Русская православная церковь объявила святым покровителем "православного предпринимательства и хозяйствования" преподобного Иосифа Волоцкого. И для церкви, и для бизнеса, и для властей это идеальный выбор.
Патриарх Кирилл так охарактеризовал Иосифа Волоцкого: "Он был глубоко убежден в необходимости для церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Преподобный видел в церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным".
Иосиф Волоцкий был одним из самых авторитетных церковников рубежа XV-XVI веков, основателем течения в церкви, названного в его честь "иосифляне". Им противостояли "нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский. Это противостояние принято трактовать как спор о том, должна ли церковь быть богатой и могущественной (позиция "иосифлян") или бедной и смиренной (позиция "нестяжателей"). Это большое упрощение.
Иосиф и Нил были всем различны. Первый - выходец из богатой семьи, имевшей вотчину близ Волоколамска (запад нынешней Московской области), второй - крестьянский сын с Вологодчины. Первый принял постриг в богатейшем Пафнутьево-Боровском монастыре, второй - в скромном Кирилло-Белозерском. Первый - яростный, фанатичный борец с еретиками, второй - тихий книжник, снисходительный к чужим слабостям и заблуждениям. Первый - трибун и "общественник", второй - замкнутый мистик и созерцатель.
Нилу чуть ли не первому на Руси пришло в голову сверять различные версии священных книг в надежде вычистить из текстов ошибки и описки позднейших переписчиков. Иосифа это страшно бесило: для него любое писаное слово было непререкаемым авторитетом.
Вопрос о том, должна ли церковь принимать богатые пожертвования от мирян (в том числе земельные), уместны ли в храмах роскошь, драгоценные украшения и утварь, должна ли церковь активно вмешиваться в общественную и государственную жизнь или же ей надлежит ограничиваться духовным окормлением паствы - этот вопрос в мировоззренческом споре "иосифлян" и "нестяжателей" был далеко не на первом месте.
Впрочем, великий князь Иван III поначалу поддерживал "нестяжателей" - не в последнюю очередь потому, что они давали ему надежду на передачу обширных монастырских владений (вместе с принадлежащими церкви крестьянами) в государеву собственность. Однако ссориться с высшим духовенством (в основном выходцами из богатых и знатных родов, поддерживавшими Иосифа Волоцкого) великому князю было не с руки, и при Иване III спор так и не был решен.
Решение пришло при следующем великом князе, Василии III, когда ни Иосифа Волоцкого, ни Нила Сорского уже не было в живых. Ни церковное землевладение, ни роскошь храмового убранства, ни степень вмешательства церкви в общественные и государственные дела не были при этом ключевыми вопросами. Главным оказался вопрос, казалось бы, совершенно посторонний. Великий князь после двадцати лет брака задумал развестись с бездетной супругой Соломонией Сабуровой, боясь умереть без наследника. Инок Вассиан Патрикеев, преемник Нила Сорского в качестве духовного лидера "нестяжателей", на вопрос Василия III о допустимости развода ради блага династии и государства ответил: "Такого я нигде в Священном писании не встречал, кроме как когда Иродиада потребовала себе голову Иоанна Крестителя на блюде".
Не только "нестяжатели", но и митрополит Варлаам выступил против великокняжеского развода как противоречащего христианским нормам. Духовный лидер "иосифлян", игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Даниил, напротив, с готовностью поддержал намерения Василия III, объясняя, что-де отсутствие наследника престола грозит смутами государству, которое есть последний оплот подлинного христианства в мире.
В результате митрополит Варлаам был низложен (это был первый подобный случай в русской истории), "иосифлянин" Даниил занял его место, Василий III развелся с Соломонией Сабуровой и тут же женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей, в том числе Ивана (впоследствии - Грозного). В 1531 году "нестяжатели" были осуждены церковным собором, а их лидер Вассиан Патрикеев заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. "Иосифлянская" линия безоговорочно восторжествовала в русской церкви. В 1579 году Иосиф Волоцкий был канонизирован.
Иосиф Волоцкий и его последователи зарекомендовали себя не только (и не столько) как хозяйственники и рьяные защитники имущественных прав церкви, сколько как последовательные и искусные политики, умевшие заручиться поддержкой власти и извлечь из этого максимум выгоды. Они всегда были чутки к тому, что нужно государю, всегда готовы были подвести идеологическое обоснование под любое его действие (они неустанно продвигали концепцию "Москва - Третий Рим" и поддержали введение опричнины).
Воистину, во всех святцах не найдется лучшего покровителя для нашего бизнеса.