К международным рейтингам в России принято относиться скептически. Особенно это относится к случаям, когда позиции страны оказываются заведомо ниже ожидаемых или желаемых. Если же наблюдается позитивная динамика, то отклики сводятся или к подозрению в ангажированности («как мы можем расти, когда все вокруг сыпется?)», или к самообольщению, «подъему с колен», преодолению «антироссийского заговора». Поскольку битвы идут между идеологами, то в методологии, нюансах, составляющих изменений рейтинговых показателей обычно никто не ориентируется.
Так может произойти и с новым рейтингом Doing Business, который недавно представил Всемирный банк. По данным рейтинга, Россия заняла 51-е место по ведению бизнеса. Это весьма высокая цифра – на 45-м месте оказалась Италия, на 47-м – Кипр, на 53-м – Израиль, на 61-м – Люксембург. За пять лет Российская Федерация поднялась в рейтинге с 124-го на 51-е место.
Надо сказать, что интонация авторов оказалась не слишком созвучна пессимистичному настрою части отечественных бизнес-элит. Однако политического скандала не произошло. В отличие от идеологов, бизнес-аналитики заинтересовались, какие именно параметрам дали ключевой рост. Серьезных возражений относительно большинства из них не последовало.
Меньше всего разногласий вызвали позиции, связанные со сроками регистрации предприятий и собственности — по последнему показателю Россия попала даже в Топ-10. Можно выделить несколько причин этого роста. Как правило, внимание к этому параметру проявляют прежде всего амбициозные страны с переходной экономикой. Наряду с Новой Зеландией (1-е место) и Данией в первую десятку вошли Литва, Грузия, Эстония, Словакия, Киргизия, Белоруссия, Объединенные Арабские Эмираты.
Вторая причина носит внутренний характер и связана с активностью Росреестра после назначения его руководителем Игоря Васильева, ранее работавшего в Счетной палате и имеющего представление об основных проблемных зонах в сфере регистрации. В конце 2014 года удалось сократить сроки для регистрации собственности – сейчас закон ограничивает их 10 днями. Кроме того, акцент сделан на интернет-доступность: все наиболее популярные государственные услуги Росреестра теперь доступны в электронном виде.
На общероссийских показателях в Doing Business сказалось и появление нового показателя – индекса качества системы управления земельными ресурсами. По данным авторов рейтинга, этот индикатор оценивает надежность, прозрачность, охват системы управления земельными ресурсами и разрешение правовых споров. Здесь РФ получила 26 из 30 возможных баллов. В числе причин успеха эксперты называют развитие картографо-топографической отрасли и кадастровой основы, без которых трудно представить себе эффективную учетно-регистрационную систему. Акцент на этом направлении был зафиксирован в рамках Стратегии топографо-геодезического и картографического обеспечения России до 2030 года. По ее итогам анонсировано создание инновационной системы, нацеленной на улучшение социально-экономического развития и делового климата.
Несмотря на негативную внешнеполитическую ситуацию, в последние два года удалось усилить акцент на лоббирование интересов в сфере геодезии, картографии и кадастра на международном уровне. Летом 2015 года Росреестром было организовано проведение в Москве заседание рабочей группы по управлению земельными ресурсами Европейской экономической комиссии ООН. В октябре 2015 года руководитель Росреестра впервые избран в состав Правления ассоциации «Еврогеографика». Результатами этой работы должны стать более активное внедрение зарубежного технологического опыта, предотвращение острых спорных ситуаций, содействие признанию достигнутых изменений зарубежными экспертами.
А внутри страны аппаратным козырем Росреестра может стать апелляция к теме реализации майских указов президента. В большинстве ведомств любят говорить исключительно об их социальной составляющей, в то время как в указе «О долгосрочной экономической политике» от 7 мая 2012 года содержалось 5 приоритетов в сфере экономической политики. И если вокруг реализуемости четырех из них (создание высокопроизводительных рабочих мест, рост объема инвестиций к 2018 году до 27% от ВВП, рост доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей с 2011 по 2018 годы в 1,3 раза и рост производительности труда в 1,5 раза) будет еще биться немало копий, то задача повышения позиций РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120-го до 50-е место практически решена.
Впрочем, к 2018 году те же указы предполагают улучшение позиций России до 20-го места. А конкурировать среди лидеров будет куда труднее, чем выбиваться из отстающих. Впрочем, сегодня наверху рейтинга не только очевидные рекордсмены (в первую десятку попали Сингапур, Новая Зеландия, Дания, Корея, Гонконг, Великобритания, США, Швеция, Норвегия, Финляндия), но и более скромные по достижениям страны — от Тайваня и Малайзии до Ирландии и даже Македонии. Наверное, догнать некоторые из них было бы вполне реально. Другое дело, что для этого потребуются повышение результативности работы других экономических ведомств, а также общий рост экономического оптимизма бизнес-сообщества и реальное повышение деловой активности в стране.