Рустем Адагамов, блогер Стоит ли журналистам враждовать с блогерами?

Пресс-конференция
08.09 10:39
Рустем Адагамов. Фото из личного архива
Рустем Адагамов. Фото из личного архива

Рустем Адагамов, блогер

Стоит ли журналистам враждовать с блогерами?
В конце августа разгорелся скандал с участием информагентства "Интерфакс", компании "РусГидро" и Рустема Адагамова, известного в ЖЖ как drugoi, самого популярного российского блогера. После высылки с Саяно-Шушенской ГЭС корреспондента "Интерфакса" Дмитрия Афонина агентство опубликовало заметку, в которой раскритиковало "РусГидро" за приглашение на станцию Адагамова. Уже 3 сентября Адагамов был - опять же в качестве блогера - приглашен в Кремль освещать встречу президентов России и Индии. Ему также обещано, что он сможет отправиться вместе с президентом Дмитрием Медведевым в поездку по стране вместе с кремлевским пулом. В чем принципиальная разница между гражданской и профессиональной журналистикой? Означают ли последние события, что грань между гражданской и профессиональной журналистикой стирается? Часто ли приходится "журналистам без пресс-карты" сталкиваться с непониманием и враждебностью? На эти и другие вопросы читателей Ленты.Ру ответил Рустем Адагамов aka drugoi.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Антон [04.09 15:06]

Рустем, скажите, вас каким-либо образом интересует рейтинг-противостояние с Лебедевым и жж-рейтинг в целом, или вам вообще всё равно?

АнтонЗ [04.09 15:20]

- Если Ваш блог станет третьим или четвертым в рейтинге, Вам могут перестать приходить приглашения на мероприятия в различных странах?

- Расстроитесь ли Вы от этого?

- Будете ли продолжать вести блог?

Rustam [04.09 15:24]

Рустем, а почему вы принципиально не отвечаете на регулярные выпады Артемия Лебедева?

tema [04.09 15:32]

Как тебе быть вторым?

Poliss [04.09 18:14]

Рустем, Вы сильно расстроитесь, когда Артемий Лебедев Вас обгонит? Или для Вас это маловажно?

Когда я начинал вести свой дневник в "Живом журнале", никаких рейтингов не было. Я писал сначала о своей жизни в Норвегии, потом мне стала интересна фотожурналистика, я купил хорошую цифровую камеру и занялся репортажной фотографией. Собственно, этот интерес и мотивирует меня сейчас. А совсем не рейтинг — на Яндексе или в ЖЖ. Гонки за местом в рейтинге – не моя игра, не мой интерес. Я знаю, сколько человек меня читает, знаю статистику посещений блога — мне этого вполне достаточно, чтобы понимать динамику развития блога. Рейтинг мне в этом никак не помогает.

Геннадий [04.09 15:38]

Знакомы вы лично с номером 2 - Артемием Лебедевым и какие у вас отношения?

Мы встречались с Артемием один раз на ЖЖшной тусовке по случаю приезда Брэда Фицпатрика три или четыре года назад. Познакомились, о чем-то поговорили. Одним словом, мы знакомы, но никаких отношений у нас нет.

Денис [04.09 15:14]

1. Не стыдно ли вам копипастить отовсюду копипастить фоты и ставить на них свое урло?

2. Куда делась Ваша собака? Что-то давно не видно ее фоток.

Andrey [04.09 17:39]

Рустем, каким образом к вам попадают такие интересные актуальные фотографии? Понятно, что с лент новостных агенств. Но как именно? Вы платите за них? Дорого?

1. Мне давно интересна репортажная фотография как средство, с помощью которого можно рассказать о чем-то, что происходит в мире, вокруг нас. Многие средства массовой информации используют в своей работе фотографии новостных агентств — Reuters, AP, AFP. Использую их и я. Причем, совершенно официально, через подписку на фотоленты этих агентств. В день через такие ленты проходит несколько сотен фотографий. Отобрать из этих лент самое интересное и показать это у себя — моя работа в качестве бильд-редактора моего журнала. Так же, как это делают бильд-редакторы других иллюстрированных изданий — Stern, Spiegel, NY Times, Time. Это мой взгляд на происходящее, моя селекция событий. Строчка с копирайтом агентства и упоминание места, где эта фотография была опубликована, - законная мера для защиты фотоматериала от копирования в других местах без указания источника, без ссылки на мой журнал. Защита моей работы по отбору фотографий из сотен и сотен других, которые проходят ежедневно в новостной ленте.

2. Спасибо за вопрос, Денис. С большим удовольствием отвечаю — с собакой все хорошо, бегает за мячиком, купается в пруду Воронцовского парка. По-прежнему любит сыр, фисташки и спать у меня на коленях, когда я работаю. Фотография Лунки только что была в моем блоге, пару дней назад.

moscowlondon [04.09 15:17]

3 вещи, которые вы бы поменяли в ЖЖ

Мне бы хотелось, чтобы борьба со спамом в ЖЖ была более действенной, чем сейчас. Мне бы хотелось, чтобы Abuse Team не рубил сплеча и сначала выяснял спорные вопросы с пользователем, а потом блокировал его журнал. И еще я бы хотел иметь удобный WYSIWIG-редактор для создания записей на Маке. Очень скучно прописывать теги вручную и тратить на это много времени.

moonflower_007 [04.09 15:37]

Зачем Вы занимаетесь гражданской журналистикой? Какую цель перед собой ставите?

Спасибо, с Вами всегда интересно.

Павел [04.09 15:17]

Рустем, какие задачи в широком смысле сова вы ставите перед собой? Что изучить? понять? где то побывать? Что для вас не взятая высота в профессиональном смысле?

Я веду блог и занимаюсь репортажной фотографией. Я бы хотел стать хорошим фотожурналистом. Это очень сложно, для этого нужно многое знать и уметь. Когда мои снимки берет в свою ленту Associated Press или меня приглашают снимать важные и интересные события, я рад и горд, потому что для меня это значит, что я на верном пути.

Григорий [04.09 15:18]

Поступают ли вам (или может поступали раньше) разместить "нужную" информацию за финансовое или какое-то другое вознаграждение? И что вы делали с этими предложениями?

Можно ли купить общественное мнение через подкуп блогеров (например, через всем известные сервисы)?

Дмитрий [04.09 15:37]

1. Вам предлагали осветить какое-то событие, рекомендуя описать их в определенном духе? Был ли заказ? Если да, то приходилось ли отказывать?

2. Не боитесь, что в итоге вырастут блогеры с недостатками, свойственными журналистам?

Периодически у меня спрашивают, могу ли я рассказать о том или ином событии, сервисе или продукте у себя в блоге. Обычно я отказываюсь, так как многое из того, о чем идет речь, не очень интересно мне, из этого нельзя сделать историю, фоторепортаж. Купить общественное мнение путем продвижения оплаченной информации через блоги очень трудно — желание обмануть или выдать желаемое за действительное легко прочитывается аудиторией. Сделать так, чтобы блогеры писали о чем-то, наверное можно, но деньги в этом далеко не главный инструмент.

Станислав [04.09 15:18]

Рустем, почему drugoi?

lageos [04.09 15:24]

Рустем, а почему у вас ник "drugoi"?

Так получилось. Это имя появилось тогда, когда я жил в Норвегии — в стране, в которой я был не таким как все, другим.

Владимир [04.09 15:49]

Рустем, почему Вы забаниваете всех, кто высказывает мнение, отличное от Вашего? Не грубит в комментариях, не флудит, а просто высказывает другое мнение? Вы поэтому взяли ник "Другой", что других не может быть, кроме Вас? Не испытываете от этого элементарный стыд?

Спасибо за вопрос. Принципы модерации в моем дневнике очень просты: я лишаю права комментирования людей, которые хамят, оскорбляют меня или других участников дискуссии по разным признакам (например, национальным), неталантливо матерятся или занимаются тем, что в интернете называется "троллингом". Помимо этой категории комментаторов в немедленный бан отправляются все, кто пытается ставить ссылки на какие-то ресурсы в Сети, не связанные с темой обсуждения. Любое инакомыслие, если оно выражается в корректной форме, модерации не подвергается. Хотите комментировать записи в моем блоге? Будьте вежливы с хозяином и не задирайте других комментаторов.

Дядя Леша [04.09 15:21]

Так сколько заплатили-то вам за поездку СШГЭС и за съемку работы пресс-службы президента?

Любопытно, черт возьми!

Сигвадзе Виктория [04.09 15:23]

Кто оплатил вашу поездку на станцию. Был ла ли это коммерческая сделка (например, между СУПом и Русгидро). Назовите последние 3 материала в вашем блоге, за подготовку и публикацию который СУП получил деньги.

Матте [04.09 15:36]

Рустем, сколько вам заплатили за освещение ситуации на Саяно-Шушенской ГЭС, встречи президентов России и Индии. И вообще, сколько в среднем вы зарабатываете на блоггинге (месяц, год, etc.)

Так же интересует ваша постоянная работа, вне блогга.

Спасибо.

Это самый легкий вопрос. На него можно ответить коротко: нисколько. Компания "РусГидро" оплатила группе журналистов перелет и проживание в гостинице — все, как бывает в обычном пресс-туре. За что мне, по-вашему, должна была платить пресс-служба президента — не понимаю. Признаться, я и сам бы доплатил за возможность поснимать в машинном зале Саяно-Шушенской или президента на торжественном обеде в Кремле.

ReaganWasWright [04.09 15:23]

Рустем,

Прежде всего я хотел бы поблагодарить Вас за Ваши занимательные заметки. Спасибо.

У меня к Вам несколько вопросов:

1. Скажите пожалуйста, согласовывали ли Вы какие-либо из своих текстов о спасательных работах на СШГЭС с пресс-службой РусГидро?

2. Что входит в Ваши обязанности как сотрудника компании SUP?

Дмитрий [04.09 18:18]

Рустем, на newsru.com вас назвали руководителем отдела мультимедиа-блогов компании SUP. В чем заключается Ваша работа в SUPe?

1. Нет. Никаких требований о согласовании текстов или фотографий никто из сотрудников "РусГидро" не выдвигал.

2. Моя должность в "СУПе" называется "шеф-редактор фотослужбы". Я занимаюсь координацией работы штатных фотографов в компании, слежу за содержанием фотоматериалов на сайте Livejournal.ru.

Александр [04.09 15:24]

Если для вас встанет дилемма сделать выбор между освещением тех или иных событий независимо или же получать гонорары от заинтересованных лиц рассказывать про то или иное проишествие только с одной стороны, что для вас в этом случае важнее?

То, что вы называете "гонораром за освещение происшествия с одной стороны", по-другому называется сделкой со своей совестью. Я на такие сделки никогда не шел и не собираюсь.

Дмитрий [04.09 15:24]

Рустем добрый день!

интересует ваше мнение,как очевидцу побывавшему на ГЭС - все-таки есть вина управленцев СШ ГЭС в том, что погибло столько людей? (Ваш пост про "пригорок"), были ли стуки на самом деле? Можно ли было выжить в тех. помещениях сразу после аварии, или вода поступала под таким давлением, что никаких воздушных мешков не было и быть не могло (слова МЧС), действительно, ли шло замалчивание информации? Могло ли руководство своими действиями спасти жизни большего количества людей? Спасибо.

Дмитрий, о событиях первых дней после катастрофы говорится столько, что понять однозначно всю картину происходившего тогда невозможно. Можно встать в центре поселка Черемушки и начать задавать прохожим те вопросы, которые вы задали мне. Уверяю, у вас за полчаса будет сто "компетентных" версий того, что случилось на станции и как события развивались в первые часы. Станете вы верить всему тому, что говорят люди, которые не были тогда на станции и судят о тех событиях с чужих слов? Не уверен. Одно могу сказать: те непосредственные участники спасательной операции, с которыми мне довелось пообщаться, говорят о том, что работы на станции велись интенсивно, людей искали несколько десятков водолазов, свою работу МЧС и местные спасатели делали ответственно и профессионально. Посмотрите видеоролик на эту тему у меня в дневнике.

Yury [04.09 15:25]

Что сыграло важную роль в формировании вас, как профессионального журналиста? Что бы посоветовали журналистам, только начинающим свой путь?

Я не профессиональный журналист и, наверное, никогда им не стану. Мне просто интересно заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас: рассказывать о том, что мне интересно в мире с помощью фотографий – своих или снятых лучшими репортерами мира. Тем, кто начинает свой путь в журналистике, могу посоветовать — пишите правду. Впрочем, журналист — человек зависимый и делать это будет трудно. Но можно попробовать.

Евгений [04.09 15:28]

Рустем, у меня к вам два вопроса, можно сказать, о будущем:

1. Каково ваше видение будущего журналистики? Считаете ли вы, что СМИ в их нынешнем состоянии похожи на какой-то пережиток прошлого и будущее именно за независимыми журналистами, коими сейчас постепенно становятся блогеры? Есть ли у вас какие-то мысли по поводу того, что ждет нас скоро и не очень скоро в этом направлении?

2. Вы всегда трепетно относитесь к копирайтам и авторскому праву. У вас не возникало мысли, что нынешнее законодательство об авторском праве не отражает реальных потребностей современного общества и тоже, в каком-то смысле, устарело? Интересует ваше мнение с двух позиций: с позиции легендарной в рунете личности (интернет - средство свободного распространения информации; не мешает ли копирайт этому распространению?) и с позиции автора замечательных фотографий, статей и заметок.

Спасибо.

1. Я всегда по этому поводу говорю: пускай расцветают сто цветов. Чем больше будет выбор у читателя, тем лучше. Не думаю, что блогеры составят серьезную конкуренцию журналистам из традиционных СМИ, но пополнить своими материалами общую информационную картину у них вполне получится. И получается уже.

2. Нет, не возникало. С помощью законов о копирайте авторы защищают свое право на то или иное свое произведение. Система иногда дает сбои и некоторые примеры ее работы выглядят абсурдно, но никакой другой альтернативы я не вижу. Авторское право должно быть защищено, в том числе и в интернете.

Юля [04.09 15:28]

Рустем, простите за нескромный вопрос: чем Вы зарабатываете на жизнь? Ваш блог - это основной источник дохода?

taolmaen [04.09 15:52]

А действительно, Рустем, в чём состоит ваша работа, т.е. за что вам платят зарплату? Как-то же вы должны зарабатывать, блог в жж это в любом случае не заработок.

Мой блог — это вообще не источник дохода. Я бы хотел, конечно, чтобы он приносил мне какие-то деньги — это труд, который должен оплачиваться, это справедливо. Однако, пока я живу на те средства, которые приносит мне штатная должность в компании "СУП".

Алексей [04.09 15:29]

Рустем, скажется ли подобное ваше взаимодействие с госсударственными организациями на качестве информации в вашем блоге? =) Другими словами, не будете ли вы писать то, что будет нужно, за приглашения на встречи с президентом и приглашения РусГидро? =)

Алексей, пока меня никто не просил писать "то, что нужно" в обмен на приглашение поехать куда-то. Случись это в будущем, любая такая просьба встретит отказ с моей стороны.

Ильяс [04.09 15:32]

Здравствуйте Рустем. Вы как-то писали о работе кремлевских фотографов, так вот, если бы вам предложили возглавить или официально работать в пресс-службе кремля что бы вы ответили? спасибо.

Нет, Ильяс, я бы предпочел остаться на том месте, где я нахожусь сейчас.

Леонид [04.09 15:40]

Рустем, добрый день.

Не секрет, что ваш блог для многих является неким подобием современного аналога газеты «Пионерской правды» или, как кто-то заметил после репортажей с Саяно-Шушенской ГЭС аналогом газеты «Труд» 70-х годов в лучшем его смысле. Не означает ли этот факт, что гражданская журналистика более лояльна к власти чем профессиональная? Другими словами, не означает ли это еще одним шагом назад от независимой прессы?

Мне не верится, что на СШГЭС кроме бравых молодцов-спасателей с жизнерадостными лицами и прекрасных видов на горы ничего не было. У вас получились замечательные репортажи, но остается впечатление недосказанности, была ведь и другая сторона медали.

Спасибо.

Я не знаю, чем для многих является мой блог, я не проводил никаких опросов на этот счет. Принципиальное отличие от любого СМИ заложено в формате – у блога есть автор. Этот автор – я. Я поехал на СШ ГЭС и снимал то, что там видел. А чего не видел – не снимал. Большая часть фотографий, сделанных там, показывает последствия разрушения машинного зала в самых разных его местах. Впечатление недосказанности могло бы появиться у вас, если бы я показал только это. Авария случилась, оставив после себя разрушения и жертвы. Сейчас там работают люди, которые восстанавливают станцию, работают самоотверженно и профессионально. Показать этих людей которые не говорят, а делают, было для меня очень важным. Думаю, я с этим справился.

Alex [04.09 15:42]

Рустем, как вы выбирали камеру, почему Sony, а не Canon или Nikon?

Я снимаю сейчас двумя камерами — полноформатной Sony A900, которую мне дали на время в московском представительстве компании-производителя, и Canon 1D Mark III — ее я купил два года назад. Преимущество А900 — в качестве изображения: все-таки полный формат — это сила. Canon 1D Mark III — "рабочая лошадка" фоторепортера: скорострельный, с низкими шумами на высоком ISO. Вместе эти две камеры прекрасно дополняют друг друга.

Валентина [04.09 15:42]

Согласовывали ли вы с пресс-службой Президента текст и фотографии записи в ЖЖ о визите в Кремль?

Нет, не согласовывал. Никаких договоренностей на этот счет у нас не было.

Игорь [04.09 15:46]

Здравствуйте, Рустем.

Скажите, не видите ли вы за происходящим - первый блогер едет с президентом! - попытку заставить вас смягчить критику власти, частую в ваших постах? Тональность ваших постов до поездки на ГЭС сильно отличалась от написанного там - не стоит ли за приглашением такая же цель? Будете ли вы чувствовать себя обязанным за это приглашение более лояльно высказываться в адрес властей?

Спасибо.

Нет, не вижу. Приглашение в Кремль было связано с давней дискуссией у меня в блоге на тему фотоизображений первых лиц государства — американского и российского президентов. Руководитель пресс-службы президента РФ просто предоставила мне возможность увидеть воочию, как работают журналисты кремлевского пула.

sir1Knight [04.09 15:52]

если вас спрашивают кем вы работаете, что вы отвечаете?

В зависимости от ситуации и человека, который спрашивает об этом. Фотожурналист, блогер, пишу в ЖЖ — как-то так.

spinysun [04.09 15:58]

Рустем, а сколько времени вы тратите на ведение такого активного, насыщенного блога? Не создает ли это проблем с работой или это также является частью работы? Получаете ли удовольствие от блога? А от комментариев публики?

Евгений [04.09 18:14]

Все ли комментарии к своим постам Вы читаете?

Если нет, но как выбираете, что читать, а что - нет?

Времени трачу много. Проблемы с работой есть, конечно. Удовольствие получаю, когда удается сделать что-то полезное, рассказать о чем-то интересном, помочь кому-то не на словах, а на деле. Например, священнику в Белогородской области, который взял в семью на воспитание несколько детей, или театру "Простодушных", в котором играют люди с синдромом Дауна.

От комментариев никакого удовольствия не получаю, стараюсь их не читать или читать только в избранных записях.

Важа [04.09 15:58]

Рустем, считаете ли вы, что Российское общество в интернете соответствует обществу в реальной жизни? Или это совершенно другой слой, не похожий на среднестатистических россиян?

Люди на улицах и в интернете те же самые.

Павел [04.09 16:01]

Блоги каких юзеров ЖЖ попадают к вам в френдленту, кто и что вам интересно?

Алла [04.09 15:54]

Здравствуйте, Рустем.

Интересно, а по какому принципу Вы френдите при тысячах людей, которые постоянно добавляют Вас в друзья?

И что для Вас френд-лента? Лента новостей или всё-таки для души?

Спасибо.

Тех, кто хорошо пишет, фотографирует, рассказывает об интересном. Есть во френдленте и просто близкие мне люди, друзья-товарищи.

Ярослав [04.09 16:03]

Какой когда-то упущенный фотокадр вы помните до сих пор?

Таких кадров много, всех не упомнишь. Нужно взять за правило всегда носить с собой камеру.

fotaczka [04.09 16:03]

Сталкивались ли Вы с попытками цензурировать Ваш блог? Существует ли самоцензура при написании постов? Табу на определённые темы?

Спасибо

Нет, не сталкивался. Самоцензура существует, конечно.

Я не лезу в личную жизнь других людей, не ругаюсь матом и не пишу длинных текстов — они у меня получаются хуже, чем фотографии.

gudnarod [04.09 16:04]

Рустем, прежде всего спасибо Вам за то, что вы публикуете в своем ЖЖ, импонирует отсутствие матов и "взрослый" тон публикаций.

Как Вы считаете, кого у вас больше в сети - друзей или недоброжелателей?

Друзья — они в настоящей жизни. Часто бывает так, что сетевые знакомства перерастали в реальные встречи с интересными и замечательными людьми и это, наверное, важно. Важнее, чем то, что люди часто позволяют себе в виртуальном общении то, что никогда бы не позволили в личном.

Николай [04.09 16:07]

Рустем, судя по вопросам у Вас много завистников, раздражает ли Вас это?

Нет, не раздражает. Думаю, что просто читатель моего блога иногда забывает, что на другом конце провода такой же живой человек, со своими проблемами, своим отношением к жизни, своими взглядами на нее. Я стараюсь быть честным и играть в открытую игру.

Анна [04.09 16:07]

Здравствуйте, Рустем. Нет ли у вас ощущения, что вас и ваше доброе имя пытаются использовать? Каким образом вы собираетесь с этим обстоятельством бороться?

Нет, Анна, у меня такого ощущения нет.

moe [04.09 16:09]

Здравствуйте!

Ваш блог можно назвать фотоблогом, в связи с этим несколько вопросов:

1. Как вы выбираете кадры для блога? Что для вас главное при выборе?

2. Что характеризует хорошего (новостного?) фотографа? Какими важными, на ваш взгляд, качествами обладают знакомые вам?

3. Почему копирующие ваш формат блоги (фото + короткий текст) не имеют даже близкой популярности?

Заранее спасибо!

1. Главное при выборе фотографии из фотоленты новостного агентства — тот интерес, который она может вызвать у читателей блога.

2. Хорошего фоторепортера характеризует умение замечать в обыденной ситуации необычные детали, а во время событийной съемки оказываться в нужное время в нужном для хорошего кадра месте. Ну и владение техникой, разумеется.

3. Не знаю. Может быть, потому, что они только копируют тот формат, который я придумал много лет назад. Может быть, потому, что формат – это еще не все. У меня в блоге много моих собственных фоторепортажей, а они, подчас, вызывают куда больший интерес, чем фотографии новостных агентств.

Дьячков Павел [04.09 16:10]

Рустем, а чем вы занимались до блога, до прихода в компанию SUP?

Я работал по своей основной специальности — графический дизайнер.

Ксения [04.09 16:20]

1. Считаете ли Вы ведение блога своей работой? Как Ваша семья относится к Вашим занятиям?

2. Используете ли Вы при подготовке материалов какие-то хитрости (специальные программы)? Как Вы выбираете, о чем именно писать? Потерял бы Ваш журнал читателей, если бы у Вас не было возможности размещать фотографии?

3. Ощущаете ли Вы свою ответственность как источника информации? Стараетесь ли Вы избежать влияния своего отношения на преподносимый материал или наоборот, пропагандируете свое отношение?

4. Есть ли у других людей доступ к Вашему журналу (возможность читать подзамочные посты Ваших френдов)? Помогает ли кто-нибудь Вам вести Ваш журнал? Часто ли Вы пишете посты в режиме для друзей" (которые не может прочитать вся Ваша многочисленная аудитория)? Интересуетесь ли содержимым дневников людей, которые добавляют Вас в друзья?

1. Сейчас считаю. Семья относится к этому с пониманием, но не всегда.

2. Если считать Adobe Photoshop специальной программой, то да, использую. О чем писать выбираю спонтанно, по мере поступления материала, по настроению. Никакого четкого редакционного плана блога у меня нет.

3. Ответственность ощущаю, конечно. Стараюсь не давить на людей своим собственным мнением, предлагаю думать и делать выводы самим.

4. Нет, у других людей нет доступа к редактированию моего журнала и чтению "подзамков" моих друзей. Вести блог мне помогает моя собака — она обычно лежит у меня на коленях и вздыхает, если ей что-то не нравится. "Под замок" я практически не пишу.

Фариза Муртазалиева [04.09 16:22]

Здравствуйте!

Не возникло у Вас ощущения, что от Вас ждали в РусГидро именно такого результата Вашей поездки?

Не возникло также ощущения, что этими картинами совместной слаженной работы по восстановлению станции РусГидро хочет отодвинуть неминуемый разговор о провале своей нынешней технической политики, если не назвать это ее полным отсутствием? Вам, как профессионалу в своем деле, это не может быть не видно.

Спасибо

Я могу только сказать, что те люди из "РусГидро", которые пригласили меня на Саяно-Шушенскую ГЭС, всячески просили меня быть максимально объективным и не скрывать моего отношения к увиденному. Ничего не могу сказать о провале технической политики, но работы по восстановлению ведутся очень слаженно и профессионально, насколько я могу судить. Было бы по-другому — я бы об этом непременно написал. "РусГидро" мне не сват и не брат, у меня нет никаких обязательств перед этой компанией.

Мария [04.09 16:31]

Рустем, добрый день. Ваш стиль журналистики напоминает Юрия Роста. Вы знакомы друг с другом?

Мы не знакомы, но я очень уважаю этого человека.

Оттенки Серого [04.09 16:32]

Рустем, предположим, Лайфджорнал прикроют. Что дальше? Снова блог на новом сервисе?

Сергей, я думаю, что "прикрыть" ЖЖ можно только с той целью, чтобы на его месте никакого другого блог-сервиса не появилось. Надеюсь, что мы с такой ситуацией не столкнемся.

Павел [04.09 16:34]

Во первых, хочу поблагодарить за отличный блог, Вас интересней читать, чем большинство "крупных агентств".

Вопрос в следующем, насколько вы тесно связаны с ЖЖ, и задумывались ли о личном блог-проекте, не на базе ЖЖ?

С Уважением, Павел.

Ждём новых интересных постов!

Павел, я очень тесно связан с "Живым журналом" — это место, которому я отдал шесть лет своей жизни. Мне периодически приходят мысли открыть свой так называемый standalone блог по примеру других моих коллег по "Живому журналу", но дальше мыслей дело не идет. Просто некогда этим заниматься. Да и не очень хочется, если честно.

Костя [04.09 16:45]

Рустем, здравствуйте.

Ваше отношение к регулированию блогов/социальных сетей? Нужно ли отдельным блогам присваивать статус СМИ?

Мне кажется, что государственное регулирование в социальных сетях приведет к их уничтожению. Уголовные дела, которые заводятся на блогеров по разным поводам и без поводов, вызывают у меня чувство глубокой тревоги за будущее всей гражданской журналистики в интернете. Я не снимаю с самодеятельных журналистов ответственности за то, что они пишут, но думаю, что эта ответственность не должна регулироваться рамками уголовного законодательства. Отдельные блоги могут регистрироваться как СМИ по желанию владельцев таких блогов.

Наталья [04.09 16:54]

Рустем, считаете ли Вы, что выслеживание журналистом подробностей чьей-то личной жизни и последующая публикация этих фактов может быть оправдана собственно журналистикой? Ваша известность базируется не на копании в чужом белье и псевдосенсациях, а на констатации фактов, прекрасных фотоиллюстрациях жизни и, как мне кажется, человеколюбии. Имеет ли смысл ввести некий кодекс профессионального поведения журналистов?

Нет, Наташа, не считаю. Хотя, надо сказать, что в этом случае спрос рождает предложение. Если есть те, кому интересны подробности личной жизни "звезд" и скандалы вокруг них, будут и журналисты, которые об этом станут писать. И никакой кодекс профессионального поведения журналиста этому не помеха.

Дмитрий [04.09 17:02]

Добрый день! К вам когда-нибудь поступали угрозы, связанные с блоггерской деятельностью?

Пока нет. Разве что только в комментариях к записям.

iSync [04.09 17:18]

Добрый день.

Вы очень щепетильно относитесь к авторским правам. Почему тогда Вы вырезали копирайты на фотографии в теме "Нас вырастил Сталин" (http://drugoi.livejournal.com/3029135.html)

Вы считаете, что авторские права западных изданий, фотографов и тд. важнее отечественных?

Спасибо.

Кирилл [04.09 15:49]

Почему вы украли фотографию у Студии Лебедева и срезали ее копирайт?

Нет, конечно, я так не считаю и с уважением отношусь к правам любого автора на свое произведение. Ситуация с копирайтом на две фотографии Александра Попова (aka russos) разрешена, никаких претензий у автора фотографий ко мне нет.

Const [04.09 17:19]

Скажите, ваш блог - это скорее движение по течению жизни на плоту или на моторной лодке? :) Сюжеты сами приходят, или надо всё же за ними погоняться?

mike [04.09 18:17]

Как вы выбираете темы сюжетов?

Я бы сказал, что это движение против течения, :-) потому что дается мне нелегко. С какого-то времени сюжеты стали появляться сами. Причем, в таком количестве, что я уже за ними не успеваю.

katix [04.09 17:41]

Здравствуйте, Рустем!

Какой был Ваш профессиональный путь?

(чем занимались раньше? какое образование? И как стали гражданским журналистом?)

)))

Спасибо!

Всегда интересны и любопытны Ваши фото-посты.

Я профессиональный графический дизайнер. Начинал работать в 1985 году в издательстве, занимался оформлением книг, альбомов. С начала девяностых стал работать на рынке коммуникативного дизайна и рекламы. Работал фрилансером с разными рекламными агентствами. В 1996 году уехал по приглашению в Норвегию, стал жить и работать там. Был штатным сотрудником разных рекламных агентств – маленьких и больших. В Норвегии завел себе дневник в "Живом журнале", стал рассказывать о своей жизни – о работе, домашних делах, поездках. Потом это каким-то незаметным для меня образом переросло в то, что сейчас вы видите на страницах моего блога. Увлекся репортажной фотографией, стал овладевать новой профессией, появился интерес к фотожурналистике. Впрочем, прежнюю работу не бросаю, иногда что-то делаю для друзей в России, Норвегии.

D_enimus [04.09 17:52]

Рустем, входит ли в Ваши жизнепланы написание книги,?

Я хотел бы сделать альбом со своими фотографиями. Просто так, ради удовольствия. Оформить его и издать. Посмотрим, может быть, я найду издателя и возможность, когда-нибудь.

strrrangerrr [04.09 18:04]

Здравствуйте. Вы меня когда-то давным-давно забанили в ЖЖ. Видать, поделом. Разбаньте пожалуйста. Спасибо и всего вам наилучшего.

Разбанил.

Анна [04.09 18:14]

Здравствуйте, Рустем!

Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к поступку Михаила Афанасьева, написавшего в своем ЖЖ пост о "стуках в машинном зале" с просьбой перепостить его? И как Вы оцениваете последовавший скандал?

Теперь, после поездки на Саяны и разговоров с местными жителями, специалистами, спасателями, я думаю, что Михаил Афанасьев стал жертвой тех многочисленных слухов, которые в тот момент моментально распространялись среди людей, и не смог оценить достоверность поступаемой информации. Причины, которые побудили его обратиться к общественности таким образом, мне неизвестны. Вполне допускаю, что делалось это с искренним желанием помочь.

Rni [04.09 18:25]

Вы против инакомыслия?

Я за инакомыслие. Мы живем, полагаю, в демократическом государстве, где каждый имеет право иметь отличное от других мнение по тому или иному вопросу и право выражать его в любых законных формах.

alex [04.09 19:09]

Рустем, уютно ли Вам сейчас в России? Никогда не хотелось вернуться в Норвегию?

Уютно далеко не всегда. Но я здесь родился и вырос, выбирать не приходится. В Норвегию я люблю приезжать, там моя дочь и внучка. Но жить постоянно я там больше не собираюсь. Во всяком случае, в ближайшем обозримом будущем.

Михаил [04.09 19:15]

Рустем, добрый день!

Спасибо за интересный блог.

У меня скорее личные вопросы к Вам, про Норвегию. Расскажите, пожалуйста, про этот период в Вашей жизни? Когда уехали, сколько там жили? Почему именно туда, а не в те же Штаты или ФРГ? Язык уже там учили или до отъезда? Гражданство, как я понимаю, только российское (норвежцы требуют отказаться от предыдущего при получении своего)? Почему решили сохранить гражданство РФ и вернуться, если не секрет?

Большое спасибо!

Михаил, про норвежскую жизнь я уже рассказал выше. Уехал туда, потому что пригласили поработать, а мне всегда хотелось повысить свой профессиональный уровень. Так как я всегда был скандинавофилом, согласился поехать с большим интересом. Язык учил на месте, в процессе работы. Прожил там десять лет, стал гражданином Норвегии (в то время при получении норвежского паспорта еще можно было сохранить российский). Вернулись мы в Москву, потому что очень скучали по родному городу, по близким людям, друзьям.

Марина [04.09 20:01]

Добрый вечер, Рустем. Спасибо за все, что вы делаете и своим примером доказываете, что можно что-то изменить и кому-то помочь.

1. На каждый пост в блоге вы получаете массу комментариев, далеко не все из них адекватные, часто абсурдные до глупости, дебильные или даже агрессивные. Как вам удается не разувериться в людях? не бывало ли, что было желание закрыть жж, только бы не читать всю эту грязь, что часто поступает в комментарии?

2. Откуда у вас эта потребность помогать людям, и почему руки не опускаются?

Спасибо, Марина, за добрые слова. Руки иногда опускаются, я живой человек и иногда не очень здоровый. Я стараюсь идти по пути "малых дел", помогая людям в меру моих сил и возможностей. Мне это нужно самому. Кажется, что так жизнь не проходит даром.

Esher2009 [04.09 20:17]

Здравствуйте.

Как Вы думаете в каком качестве будет развиваться в дальнейшем русская блогосфера; и в частности - есть ли перспектива у "тематических" блогов или будущее за "общеновостными"?

Я думаю, что всем найдется место, для всех найдется свой читатель.

Моисей [05.09 01:48]

Скажите, Вы - функция или эксклюзив?

Иначе: вас можно кем-то заменить?

Извините, что вопрос риторический

Моисей, на своем месте я незаменим. :-)

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше