Накануне Дня России Геннадий Онищенко выступил с очередным предостережением россиянам. На этот раз мишенью главного санитарного врача страны стали нежно любимые москвичами и жителями других больших городов суши. Свое отношение к этому блюду, которое за последние восемь лет обрусело и стало почти традиционным, Онищенко выразил сочно и безапелляционно: "Зачем есть эту пораженную глистными инвазиями рыбу?.. Я видел, как поглощают эту рыбу, Хичкок тут мальчишка. Люди глотают ломоть непонятно чего, которое уже начинает разлагаться, и такие довольные сидят".
Подчиненные господина Онищенко проверили 55 популярных московских заведений, в том числе входящих в известные сети, и нашли нарушения в каждом из ресторанов. Где-то обнаружилась кишечная палочка, где-то повара плохо моют руки, где-то имеется "встречное движение использованной посуды и готовой продукции". Владельцам провинившихся кафе вынесли предупреждения и обязали выплатить штрафы. Но закрыть никого не закрыли.
В связи со всем происходящим у меня возник ряд вопросов, которые можно объединить в один общий надвопрос "Чтобы что?" Геннадий Онищенко рассказал москвичам о разлагающейся рыбе в суши-ресторанах - чтобы что? Чтобы предупредить о страшной опасности? Тогда почему ни одно из заведений по итогам проверки не было закрыто? Означает ли это, что в любимых кафе японской кухни питаться все-таки можно, или же это хитрый ход и главный санитарный врач просто ждет массовых отравлений, чтобы раз и
навсегда запретить ненавистные японские заведения?
Если верен первый вариант (на что я очень надеюсь), то зачем было клеймить суши-бары страшными словами и запугивать их посетителей гельминтами? Конспирологи наверняка увидели бы здесь длинные руки соперников суши по общепиту, но я воздержусь от подобных предположений. В общем, в какую сторону ни рассуждай о якобы кишащих глистами суши-барах, немедленно упираешься в логический тупик.
"Моды в питании быть не может. Сам факт поглощения такой рыбы небезразличен в худшую сторону для вашего организма", - увещевает господин Онищенко, и я окончательно перестаю понимать, в чем же заключаются его обязанности. В моем представлении, главный санитарный врач страны - это человек, который должен обеспечивать гражданам возможность есть в ресторанах (даже японских), не боясь отравиться, лечиться у стоматолога без риска получить гепатит B, покупать в магазине мясо, из которого не выглядывают паразиты, ездить в метро, не боясь подцепить туберкулез от дремлющего на лавочке бомжа.
А вот диктовать, что модно есть или не есть в этом сезоне, санитарный врач не должен. Если кафе не соответствует санитарным нормам и едой можно отравиться - такое кафе необходимо закрыть. Если же блюда, пусть и непривычные для "генетической памяти" москвичей (что это такое - отдельный вопрос к Геннадию Григорьевичу), безопасны - публичному чиновнику не стоит транслировать свое мнение о них где-либо, кроме личного блога. Ну, хотя бы просто во избежание лишних подозрений.