Российский премьер и кандидат в президенты Владимир Путин в своей статье в "Независимой газете" о "национальном вопросе" предложил сформировать список из 100 книг, которые каждый гражданин обязан прочитать к окончанию школы. Разумеется, в Рунете тут же было предложено множество таких списков. Один из них сформировался в результате опроса на официальной странице "Ленты.ру" в Facebook. В нашем опросе приняли участие больше 4 тысяч человек, так что мы можем претендовать на некоторую, пусть и специфическую, репрезентативность. И, соответственно, делать некоторые выводы.
Во-первых, о лидере голосования. Им оказался - сюрприз, сюрприз! - Джордж Оруэлл (под 300 голосов за "1984", больше 120 за "Скотный двор"). Другие классические антиутопии - "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли и "Мы" Евгения Замятина - поотстали (оба - менее 50 голосов). В общей сложности еще около 100 человек проголосовали за "Убить дракона" Евгения Шварца и "Процесс" Франца Кафки.
По большому счету, все эти голоса можно просуммировать и заявить по итогам: большинство респондентов считают самым важным для подрастающего поколения проникнуться отвращением к тоталитаризму. Для того же следует читать "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына (около 100 человек), "Колымские рассказы" Варлама Шаламова (около 60 человек) и еще несколько менее популярных в нашем опросе книг.
Вторая любопытная особенность: наших респондентов, кажется, не особенно волнует освоение школьниками национального литературного наследия. В списке, само собой, есть и Толстой (около 80 голосов за "Войну и мир", около 50 - за "Анну Каренину"), и Достоевский (больше 100 - за "Преступление и наказание", поменьше за "Бесов", "Идиота", "Бедных людей" и "Братьев Карамазовых"), и Тургенев (его "Отцы и дети" чуть поотстали от "Преступления и наказания"), и Гоголь. Но вот Пушкина и Чехова, к примеру, никто не вспомнил. "Обломов" и "Обыкновенная история" Гончарова тоже никому в голову не пришли.
И вообще никто (!) не вспомнил про то, что литература - это еще и поэзия: респонденты дружно забыли и Лермонтова (для тех, кто "котирует" только крупную прозу, у него есть еще и "Герой нашего времени"), и Пастернака (если "не считается" лирика - есть еще "Доктор Живаго"), и Некрасова, и Блока вместе со всем "Серебряным веком", и даже кумира "просвещенной общественности" Бродского.
В связи с этим вопрос: дорогие респонденты, вы что, правда хотите превратить чтение в политпросвет? Вам что, совсем не важно, чтобы у детей развивалось эстетическое чутье, чувство языка и элементарно хороший вкус? Я, конечно, не имею в виду, что от любой книги из "политического" списка вкус непременно портится. Речь о критериях отбора.
Погодите, не отвечайте. На самом деле надо просто "на берегу" договориться, зачем нам вообще нужна школа. А для этого, вы будете смеяться, надо договориться, каким мы хотим видеть наше общество. Хотим общество "полезных" - тогда детей надо в первую очередь готовить к получению прикладного образования, учить логике, работе руками и дисциплине. Хотим общество "креативных" - тогда надо, чтобы дети читали много разного и не меньше - разговаривали о прочитанном.
Вы, дорогие респонденты, судя по вашим ответам, хотите общество "политически грамотных". У нас недавно такое уже было - многие из вас должны помнить. Идеи другие - а суть ровно та же. Вы, дорогие респонденты, этого хотите?