Вводная картинка
Социальная реклама

Поцелуи, рукопожатия и фитнес. Как нельзя заразиться ВИЧ: основные мифы, связанные с вирусом иммунодефицита человека

15:20, 22 ноября 2023Фото: pakww / Shutterstock / Fotodom

Жизнь с ВИЧ — это не только прием антиретровирусной терапии. Все, кому поставлен диагноз «ВИЧ-инфекция», знакомы с предрассудками со стороны общества, а иногда и близких людей. Врачи научились контролировать инфекцию и «замораживать» развитие осложнений, активно доносить до общества максимум достоверной научной информации о ВИЧ. Но в общественном сознании до сих пор бытуют определённые мифы об этом вирусе. Чем они опасны — в материале «Ленты.ру».

Выдумки и домыслы о ВИЧ берут свое начало из 1990-х, когда об эпидемии уже знали, но адекватных способов лечения болезни еще не существовало. Диагноз буквально становился билетом в один конец, и люди старались отодвинуть от себя угрозу кто как мог. Говорят, что отдельные граждане даже боялись покупать бананы: по одной версии, их собирали инфицированные ВИЧ африканцы, по другой — в банановые рощи приходили умирать от СПИДа.

Сейчас банановые фантазии кажутся смешными, но на деле множество столь же необоснованных предрассудков существует до сих пор.

Чек-лист: как ВИЧ не передается

Существуют три способа передачи ВИЧ-инфекции: через кровь, половой путь и «вертикальный» — от матери к ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания. Подробнее о распространении инфекции можно прочитать здесь.

Фото: Summer loveee / Shutterstock / Fotodom

Другие возможности передачи ВИЧ, кроме трех перечисленных, по сути являются мифом. Например, инфекция не передается ни воздушно-капельным путем, ни через рукопожатие или предметы обихода, поясняют эксперты.
В числе таких мифов, по их словам, и представление о том, что инфекция передается через укусы комаров и других кровососущих насекомых. Многочисленные исследования показали, что через укусы насекомых ВИЧ не передается. В противном случае количество заболевших было бы значительно больше.

В сравнении со многими другими вирусами ВИЧ менее заразен

Можно пользоваться одной посудой и ванной, делить рабочий стол и канцелярские принадлежности, вместе обедать в столовой и пить кофе. «Также ВИЧ не передается в местах общего пользования — в бассейнах и банях, в общественном транспорте, магазинах и тренажерных залах», — напоминает руководитель Благотворительного общественного фонда борьбы со СПИДом «Шаги» Игорь Пчелин. Можно танцевать, обниматься и даже обмениваться поцелуями — все это безопасно.

Фото: stockfour / Shutterstock / Fotodom

Дело в том, что для передачи ВИЧ нужна определенная концентрация вируса в биологической жидкости, с которой происходит контакт. Небольшие ранки во рту, например, при стоматите или удалении зубов, не влияют на степень риска. Ведь для заражения через поцелуй понадобилось бы три литра слюны. К тому же ферменты слюны сами по себе действуют на ВИЧ угнетающе.

По сравнению со многими другими вирусами ВИЧ менее заразен. Например, если продолжать тему поцелуев, то таким образом можно получить герпес, мононуклеоз, вирус папилломы человека, сифилис и еще ряд инфекций, не говоря уже о коронавирусе, всех типах ОРВИ и гриппе, который в 3000 раз заразнее, чем ВИЧ.

На открытом воздухе и от солнечных лучей вирус иммунодефицита человека быстро погибает. Поэтому через чужую зубную щетку им заразиться нельзя, чего нельзя сказать о кариесе, герпесе и респираторной инфекции. То же самое с чужой расческой — получить ВИЧ невозможно, а вот лишай, вшей или гнойничковые инфекции — вполне. Такова жизнь: правила личной гигиены никто не отменял.

Почему страх перед ВИЧ опасен

Несмотря на то, что ВИЧ уже хорошо изучен и врачи научились его контролировать, люди с положительным диагнозом, к сожалению, до сих пор сталкиваются с определенной дискриминацией. «Существует подсознательный страх контакта с ВИЧ-положительным человеком, который не имеет ничего общего с реальными путями передачи вируса», — говорит Игорь Пчелин.

Анна, 22 года:

Так получилось, что я родилась с ВИЧ. Помню, как в детстве пожилая медсестра в поликлинике ругалась на маму. Я была совсем маленькой и не разобрала смысла, но поняла, что со мной что-то не так. Пожалуй, это единственный случай прямой агрессии, который я помню. Родители всегда старались оградить меня от таких ситуаций. Но неодобрительные взгляды и настороженность в свой адрес я замечала. Однажды мы поехали на похороны маминого брата — это был совсем небольшой город или, вернее, поселок городского типа. От нас все шарахались, а посуду, из которой мы ели, бабушка забрала и унесла отдельно от остальной. Мы очень быстро уехали оттуда. По-настоящему тяжело мне было в подростковом возрасте. Я несколько лет сходила с ума из-за мальчика, с которым мы вместе занимались в музыкальной школе. Мы каждую неделю встречались на репетиции оркестра, но я не решалась даже заговорить, ведь тогда рано или поздно пришлось бы все ему рассказать.

Фото: Lizardflms / Shutterstock / Fotodom

Проявления такого рода социальных «сомнений» бывают разными: от вербального неодобрения и установления дистанции до серьезных конфликтов. «К сожалению, незнание путей передачи порождает даже трагедии, когда близкие отказываются контактировать с человеком, моют с хлоркой посуду, вещи пациента, стараются избегать всяческих контактов, иногда и выгоняют из дома», — говорит Игорь Пчелин. Но важно понимать, что негативное отношение со стороны общества только усугубляет ситуацию с ВИЧ.

По словам специалистов, борьба с дискриминацией и стигматизацией людей с диагнозом «ВИЧ-инфекция», в том числе с помощью качественной просветительской работы и повышения информированности населения, — один из фундаментальных инструментов противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. Для этого выстроена системная работа по обеспечению доступа каждого гражданина к полной и достоверной информации о путях передачи ВИЧ, мерах защиты, важности раннего выявления вируса и начала лечения.

Стигматизация мешает диагностике ВИЧ и привлечению пациентов к диспансерному наблюдению

Это особенно актуально для жителей малых населенных пунктов, где все друг друга знают. Люди просто боятся обращаться за медицинской помощью со своим диагнозом из-за того, что кто-то из родных или знакомых может его увидеть в поликлинике или СПИД-центре. Пациенты вынуждены ехать в другой населенный пункт или административный центр и там сдавать анализы. Это очень распространенная ситуация. Если в крупных городах такое отношение практически нивелировалось, и многие люди открыто живут со своим ВИЧ-статусом, кто-то ведет соцсети, рассказывает о своей жизни с ВИЧ, то для малых населенных пунктов эта проблема остается очень актуальной, подчеркивают инфекционисты.

Петр, 37 лет:

После того, как подтвердился диагноз, мне пришлось уехать из дома. Если бы соседи и знакомые узнали, стало бы только хуже. Кроме того, в семье подрастали две младшие сестры, с ними просто никто не стал бы общаться. Поэтому я уехал в другой город, где меня никто не знал, и устроился на стройку. Это было почти 15 лет назад, другого выхода у меня просто не было.

Фото: LeviaUA / Shutterstock / Fotodom

Эксперты говорят, что ситуация меняется. По словам представителей некоммерческого сектора, организаторов групп взаимопомощи, работающих с ВИЧ-инфицированными пациентами, важно, чтобы были люди, живущие «с открытым лицом», которые объективно рассказывают о своей жизни с ВИЧ-статусом и значении контроля заболевания со стороны врача и колоссальной помощи пациентского сообщества.

А люди, которых болезнь не коснулась, должны четко понимать правила безопасного, ответственного поведения и главное — делать выбор в их пользу. Получается, что всем нам пора научиться бороться и с иррациональными страхами, и с незнанием (или нежеланием знать). Других путей победить ВИЧ пока, в отсутствии вакцины, нет.

Очень важно следить за актуальной информацией — она доступна на интернет-портале Минздрава России о профилактике ВИЧ o-spide.ru

Социальная реклама
Рекламодатель:
ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России
mednet.ru

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.