Блогосфера вспыхнула и горела, ощущая на себе жар костров инквизиции, в течение двенадцати часов или около того. Несколько сотен блогеров сообщали тысячам своих френдов о том, что Русская православная церковь предложила внести в Уголовный кодекс статью "Ересь". Предусматривались и санкции - от 4 до 6 лет колонии строгого режима с конфискацией имущества за любые формы противодействия православию.
Потом кто-то догадался зайти на источник новости, сайт Smixer.ru, и обнаружил, что "частное информационное агентство" специализируется на публикации "уток", таких как "От Петербурга откололся Васильевский остров" и "Милиция России признана самым опасным мафиозным синдикатом в мире за последние 100 лет". Но было поздно.
Тушили этот лесной пожар все вместе. Протоиерей Всеволод Чаплин, которого "цитировали" авторы сообщения заявил "Голосу России", что не предлагал никого судить за ересь. Пользователи убеждали друг друга в том, что возмутившая их новость - просто шутка. Один из самых популярных блогеров, Игорь Бигдан, сравнивавший сообщение с "Уложением о наказаниях" образца 1845 года, долго не мог в это поверить.
Остряки из Smixer.ru тем временем называли свою новость анекдотом и вели подсчет павших их жертвами СМИ. Ничтоже сумняшеся, "новость" перепечатали "Аргументы и Факты в Самаре", воронежский портал "Мое онлайн", тюменский портал NashGorod.ru, сайт RIN.Ru и многие другие. Кое-кто, например воронежский сайт "Мое онлайн", оперативно удалил новость (но Google, по обыкновению, помнит все). В общем, Smixer.ru по масштабам хоть и не догнал доинтернетовский эпос о баборыбе, созданный в свое время газетой "Скандалы", но вплотную приблизился к нему.
На самом деле, статья "Ересь" в Уголовном кодексе не нужна. Просто потому, что она уже достаточно зримо в нем присутствует и применяется. Яркий пример тому - приговор, вынесенный Таганским судом организаторам выставки "Запретное искусство - 2006". У меня недавно дошли руки до текста обвинения, предъявленного им прокуратурой. Волосы встали дыбом - по жанру этот документ напоминает богословский трактат пополам с неизвестным доселе романом Кафки.
Там много чудесного. У меня, например, слезу вышиб свидетель Сергеев В.С., который сам выставку не посещал, но осуждает, а у писателя Леонида Каганова - психиатрический термин "дисфорический", мелькнувший в обвинении ("дисфорическое высмеивание").
Позвольте же мне стать вашим проводником в психоделически ярком мире Таганской прокуратуры, которая считает, что художественное произведение должно соответствовать ценностям православной культуры. Кстати, так как у нас в стране официально признана не одна конфессия, то, очевидно, любое произведение одновременно должно удовлетворять положениям ислама, иудаизма и буддизма.
Я уже не говорю об исконных ценностях литературного русского языка, не терпящего, по мнению прокуратуры, матерных слов. По этой логике следовало бы привлечь к уголовной ответственности половину России, а также весь Рунет в полном составе. Последний - за то, что там, как известно, могут послать по определенному адресу.
Вообще, было бы неплохо выжечь ересь везде, где она есть и где только может укорениться. В СМИ, показывающих изнанку окружающей инновационной действительности, в Госдуме, где все еще иногда обсуждают спущенные сверху законопроекты, и, если уж доводить до конца, в футболе, где кое-кто смеет болеть не за сборную России.
При этом никакой "Ереси" в Уголовный кодекс добавлять не надо, статьи о разжигании и так отлично ее заменяют. Добавьте к ним, скажем, федеральную целевую программу "Верую, ибо абсурдно" для профилактики гражданского мышления, и станет совсем хорошо.