Каждый актер решает для себя сам, на что он готов ради очередной роли. Де Ниро, например, ради роли в "Такси" три месяца на полном серьезе возил пассажиров, а для "Мыса страха" расстался с частью зубов. Дэниэл Дэй-Льюис (который играет главную роль в оскароносной "Нефти") полгода жил наедине с природой, чтобы достоверно сыграть в "Последнем из могикан", а для "Сурового испытания" сделал себе настоящие татуировки.
Хотя чего это я все про Голливуд да про Голливуд - в советском кино такое самопожертвование вообще считалось чуть ли не нормой. Одна из моих любимых (и очень показательных) историй произошла на съемках "Андрея Рублева" Тарковского. В последней сцене иконописец в исполнении Анатолия Солоницына должен был говорить после долгого обета молчания. Так вот, Тарковский без лишнего пафоса так и сказал ему: "Толя, ты должен помолчать месяц, а то и два, чтобы голос стал старческим, надтреснутым". Вот. Ну и что, вы думаете, сделал Солоницын? Правильно, два месяца объяснялся с окружающими жестами.
В наше время торжества бездушной компьютерной графики, однако, подобные жертвы уже не кажутся столь необходимыми. Ну действительно, зачем мучиться и лишаться зубов, если пара кликов мышкой (ну и пара сотен тысяч долларов в придачу, конечно) - и вот актер уже без зубов. Тем более приятно, что не все актеры полагаются на технику при производстве фильмов. Например, для роли Тревора Резника в "Машинисте" Кристиан Бейл на полном серьезе не спал неделями и довел себя фактически до дистрофии.
Однако разговор пойдет о Хоакине Фениксе, дважды претендовавшем на "Оскар" актере и музыканте, который вывел самопожертвование на совершенно иной уровень. Осенью 2008 года, после выхода "Любовников", актер, карьера которого стремительно шла в гору, заявил, что бросает кино и уходит в музыку. Вообще-то за исполнение песен Джонни Кэша в "Переступить черту" актера номинировали на главную музыкальную премию "Грэмми", поэтому, теоретически, такой поворот событий вполне имел право на существование, однако Феникс не собирался петь. Вместо этого актер заявил, что будет читать рэп.
Очень скоро на шокированную общественность посыпались новые подробности. Во-первых, пока еще не вышедший альбом бывшего актера будет продюсировать Шон Комбз, известный также как Пи-Дидди, а во-вторых, первый концерт рэпера Феникса состоится в январе 2009 года.
О том, что дело пахнет вовсе не Эминемом, а скорее, Энди Кауфманом, скептики начали подозревать достаточно скоро, а именно в тот момент, когда Хоакин показал миру свой новый имидж. Как оказалось, настоящий рэпер в представлении актера напоминает чем-то Григория Перельмана - всклокоченные борода и волосы, нечесанные неделями, огромные темные очки и строгий мятый костюм. То есть вот из этого Феникс превратился вот в это.
Однако это были еще цветочки. Когда стали поступать первые отзывы о концертах, многие издания поспешили объявить музыкальную карьеру Хоакина Феникса полным провалом, а желтая пресса (как оказалось, начисто лишенная чувства юмора) кинулась публиковать эксклюзивные фотографии, на которых было запечатлено моральное падение некогда отличного актера. А Хоакин, будто бы не замечая происходящего, отправился в турне со своим новым альбомом.
Концерты нашего героя приносили просто немыслимое количество сюрпризов. В Майами, например, Феникс попал в замечательную историю. Вот тут можно посмотреть запись целого концерта, который длился чуть менее 5 минут. В начале все было хорошо, Феникс вышел на сцену, стал исполнять собственную песню, а потом кто-то из толпы выкрикнул в его адрес что-то обидное. В ответ на это Феникс остановил выступление, прочитал невежливому посетителю нотацию, которую завершил фразой: "У меня миллион долларов в банке, а что у тебя?". И после этого бросился со сцены бить обидчика. Конец.
В общем, спустя год, все были уверены - Феникс сошел с ума, да так, что Бритни и не снилось, а его карьера похоронена окончательно. Однако в июне 2010 года все стало на свои места - Кейси Аффлек, брат Бена и зять Феникса, представил на закрытом показе для покупателей фильм под названием "Я все еще здесь: Потерянный год Хоакина Феникса" (I'm Still Here: The Lost Year of Joaquin Phoenix). Детали картины, которую Аффлек начал снимать еще в январе 2009-го (то есть с первого концерта "звезды"), не разглашались, однако покупатели были шокированы и заинтересованы одновременно: в приватных беседах они говорили, что в новом фильме мужской обнаженки побольше, чем в хорошем гей-порно, а кроме того присутствуют акты публичной дефекации и употребления наркотиков с грудей проституток. Теперь этот фильм получил официальную дату релиза - 10 сентября 2010 года.
Разумеется, Аффлек и сам Феникс не перестают утверждать, что все было на полном серьезе - и рэп, и драки, и моральное разложение. Впрочем, это и неудивительно: если они признаются сейчас, то испортят окончание великой роли - ведь для полноты картины Фениксу предстоит лечь под пресс общественного мнения еще один раз, когда фильм выйдет на экраны. И знаете что? Я уверен, что фильм будет мерзок, неприятен, обрастет скандалами и вообще заранее обречен на порицание. Однако ценность "Я все еще здесь" вовсе не в актерской игре, сценарии или шокирующих деталях, нет. Ценность этого фильма в том, что ради него отличный актер пожертвовал карьерой и репутацией, став презираемым клоуном в глазах публики. И все ради одной роли. А на это можно сказать только одно: "Yo! Respect, bro!".