем, когда начальство попросило рассказать о новом проекте, на ходу придумал формат дружеских посиделок в кафе. Сторонники этой версии утверждают, что импровизация Габриловича основывалась на том, что накануне он побывал в подобном заведении с друзьями.

Впрочем, диктор Кириллов приводил более прозаичную версию создания передачи: он утверждал, что Габрилович однажды попросту пришел в музыкальную редакцию и изложил идею проекта. Шатрова же вспоминала, что авторов программы во многом вдохновило открытие молодежного кафе в центре Москвы: там выступали известные артисты и поэты, а также устраивали диспуты.

Сначала (совместно с руководителями молодежного кафе) возникло совершенно естественное предложение — расширить круг приглашенных гостей и вести из кафе прямую трансляцию. Оно не прошло, так как не отвечало главной задумке — созданию именно телевизионной передачи. Поэтому из идеи кафе мы взяли столики с чашечкой кофе, а вторым компонентом программы стали известные деятели культуры, театра и кино, артисты, передовики производства, которые как бы заходили в кафе на чашечку кофе

Валентина Шатроваредактор передачи «Голубой огонек»

Как бы то ни было, «Голубой огонек», который изначально назывался «Телевизионное кафе» (а затем «На огонек» и «На голубой огонек»), впервые вышел на экраны 6 апреля 1962 года. В названии передачи обыгрывалось голубоватое свечение популярного в те годы черно-белого телевизора «Рекорд», который начали выпускать в середине 50-х.

Первыми ведущими новой программы были актеры Михаил Ножкин, Алексей Полевой и Олег Анофриев, певица Эльмира Уразбаева, конферансье Борис Брунов и другие артисты. Впрочем, впоследствии эти должности достались работникам телевидения.

Со временем так получилось, что стало сложно собирать артистов: у кого-то киносъемки, спектакли, гастроли. Тем более им же нужно каждый раз платить гонорары. И тогда решили ограничиться нашими постоянными, не требующими дополнительного гонорара штатными дикторами, пригласили Анну Николаевну Шилову и меня. Чуть позже ведущими были и другие дикторы

Игорь Кирилловдиктор, ведущий «Голубого огонька»

Шилова и Кириллов к тому моменту были уже сработавшимся дуэтом: до «Голубого огонька» они вместе работали над передачей «Наш клуб», которую, правда, закрыли из-за ее слишком «элитарного» характера. Ведущие настолько гармонично взаимодействовали на камеру, что многие зрители даже считали их семейной парой.

Дикторы Валентина Леонтьева, Игорь Кириллов и Анна Шилова, декабрь 1976 года

Дикторы Валентина Леонтьева, Игорь Кириллов и Анна Шилова, декабрь 1976 года

Фото: Виталий Созинов / ТАСС

«Голубой огонек» выходил каждую субботу поздно вечером — с 22:00 до 24:00. Позднее программу стали приурочивать к праздникам. При этом в праздничных «Голубых огоньках», в отличие от обычных, как правило, участвовали сразу все ведущие, которые снимались в предыдущих эфирах.

«Огонек и не думал гаснуть»

«Думали, что это еще одна рядовая передача, что рождаются и умирают, как мотыльки, обреченные на однодневное существование. Но "Огонек" и не думал гаснуть. Полагали, что это еще одна рубрика. Оказалось — открытие материка», — писал о «Голубом огоньке» в 1965 году критик и один из создателей КВН Сергей Муратов. Вместе с тем он отмечал: жанр приятельских посиделок за столиками в неформальной обстановке спустя какое-то время подхватили и другие советские передачи. Из-за этого «Огонек» переставал казаться чем-то уникальным и, по словам Муратова, «тускнел на глазах».

Все труднее было его отличить от других передач подобного типа. Столики? Они кочевали повсюду. Гости? Но тот, кто вчера выступал в «Огоньке», появлялся завтра под новой рубрикой. Песни? Они, как мы видели, давно перестали быть признаком какой-либо передачи. Песни поют везде. От всей уникальности «Огонька» осталось в активе одно лишь кофе. И вдруг все обнаружили, что в кафе, собственно, нет своего хозяина, того, чьи вкусы мы бы разделяли, того, кто вносил бы в кафе ту особую атмосферу личного обаяния, которую невозможно ни повторить, ни заимствовать

Сергей Муратовтелекритик, один из создателей КВН

Однако именно «Огоньки» очень быстро завоевали огромную всесоюзную любовь, отмечал журналист Валерий Бурт. О программе писали в прессе, а на Центральное телевидение мешками приходили письма с благодарностью и пожеланиями пригласить в программу тех или иных артистов. По этим посланиям с заявками, как утверждал диктор Кириллов, и приглашались звезды всех поколений. «Это и был самый естественный и непредвзятый рейтинг», — подчеркивал он.

О популярности программы можно судить и по словам ведущего Гарри Гриневича, которые прозвучали в одном из выпусков 1962 года. «Более четырехсот писем содержат просьбу повторить передачу "Огонек", где вели программу артисты Анастасия Вертинская и Владимир Коренев», — рассказывал он.

Феномен «Голубого огонька» заключался в том, то даже самые известные и прославленные гости в передаче представали обычными людьми с проблемами и интересами, понятными каждому зрителю, считал писатель Андрей Хорошевский. Кроме того, развлекательных программ на советском телевидении тогда почти не было — «Огоньку» было суждено стать любимой передачей советского народа, добавлял Раззаков.

Другая удача скромного по современным меркам формата «Огонька», то есть дружеского общения с артистами в импровизированном кафе, заключалась в том, что он идеально отвечал возможностям тогдашнего телевидения, писал публицист Арсений Замостьянов. Новогодние же эфиры, по его словам, в строгом контексте советского телевизионного стиля представали для зрителя по-настоящему волшебными.

Это были из ряда вон выходящие эфиры — и в этом причина их острой популярности. Видеомагнитофонов не было, сетевых видеоархивов — тем более, поэтому нужно было ловить момент. Вот [певец Сергей] Лемешев исполняет новую новогоднюю песню [композитора Александры] Пахмутовой «Снегурочка». (...) В обыкновенном концерте его бы просто объявили, не забыв о звании народного артиста СССР, а в «Огоньке» все начинается с шутливого разговора. Лемешева встречают женщины советского телеэкрана — знаменитые дикторы 60-х. Он удивляется: «А я вас всех знаю!»

Арсений Замостьяновпублицист

Спустя три года после запуска Центральное телевидение попыталось закрыть «Голубой огонек», рассказывала редактор программы Шатрова. «Телевидение любит новизну», — объясняли это решение. Однако сделать это оказалось не так просто: зрители потребовали вернуть «Огонек» на экраны. Впоследствии передача стала одним из рекордсменов советского, а затем и российского телевидения по длительности своего существования.

Автор книги «Новый год в России. История праздника» Анастасия Углик называла еще одну важную функцию «Огонька» — возможно, именно она сделала простое телевизионное кафе по-настоящему любимой многими поколениями передачей.

Он [«Голубой огонек»] объединял большую страну даже в те годы, когда ее уже ничего не объединяло. И пока меняли друг друга генсеки и президенты, за праздничными столами с бутафорским шампанским собирались люди, чьи лица было приятно видеть в новогоднюю ночь

Анастасия Углик автор книги «Новый год в России. История праздника»
Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше