Кашин, пиши еще! Про журналистскую солидарность

В ночь с 5 на 6 ноября возле своего дома в центре Москвы был избит журналист "Коммерсанта" Олег Кашин. Его отвезли в 36-ю больницу с тяжелейшими травмами (переломанные пальцы, челюсти и нога, сильная черепно-мозговая травма). Пока врачи делали Олегу одну за другой операции, у здания ГУВД Москвы начался стихийный митинг.

Это была совершенно спонтанная акция. Увидеть Олега, пока он в реанимации, нельзя, никакой дополнительной помощи ему не требуется (ИД "Коммерсант" заверил, что обеспечит его всем необходимым, а владелец газеты Алишер Усманов послал ему на помощь какого-то очень крутого хирурга). Многочисленным друзьям, коллегам и читателям Олега невозможно было сидеть все выходные по домам. Утром 6 ноября кто-то (кажется, это был редактор сайта BestToday Виталий Шушкевич, также известный как Бериллий) сделал быстро на коленке плакат с надписью "Избит журналист Олег Кашин. Я требую найти исполнителей и заказчиков" и поехал на Петровку.

К середине дня там собрались человек 20, подвезли еще плакатов. Люди, сменяя друг друга, минут по 5-10 стояли с этими плакатами по обеим сторонам Петровки в одиночных пикетах (эта форма уличного мероприятия не требует согласования с властями).

Там не было политиков, функционеров, а равно знаменитых публицистов и главных редакторов. Они все появились, но потом. А сначала на Петровку приехали репортеры-"полевики" - в основном молодые ребята, которые занимаются самой собачьей журналистской работой: целыми днями носятся по городу, мерзнут на митингах, то и дело попадая "под замес", толкаются на пресс-конференциях, ругаются с пресс-службами и охранниками - и делают те самые новости, которые потом с удовольствием или негодованием читают, слушают, смотрят, обсуждают и репостят миллионы людей. Большинство из этих ребят успели повидать великое множество разнообразных публичных акций, но почти все они впервые сами брали в руки плакат с лозунгом и не освещали пикет, а участвовали в нем.

В воскресенье, 7 ноября, пикет перерос в митинг - в разное время дня у ГУВД стояли от нескольких десятков до сотни человек. Люди приходили, уходили, отбегали погреться, приносили друг другу горячий кофе, пересказывали друг другу последние новости из больницы. И по-прежнему сменяли друг друга с плакатами по обеим сторонам Петровки.

Прохожие в основном ограничивались тем, что читали текст на плакате и шли дальше по своим делам. Некоторые, впрочем, подходили к пикетчикам, расспрашивали, что случилось. Кто-то говорил: "Это правильно, вы молодцы". Другие фыркали: "А, еще один журналюшка доп***елся".

Милиция отнеслась ко всему этому на удивление лояльно. Стражи порядка следили за происходящим, но не вмешивались, только разговаривали с собравшимися. На их любимый вопрос - "Кто у вас главный?" - им неизменно отвечали: "Нет тут главных", - и это повергало их в легкий ступор. Наконец милиционеры, кажется, прониклись пониманием, что акция эта - прежде всего психотерапевтическая, средство для коллег быть вместе и делать хоть что-то, - и окончательно успокоились.

На Петровку приезжал член Общественной палаты Анатолий Кучерена. Расспросив собравшихся о состоянии Олега Кашина, он стал рассказывать, что намерен требовать ужесточения наказания за нападение на журналиста. Появился и глава пресс-службы ГУВД Москвы Виктор Бирюков. Странно было видеть его в элегантном штатском пальто и кашне вместо форменного бушлата. Он заверял митингующих, что следственная группа по делу о нападении на Кашина - это отборные профессионалы, которые работают день и ночь.

Серии одиночных пикетов в поддержку Олега Кашина прошли на выходных в Санкт-Петербурге и в Самаре. Милиционеры в обоих случаях активистам не мешали. 7 ноября питерские анархисты провели шествие солидарности, и тоже никто не был задержан (трудно сказать, в том ли дело, что милиционерам велели их не трогать, или в том, что анархисты достаточно проворны, чтобы рассеяться и улизнуть от стражей порядка). А вот в Омске пикетчиков задержали, обвинив, по обыкновению, в нарушении правил проведения публичных мероприятий.

Вечером 6 ноября интернет-издание OpenSpace.ru начало сбор подписей под обращением к Дмитрию Медведеву с требованием довести до конца не только расследование покушения на Олега Кашина, но и других нападений на журналистов, в частности, убийств Владислава Листьева и Анны Политковской и избиения Михаила Бекетова.

С аналогичными требованиями к властям выступили многие российские и международные журналистские и правозащитные организации, редакции отдельных СМИ, отдельные именитые журналисты. Нападение на Кашина получило широкое освещение на федеральном телевидении, чего, честно говоря, трудно было ожидать, учитывая весьма критическое отношение к власти и ее институтам (в частности, к ТВ), которого Олег не скрывал.

Акции на Петровке, между тем, продолжаются. В рабочие дни они, конечно, не могут быть такими массовыми, но несколько человек с плакатами стоят у ГУВД почти постоянно с утра до вечера. Днем 8 ноября несколько студентов журфака МГУ забаррикадировались в аудитории и вывесили в окно на Моховую (то бишь в сторону Кремля, который там через дорогу) баннер в нацбольском стиле с надписью: "Кто бил Олега Кашина?". И это еще далеко не все акции солидарности журналистов - проходят и будут проходить и другие, разные по формату.

Как ни наивно это может прозвучать, впервые за страшно долгое время возникло ощущение какой-то цеховой солидарности журналистов. И хотя Олегу пришлось заплатить за это своим здоровьем, он, наверное, будет рад, когда придет в себя и узнает, что стал поводом для этого.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше