Почти год назад одна коллега, повизгивая от восторга, писала заметку про микроконспекты известных литературных произведений в Twitter. Там были примеры совершенной гениальности:
"Владимир и Эстрагон стоят под деревом и ждут Годо. Их статус не обновляется". (Сэмюэль Беккет, "В ожидании Годо")
"Женщина знакомится с Дарси, который кажется ужасным. Но оказывается, он хороший. У них все сложилось". (Джейн Остин, "Гордость и предубеждение")
"RT @janeausten Женщина знакомится с Дарси, который кажется ужасным. Но оказывается, он хороший. У них все сложилось". (Хелен Филдинг, "Дневник Бриджит Джонс"). Для тех, кто...: RT (то есть retweet) - это пометка, означающая, что запись взята из чужого твиттера.
И мое любимое:
"Богатый парень думает, что все ненастоящие, кроме его сестренки. У него срыв. @markchapman is now following @johnlennon" (Джером Д. Сэлинджер, "Над пропастью во ржи"). Для тех, кто...: follow - "следовать, следить, преследовать", а в Twitter это еще и аналог "зафрендить".
По мотивам этого последнего мы еще вот что сочинили:
"#Nowplaying The Beatles - Helter Skelter. @CharlesManson is now following @SharonTate", ЕВПОЧЯ.
Та же коллега с не меньшим восторгом показывала всем (тоже около года назад) "Энеиду" на Facebook.
Или вот еще. Пару месяцев назад один испанский веб-дизайнер вознамерился доказать, что "социальные сети - не только для ботаников и психов, в них тоже может существовать культура". И затеял публикацию "Дон Кихота" в виде твиттера, причем один человек может опубликовать только один твит (всего таковых потребуется больше 8200).
Твиттер уже завели для английского короля Генриха VIII. В формат твиттера переведен дневник последнего российского императора Николая II (оказалось, он идеально для этого подходит). В Twitter проводят конкурсы хокку. Всякими литературными играми в Twitter славится великий человек и микроблогер Стивен Фрай. С помощью Twitter слушателям объясняют про симфонию Бетховена прямо в процессе прослушивания.
Твиттер вообще очень оттачивает перо и учит лаконичности. Не исключено, что рост его популярности отражает всеобщее стремление максимально сократить время на потребление информации (по той же логике развиваются и многие СМИ: меньше текста, короче предложения, больше картинок покрупнее, видео не длиннее 40 секунд...). Требование "в тексте должно быть не больше одной мысли", которое раньше относилось только к журналистике, чем дальше, тем больше делается всеобщим. То есть, скажем, роману как жанру каюк. Говорят, это и Эдуард Лимонов недавно провозгласил.
Впрочем, большие литературные формы хоронили уже много раз (один коллега не преминул мне напомнить брюсовское "О закрой свои бледные ноги"). Однако, судя по всем вышеприведенным микроконспектам, людям все еще нравится читать Вергилия и Сервантеса. Более того, сколько ни сокрушайся про катастрофическое падение интереса к чтению и умения читать (я не имею в виду простое знание азбуки), кое-кто все еще способен оценить аллюзии Хелен Филдинг на Джейн Остин и вычленить основную мысль у Джерома Д. Сэлинджера.
А что самое главное - эти микроконспекты по-настоящему интересны. В отличие, скажем, от увенчанного сомнительной литературной премией "романа" из одной фразы: "Не надо! Я сама". Деконструкция искусства, говорите? Да чушь это собачья, а не деконструкция! Вот "Владимир и Эстрагон ждут Годо и не обновляют статус" - это современное искусство, а "Не надо! Я сама", или куча дерьма посреди выставочного зала, или бриллиантовый череп, или что там еще выставляют нынче во всех этих "Гаражах" и "Винзаводах" - это все разные сорта дерьма. Если в тексте должна быть хотя бы одна мысль - то вот вам она.