Гнилые плоды просвещения Андрей Коняев о бозонах и невежестве

Примите это как должное: 4 июля 2012 года, когда ученые из CERN объявили об обнаружении частицы, очень похожей на бозон Хиггса, произошло одно из величайших научных открытий за последние 40 лет.

Нет, наверное, особо смысла повторять, что именно открыли и почему это важно. Если интересно, вот подробности. Вообще, благодаря шумихе вокруг этого события, инспирированной, в том числе, и самим CERN, новость о частице, похожей на бозон Хиггса, не прошла мимо народных масс, как многие другие - скажем, вероятное обнаружение тетракварка на электрон-позитронном коллайдере KEKB в Японии, если уж мы говорим о физике элементарных частиц. Запросы про бозон, например, лидировали в "Яндексе".

Другое дело, что, с точки зрения ликвидации безграмотности, новость о бозоне не попала в цель - все снова пошутили тупые шутки про "летит бозон, поет Кобзон", посмеялись, да и забыли. Единицы полезли (или полезут) самообразовываться, читать что-нибудь про саму частицу. Остальные отправятся дальше по своим делам, утешившись популярной фразой про разницу между умом и количеством знаний. Только не подумайте, что я кому-то что-то навязываю. Хотя мне действительно кажется, что современный образованный человек должен иметь общие представления о квантовой механике и ее отличиях от классической. Ну, там, кот Шредингера, принцип неопределенности Гейзенберга - вот это вот все.

Забавно, как рост количества доступной информации создает иллюзию всеобщей образованности. В каком-то смысле, интернет открыл нам совершенно новый тип невежества - невежества, вызванного переизбытком информации.

У математика Владимира Арнольда была любимая история про физика Бруно Понтекорво - урожденного итальянца, позже переехавшего в СССР и превратившегося в великого советского физика Бруно Максимовича. Однажды Понтекорво заблудился в окрестностях Дубны. По счастью, ему встретился тракторист, который согласился подбросить физика до города. Они разговорились. Когда водитель спросил, чем занимается в Институте ядерной физики Понтекорво, тот ответил, что изучает нейтринную физику. На это водитель заметил, что Бруно Максимович, конечно, по-русски говорит уже очень здорово, но в некоторых словах все еще путается: надо, дескать, говорить "нейтронный", а не "нейтринный". В защиту уважаемого тракториста можно сказать, что на тот момент, а дело происходило в пятидесятые, нейтрино были относительно новыми частицами. Сам советский физик говорил, что "мечтает дожить до времени, когда люди не будут путать нейтронный и нейтринный". Математик Арнольд добавлял: в каком-то смысле мечта Понтекорво сбылась - сейчас никто не путает нейтрино и нейтрон просто потому, что мало кто вообще знает о существовании обоих.

Теперь, когда есть интернет, этой истории требуется еще один апдейт. В наше время мечта Понтекорво сбылась окончательно, поскольку современным людям неинтересно знать разницу между нейтрино и нейтроном.

Переизбыток информации привел к тому, что человек избавляется от всего чуждого, ориентируясь в информационном потоке только на собственное мнение - в том числе и в вопросах науки. Оно и понятно, ведь научные факты, раньше стоявшие довольно обособленно, сейчас конкурируют с бездной точек зрения и откровенной чуши. Нейтрино оказываются на одной полке с результатами контрольных закупок, экстрасенсами и сюжетом пропущенной серии очередного сериала.

Реакция на новость о бозоне высветила это невежество особенно ярко. Проблема, однако, не только в людях; всеобщее отупение - вообще вполне естественный процесс, осуждать за него кого-то бессмысленно. Понятно, что с ним необходимо бороться. Причем единственным возможным способом - просвещением. Да, представьте себе, современного человека необходимо просвещать.

Просвещение - это сложно. Вот, раз уж мы говорим про бозоны, например, квантовая механика. Там сумасшедшее количество странных вещей, многие из которых противоречат здравому смыслу. Скажем, конфайнмент кварков - сила взаимодействия этих частиц с увеличением расстояния между ними растет, а не уменьшается. Только вот это все надо излагать не в паре куцых предложений, а расписывать, разъяснять хотя бы на пальцах...

Но вместо этого, как показала практика, новостные издания, особенно после закрытия "Мембраны", предпочитают писать новости в духе "Бозон Хиггса найден", в которых где-то в середине запрятана информация о том, что хиггсовский это бозон или не хиггсовский - еще предстоит доказать. Что должен думать читатель после такой статьи? Что его обманули, что все эти физики страдают фигней, пилят гранты и прочее, и прочее. И все потому, что кому-то вместо честного заголовка захотелось поставить тот, что поярче, посенсационней.

А ведь людям, смею верить, хотелось узнать, что такое бозон Хиггса и с чем его едят. Недаром среди самых популярных запросов в "Яндексе" 4 июля 2012-го были "бозон хиггса простым языком" и даже "базон хикса новости".

Ученые, конечно, тоже постарались. Не нашлось ни одного русскоязычного физика, который мог бы вести хотя бы твиттер-трансляцию с пояснениями. Иностранцы не обломались и вели, в том числе и Nature, однако, в российских интернетах почему-то про "базон хикса" распинался только я.

Вообще, борьба с невежеством - это война. И война окопная, которая никогда не заканчивается. Войну эту выиграть нельзя, но проиграть - очень даже можно, надо просто перестать принимать в ней участие. Как рассказала одна моя коллега, недавно побывавшая на встрече именитых деятелей научпопа, многие из них сетовали на падение интереса к науке в целом. Однако даже если и так, то причина этого - исключительно в отсутствии грамотных окопных просветителей. Так получилось, что в этой войне на стороне просвещения одни генералы. Без армии.