Благотворительность - это очень хорошо. Волонтеры, которые ездят по хосписам, онкоцентрам, детским домам и домам престарелых, собирают для них вещи, продукты, лекарства, - святые люди.
Я с этого начинаю и этим же закончу, чтобы у читателей не возникало сомнений: я очень уважаю этих людей и желаю им всяческих успехов в их трудном деле и вообще по жизни. Совершенно искренне.
Быков отстаивал идеалистическое представление, что благотворительность должна быть исключительно скромной и анонимной, что нельзя устраивать звездные благотворительные концерты и во всех подряд интервью рассказывать о своей благотворительной деятельности. Ему возражали, что популярный человек одним только своим именем привлекает внимание к той или иной проблеме и гарантирует жертвователям, что их деньги будут потрачены должны образом. Быков, конечно, был в заведомо проигрышной позиции. Но кто возразит, что "нельзя создавать вокруг себя секту"? По мысли Быкова, вокруг Доктора Лизы сформировалась именно что секта.
"Секта" - нехорошее слово. Эти люди - подвижники, праведники, их совсем не хочется обижать. Они - адепты Добра. Абсолютного Добра. Адепты фанатичные и непримиримые. Их добро - всеобъемлющее, всепоглощающее и всепроникающее. Оно бескомпромиссно, не терпит ни малейших возражений, ни малейших попыток сопротивления. Оно не оставляет воздуха никакому злу. Они настолько добры, что в их присутствии становится неуютно. Они - как живой укор нам, слабым и бездеятельным.
Они никого не завлекают к себе ни силой, ни хитростью, и поэтому тоже их не вполне корректно называть сектой. Они не требуют от тебя быть таким же добрым. Но оттого, что ты на это не способен, становишься сам себе противен.
В той же дискуссии Дмитрий Быков высказал еще одну важную мысль о природе этого волонтерского подвижничества (извините за длинную цитату): "[...] совершенно неприемлемо вербовать волонтеров для работы с больными: это должны делать профессионалы. У них есть психический барьер, не позволяющий сойти с ума при регулярном столкновении с чужими страданиями. Многие известные мне волонтеры непоправимо ехали крышей - либо, простите, реализовывали в этом своем служении собственные тайные комплексы. Например, старались быть кому-то нужными - просто потому, что в жизни такими людьми не обзавелись. Боюсь, что это крайне опасное общество для больных людей".
После описания происходящего с приложением жутковатых фотографий - традиционный призыв: "Мы просим помощи, мы просим кросс-поста". Далее события развиваются по привычному уже сценарию: благодаря сотням перепостов и почти двум тысячам комментариев сообщение взлетает на вершину топа "Яндекса", обеспокоенные граждане заваливают посланиями прокуратуру, администрацию Псковской области и президентский блог - главный наш нынешний институт гражданского общества. Тема перекидывается в СМИ. И вот уже в Ямм отправляется губернаторская комиссия, да еще и съемочные группы федеральных телеканалов. Блогосфера замирает в предвкушении сурового возмездия бессердечным злодеям, которые издеваются над беспомощными стариками.
Но тут начинает огрызаться персонал дома престарелых. Нет, они не бессердечные злодеи. Злодеи - это вот эти самые волонтеры, которые подло втерлись к ним в доверие и уж чего только не творят: "расклеивают пролежни на престарелых, специально кормят их витаминами, от которых стариков тошнит". Видали вы такое коварство?
Сначала в Ямме не понимали, зачем эти девчонки устроили эту немыслимую провокацию. Но тут директор дома престарелых Владимир Попов, подбодренный приездом губернского начальства, которое не нашло оснований для дисциплинарных мер, все объяснил: "Я считаю, что все это сделано с одной целью - получение грантов от московских спонсоров. Возможно, студенты просто хотят заявить о себе таким образом". Даже странно, что директор локализовал "спонсоров" в Москве. Всем ведь известно, что этих бессовестных грантоедов подкармливают напрямую с Запада, чтобы они подрывали доверие к российской системе социального обеспечения, авторитет власти и выстраданную за долгие годы стабильность. Помните историю Тарусской больницы? Там ведь тоже местное начальство первым делом стало всем объяснять про западные гранты и либеральный заговор.
После первых сюжетов на федеральных телеканалах девушки из "Старость в радость" готовы были впасть в отчаяние: там приводилась только точка зрения администрации и персонала дома престарелых. "Жести", которую журналисты ожидали найти в Ямме, прочитав пост Олескиной, не обнаружилось. По блогосфере тоже скользнула тень сомнения: не сгустили ли краски эти борцы за добро и справедливость? В ЖЖ Олескиной появились комментаторы, которые принялись опровергать (не очень, впрочем, убедительно) рассказы об ужасах Ямма. Еще раньше то тут, то там всплывали комментаторы с подозрениями в "скрытых мотивах" или просто готовые по любому поводу клеймить власть Путина и Медведева и ругать русских "рабами". Отдельные особо этичные блогеры отказывались верить в искренность девушек на том только основании, что они, видите ли, опубликовали фотографии бабушки без нижнего белья.
Девушки прославились. Это не была добрая слава или дурная - эта была та скверная разновидность славы, которую может подарить топ "Яндекса": скоротечная и оставляющая по себе не самые приятные воспоминания у прославленного. К славе надо быть готовым, но к такой - не подготовишься. А когда на неподготовленную трепетную девушку с филфака выливают разом столько дерьма - остается только надеяться на силу ее духа. Олескину и ее друзей по общественной организации "Старость в радость" обвинили в грантоедстве, и в самопиаре, и в том, что по их вине так любимых ими "ба-де" (бабушек и дедушек) чуть ли не на помойку вышвырнут. И, конечно же, в том, что несчастные медсестры, которые в этом доме престарелых за копейки горбатились, теперь останутся без работы.
Ужасен гнев Абсолютного Добра. Горе тому, кто навлек его на себя. Жизнь его превращается в кромешный ад. Тот, кто хоть на миг допустил тень сомнения в праведности путей Абсолютного Добра, обречен потом всю жизнь носить на себе каинову печать врага всех хороших людей. А уж кто с недостаточным восторгом отозвался о ком-то из особо почитаемых святых людей - тот будет попросту испепелен презрением, если только земля сама под ним не разверзнется. И как только до сих пор не провалился в тартарары Дмитрий Быков?!
Всех тех, кто сомневался в праведности "Старость в радость" в ЖЖ, адепты Абсолютного Добра, конечно, быстро сливали. Добро торжествовало. Хорошие люди захлебывались от восторга, созерцая подвижничество этих девушек. Плохие люди угрюмо смолкали.
К вечеру второго дня скандала (в среду, 28 октября) стало известно, что губернатор Псковской области Андрей Турчак уволил директора Яммского дома престарелых Владимира Попова. Хотя зам Турчака Максим Жаворонков раньше говорил, что не нашел оснований для дисциплинарных мер. Турчак и его окружение уже удостоились похвал от героических девушек, и благодать Абсолютного Добра немножко распространяется теперь и на областную администрацию. В Ямм подтягиваются с проверками прокуратура, Минздравсоцразвития и прочие официальные ведомства. Девушкам еще через многое предстоит пройти - они ж сами напросились на прокуратуру, - но Абсолютное Добро уже явило в очередной раз свою всесокрушающую силу.
Благотворительность - хорошо. Волонтеры - святые люди.