Иван Ниненко, замдиректора центра "Transparency International - Россия" Как общаться с полицейскими?

Пресс-конференция
28.02 18:36
Иван Ниненко. Фото из личного архива.
Иван Ниненко. Фото из личного архива.

Иван Ниненко, замдиректора центра "Transparency International - Россия"

Как общаться с полицейскими?
1 марта 2011 года вступает в силу закон "О полиции". В нем прописаны обязанности и полномочия главного российского правоохранительного органа. Закон подробно обсуждался с августа 2010 года, правки в него вносили как чиновники и депутаты, так и простые граждане через специальный сайт zakonoproekt2010.ru. В частности, в закон вошла поправка о праве гражданина на телефонный звонок при задержании. Что изменилось, кроме названия ведомства? Какие новые полномочия получили полицейские? Как изменились права и обязанности граждан в отношениях с ними? На вопросы читателей "Ленты.ру" ответил замдиректора центра "Transparency International - Россия", один из разработчиков поправки о праве на звонок и один из авторов пособий по общению с сотрудниками МВД Иван Ниненко.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Иван [11.02 14:33]

Уважаемый тезка!

Не совсем ясна логика всех изменений

Изменится название - Да;

Сменится руководство - Нет;

Изменится структура - Нет;

Изменится законодательство - Нет;

Изменятся зарплаты - Нет;

Изменятся принципы работы - Нет;

Изменится внешняя среда (Суд, прокуратура) - Нет.

Значит это только смена вывески?

Скажите, Вы лично верите в "магию" заветного западного слова "полицейский"?

Андрей [15.02 09:57]

Иван, как Вы считаете, возможно ли сломать тот менталитет и те правила, которые сложились внутри милиции десятилетиями? (к примеру, с Почтой России такого не получилось, да, отремонтировали отделения, но все осталось по-прежнему). Способно ли переименование изменить отношение граждан к данному органу?

Уважаемый тезка, в нашей стране мне очень редко понятная логика хотя бы каких-то изменений. Если говорить о реформе МВД, то хотелось бы услышать от авторов "реформы" ее концепцию, планы всей этой реформы и имена людей, которые входят в рабочую группу. Вместо этого мы можем лишь обсуждать закон "О Полиции". Это, конечно, лучше, чем отсутствие какого-либо обсуждения, но очень далеко от идеала. Попробую ответить вам по пунктам. Помимо названия изменится и законодательство, закон "О Полиции" все-таки отличается от старого закона "О милиции". Зарплата тоже изменится – с 1 января 2012 года зарплата лейтенанта полиции будет не ниже 33 тысяч рублей. Прокуратура тоже меняется, в частности, Следственный комитет стал независимой структурой, и это уже вылилось в конфликт с прокуратурой московской области. То есть это не просто смена вывески. Но и полноценной реформой это назвать сложно. Как часто у нас бывает, это попытка совместить "модернизацию" со "стабильностью".

Я верю в "магию" этого западного слова ровно в той мере, что сам эту "магию" собираюсь использовать и требовать от полицейских быть профессионалами.

Боб [11.02 13:37]

Иван, здравствуйте,

1. Предположим, что меня остановил сотрудник полиции и попросил предъявить документы. По странному стечению обстоятельств, документов у меня при себе нет. Какие последствия меня ждут? Как мне себя вести правильнее всего (исходя из законов и нежелания стимулировать коррупцию)?

2. Как вы считаете, что с точки зрения простого гражданина изменится в органах правопорядка кроме названия? Например, сейчас для обычного пешехода милиционер - человек, которого лучше обходить стороной не привлекая внимания, если же он к тебе обратился, то надо показать документы и тд. То есть примерно понятно, какие угрозы от него исходят и, в теории, как с ними бороться. Что в этом плане поменяется? Добавятся ли новые неприятности, или, наоборот, станет проще? Повторюсь, если рассматривать дело с точки зрения самого что ни на есть обывателя?

3. Последний, самый важный вопрос (может не по адресу, но все равно интересно): допустим, господин полицейский Х меня сильно обидел. Может избил или ограбил, или и то и другое вместе, или проявил крайнюю халатность, или просто посадил друзей, сжег дом и увел жену. Мои действия? Какие шаги можно предпринять что бы максимально испортить ему жизнь, карьеру и тд? Естественно, кроме того, что написать об этом в ЖЖ.

Заранее спасибо.

Алексей [11.02 13:44]

Здравствуйте!

Назовите, пожалуйста, самые большие минусы нового закона, с позиции гражданина. Что лучше и что хуже, с Вашей точки зрения, станет с принятием Закона о полиции?

Я бы выделил два изменения, которые коснутся "простого гражданина".

1. По закону у всех полицейских, которые несут службу в общественных местах, будет нагрудный знак (п.5 ст.15 ФЗ "О Полиции"). Как этот знак будет выглядеть - непонятно, ибо приказа пока нет. Президент говорил, что "требуется введение индивидуального знака сотрудника полиции с указанием фамилии, личного номера". Если это будет так, то теперь "простой гражданин" будет знать, кто именно решил проверить у него паспорт или отказался принять сообщение о преступлении.

2. У "простого гражданина" появится право на звонок при задержании (п.7 ст.14 ФЗ "О Полиции"). Это очень важное право, которое может помочь гражданам проинформировать своих друзей или родственников о своем местонахождении и обеспечить свою безопасность.

Думаю, что большинство других нововведений "простого гражданина" никак не коснутся.

Если говорить в целом – основным недостатком закона является обилие пунктов, которые в самом законе прописаны не до конца. Слишком многое будет зависеть от приказов и прочих нормативно-правовых актов, которые будут приниматься без серьезного общественного обсуждения.

3. Все зависит от конкретных обстоятельств, но общий алгоритм должен быть следующим: напишите как можно более четкую жалобу. В ней по возможности укажите ФИО сотрудников милиции или иные подробности произошедшего (дата, место и так далее). Опишите их незаконные действия, если есть такая возможность – укажите данные свидетелей, которые могут подтвердить ваши слова.

Далее надо добиться, чтобы вашу жалобу приняли в управлении собственной безопасности.

Самый надежный, но самый медленный вариант – послать ее заказным письмом (с уведомлением о вручении) в ДСБ МВД (115054, город Москва, улица Большая Пионерская, дом 6/8). Вашу жалобу зафиксируют и спустят вниз. Можете найти данные ДСБ по вашему региону и направить ее сразу туда. Очень важно, чтобы вашу жалобу зафиксировали в письменном виде, тогда ее будут вынуждены рассмотреть и принять меры. Если дело серьезное, то лучше сразу обратиться в профильную общественную организацию, чтобы вам помогли грамотно составить жалобу.

Филипп [12.02 21:12]

Здравствуйте, действительно ли будет кардинальная смена аппарата, так сказать, и верхов, и низов, ведь люди не меняются мгновенно, насколько реформа действительно будет соответствовать прописанным в ней пунктам. У нас на бумаге всё всегда хорошо выходит.

Про реформу я сказал чуть выше, про нее известно не очень много, и никаких прописанных пунктов нет. Масштабной смены аппарата не будет, новых людей просто неоткуда брать. Обновление образовательных учреждений является неотъемлемой частью любой реформы, но у нас этого, к сожалению, не происходит. В милиции пройдет чистка рядов и сокращение состава, но большого количества новых людей там не появится. По мнению большинства независимых экспертов, это является одной из ключевых ошибок реформы. Отдельно стоит отметить, что закон вводит механизм поручительства кого-то из опытных полицейских (от 3-х лет службы) за новобранцев. Как будет работать этот механизм на практике - пока не очень понятно.

Василий [11.02 12:28]

Здравствуйте Иван!

Как вы думаете, как скоро милиционеры забудут себя как милицию, и будут уверено называть себя полицейскими?

Думаю, что нескоро. Особенно если не будет вестись масштабное обновление кадрового состава, которое пока не планируется.

Антоха [11.02 13:07]

Иван, добрый день.

осталось ли в законе право на беспрепятственное проникновение в помещения, которое так критиковали блогеры?

Как вы считаете, изменит ли это облик МВД со старыми кадрами?

Вы правы, этот пункт закона вызвал много критики, в итоге статью сильно изменили. Согласно п.3 ст.5 ФЗ "О Полиции" у полицейского должны быть весомые причины, чтобы вторгаться в жилище, среди них:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая

Андрей Ожаровский [12.02 17:31]

Как положения нового закона соотносятся со стандартами в области прав человека - с конвенциями, с аналогичным законодательством других стран?

На мой взгляд, никаких противоречий международным стандартам в области прав человека в новом законе нет. Все яркие нарушения, которые были в первом варианте законопроекта, убрали по результатам общественного обсуждения на сайте. Но в России нарушения прав человека чаще всего происходят не из-за нарушений Конвенции "буквой закона", а в результате нашей удивительной правоприменительной практики и конкретных судебных решений, которые прямо противоречат законам.

Дмитрий [11.02 14:18]

Что изменится в общении инспекторов ДПС с водителями, я имею ввиду какие полномочия у них будут? останется ли все как прежде? или появится что то новое?

Работа инспекторов ДПС регулируется административным регламентом ГИБДД, а он пока не меняется. Можно рассчитывать, что со временем у них появятся нагрудные знаки с ФИО и увеличится зарплата.

Виталий [11.02 13:07]

Здравствуйте Иван!я слышал, что оценку деятельности полиции будет оцениватся населением. Будет ли это влиять на их заработную плату и вообще на что это будет влиять или эта процедура для галочки ?

Как я уже сказал выше, множество пунктов закона не прописаны до конца, оценка деятельности – один из них. В законе есть фраза: "Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел" (п.6 ст.9). Но как именно этот критерий будет учитываться - не сказано.

Василий [11.02 13:15]

Изменится ли форма полиции? И не планируется ли ввести узнаваемые различия в форме для различных подразделений МВД, например, для автоинспекторов, сотрудников ППС и тд.? Страна должна знать своих героев.

Новая форма появится, но не в ближайшее время. В бюджет на 2011 год она точно не заложена. Хотя разговоры о ней идут уже много лет.

Робомент [11.02 13:39]

Доброго времени суток! В связи с поправками в законе и повышением зарплаты снизится ли коррупция среди органов правоапорядка? Или взяточничество тоже перейдет на новый уровен, на долларовый?

Низкие зарплаты провоцируют коррупцию. Однако повышение зарплат не всегда ведет к снижению уровня коррупции. Все зависит от контроля за деятельностью правоохранительных органов и от правоприменительной практики. Во многом все зависит и от нашего с вами поведения. Вряд ли взяточничество как-то сильно изменится, хотя, может быть, рядовые сотрудники начнут отказываться от мелких взяток, так как они перестанут составлять значимую часть их бюджета.

Алексей Козлов [11.02 21:26]

Как новый закон"О полиции" повлияет на проведение мирных собраний?

Привет, Алексей! В случае если собрание проводится не в рамках согласованной массовой акции, то закон дает право сотрудникам полиции обращаться к группам граждан с требованием разойтись или перейти в другое место. Но только если есть угроза жизни и здоровью граждан, объектам собственности, нарушается работа организаций или создаются препятствия для движения транспорта и пешеходов (ст.17 п.1 пп.7). Думаю, это норма будет активно использоваться для разгона демонстраций, и суды будут очень широко трактовать понятие "препятствование движению пешеходов". Так же закон регламентирует использование водометов и других специальных средств. Исходя из текста закона, можно ожидать, что у сотрудников полиции появятся окрашивающие и маркирующие средства. Подобные средства активно применяются в Европе при столкновениях между полицией и демонстрантами, чтобы отмечать демонстрантов прибегающих к насилию. Как именно они будут применяться у нас - пока неясно.

Дмитрий из Техаса [14.02 20:30]

Два вопроса, по сути.

1 - что стало с пунктом, разрешающим гражданину не подчиняться незаконным требованиям сотрудника милиции? Если не ошибаюсь, в первых редакциях об этом ничего толком сказано не было.

2 - по вашим (конечно, чисто гипотетическим)) прикидкам - сколько попилят(тм) на смене надписей на автопарке и пэтчах?

1. В первой редакции все было очень печально. В ней был пункт, согласно которому обращения и действия сотрудников полиции являются законными, пока не будет установлено иное. После обсуждения законопроекта в интернете этот пункт убрали. В итоге граждане обязаны подчиняться лишь законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сложно оценить конкретную сумму, надо дождаться тендера. Но чисто по гипотетическим прикидкам - не меньше половины от заявленной суммы.

Aieggo [14.02 16:00]

Здравствуйте, Иван.

Вопрос такой:

-сколько денег потрачено на реорганизацию?

-на сколько можно было поднять зарплату всем сотрудникам милиции используя эти деньги?

-не дешевле ли просто было навести в ведомстве порядок?

Пока цифры не озвучены. Более того, реорганизация пока даже не начиналась. Навести порядок в ведомстве, скорее всего, было бы дешевле, но для этого нужны жесткие, местами непопулярные меры, на которые наше руководство не может решиться. Я уже выше говорил про безуспешные попытки модернизации при сохранении стабильности. Для проведения реальной реформы потребовалось бы уволить значимую часть нынешних милиционеров, а решиться на такое Медведев пока не может.

Игорь Валерьевич [14.02 00:06]

Иван, предельно кратко, пожалуйста, ответьте на вопрос: почему российская милиция стала ТАКОЙ плохой и неэффективной и система стала с постоянной регулярностью запинаться сама об себя в последние пару лет? Иными словами, в чём основные причины того, что милиция полностью дискредитировала себя в глазах граждан, и назрела острая необходимость в её реформировании, по существу ВО ВСЁМ?

С одной стороны, это связано с низкими зарплатами, которые провоцировали появление "дополнительных заработков". Началось все с мелких безобидных взяток, а закончилось полностью коррумпированной системой, основанной на круговой поруке и покупке-продаже должностей. Это также связано с отсутствием общественного контроля за деятельностью милиции. Граждане решили, что лучше обходить милиционеров стороной, при необходимости платить взятки и закрывать глаза на все "мелочи" в виде пыток в милиции или иного нарушения закона. В итоге был достигнут такой "общественный консенсус", который привел к тому, что большинство приличных сотрудников милиции были вынуждены уволиться из органов, а коррупция стала нормой.

Igor [11.02 13:09]

как вы считаете, нужна ли специальная государственная служба, защищающая граждан от возможных противоправных действий новоявленой полиции. Чем больше я рассуждаю о той экологической нише, которую заняла милиция в экосистеме, тем больше прихожу к выводу что такая структура жизненно необходима гражданам, ибо защищатся тоже надо уметь

На бумаге такие службы есть – это и управление собственной безопасности МВД, и прокуратура. Можно создать еще одно ведомство, но нет никаких гарантий, что оно будет эффективно выполнять эту функцию. Я уверен, что нужно расширять механизмы общественного контроля. Мало кто знает, что в России уже три года действуют общественные наблюдательные комиссии (ОНК), которые состоят из представителей общественных организаций и могут посещать тюрьмы и отделения милиции. Дело в том, что по закону в любом субъекте федерации эти комиссии состоят из 20 человек. Смешно ожидать масштабных результатов от 20 человек в многомиллионном городе, учитывая то, что половину комиссии составляют различные ветераны правоохранительных органов. Я считаю, что такие комиссии по 20 человек должны быть у каждого ОВД, тогда есть шанс, что что-то изменится.

Владимир [11.02 16:54]

Здравствуйте, у нас был реальный случай, на общественных слушаниях об АЭС в Калининградской области - милиция не пускала в зал обычных граждан до того момента, пока он не был занят большинством сторонников АЭС, привезенных местными властями. Так был обеспечен нужный исход этих слушаний и нарушены большинство норм по проведению подобных мероприятий. Что, по новому закону, могли бы сделать люди, которых не пускали? Что делать тем, кто становится свидетелем подобного поведения милиции?

Надо составлять акт о препятствовании прохода граждан на общественные слушания и собирать на акте подписи свидетелей. Потом данный акт направить в прокуратуру и ДСБ.

Алексей [11.02 13:43]

День добрый. Давно интересует следующий вопрос. Необходимо ли наделение патрульных полицейских техническими средствами для фиксации процесса "общения" с гражданами по аналогии с оперативной съемкой? Например, захотел полицейский обратиться к гражданину в рамках своих полномочий - включил мобильную камеру, чтобы в последующем при возможных разбирательствах можно было визуально воссоздать картину произошедшего.

Да, это было бы хорошо. Для начала можно ввести просто аудиозапись всех действий патрульных во время дежурства и хранение данной записи в специальных электронных архивах.

Кирилл [11.02 19:29]

Законно ли использовать при общении с полицейским скрытую камеру? В наше время можно недорого приобрести камеру, скажем, в виде пуговицы, с миниатюрным видеорегистратором. Предположим, меня остановил полицейский и потребовал взятку, угрожал лишить прав, если не соглашусь и т. д. Может ли запись с регистратора камеры служить доказательством в суде?

На самом деле, это очень непростой юридический вопрос. На практике суды часто отказываются приобщать такие доказательства к материалам дела. В тоже время, лишним это не будет, так что рекомендую вам оснастить свою машину видеорегистратором, ставить камеру в пуговицу – это уже лишнее.

Алексей [12.02 17:07]

Уважаемый Иван,

Даже не знаю, по теме ли вопрос. Но спрошу, так как ситуация, которая произошла с моей женой оскорбила и удивила нас. Моя жена, родившаяся в Кургане, ныне гражданка Казахстана, приехала в Курган к родителям и на сутки опоздала зарегистрироваться. Сама, вместе с мамой (её отец и мать граждане России) явилась в центр, с вопросом, где заплатить штраф и зарегистрироваться? В итоге 4-х часовой допрос, кто такая, зачем приехала, к кому? У неё сняли отпечатки пальцев и сфотграфировали в фас и профиль, с табличкой и номером в руках. При этом всё время повторяя, что она иностранка и нарушила немыслимые законы и, вообще, сейчас её задержат и сдадут в отделение и т.д. и т.п. Скажите, иммиграционные или иные службы имеют на это право, тем более, что она "ИНОСТРАНКА, приехала на РОДИНУ навестить мать". Вообще, имеют ли право полиция-милиция при регистрации снимать отпечатки и фотографировать? Если нет, куда обратиться с жалобой?

Как я понял, речь идет о сотрудниках ФМС, а не о полицейских - милиционерах. В любом случае, снимать отпечатки пальцев (то есть проводить обязательную дактилоскопию) они могут только в четко указанных случаях. Все зависит от того, как именно сотрудники ФМС оформили данное нарушение. В любом случае, я рекомендую вам обратиться с жалобой в региональную ФМС, в целом этот орган достаточно хорошо реагирует на жалобы граждан.

Алексей [15.02 10:19]

Иван, какие правовые акты регламентируют фотосъемку корреспондентами СМИ милиционеров/полицейских при исполнении обязанностей? вправе ли они помешать съемке, потребовать каких-либо разрешений?

Никаких специальных правовых актов нет. Вот вам ссылка на ответ правового департамента МВД на наш запрос по данной теме.

Соболев Геннадий [14.02 17:37]

День добрый, Иван!

1. Куда обращаться (номера телефонов) если сотрудник органов превышает свои служебные обязанности? (Обзывает, бьет, угрожает и др.)

2. Какие мои действия, если сотрудник отказывается представиться и показать свое служебное удостоверение? Могу ли я его сфотографировать или записать его данные на бумагу?

Звоните по телефону 02 (с мобильного телефона – 112), разговоры по 02 записываются и каждый из них разбирается. Так же важно проинформировать кого-то из своих друзей, чтобы они могли при необходимости оказать вам помощь. После этого нужно позвонить в УСБ МВД по телефону (495)667-07-30, УСБ Москвы - (495)255-96-57.

По моей практике скажу, что они очень нервно реагируют на попытку сфотографировать их, не стоит создавать лишние риски. Лучше звоните в УСБ. Потом можно написать заявление и попросить провести проверку действий сотрудника милиции.

Роман [15.02 00:42]

В новом законе прописано, что при задержании сотрудники полиции должны будут зачитывать права задерживаемому, предоставить право на звонок и т.д. В тоже время в законе не указываются последствия для полиции/следствия/суда за нарушение этих норм. Другими словами если вам ваши права на зачитают, звонок не предоставят и т.д. по тексту (как это происходит сейчас) , то оспорить правомерность задержания, а, тем более, развалить всё дело в суде на основании этого не получится… получается написали всё красиво, но работать не будет, т.к. не прописана ответственность полиции за нарушение этого закона. Ваш комментарий, пожалуйста

Спасибо,

Роман

Абсолютно с вами согласен. "Правило Миранды" работает лишь потому, что суды в США не принимают доказательств, которые были получены от задержанного, которому не зачитали его права. Полицейский зачитывает их сразу после задержания для того, чтобы иметь возможность использовать любые последующие слова задержанного против него в суде. У нас, как вы правильно сказали, прописана обязанность сообщить права, так же прописана обязанность представиться, но никаких последствий нарушения этой обязанности не указано. Учитывая российские судебные традиции, уверен, что они не будут обращать на это никакого внимания. Так что эти обязанности зачитывать права останутся лишь на бумаге.

В тоже время я рекомендую всем задержанным требовать предоставления права на звонок и отказываться от общения с сотрудниками полиции, пока такое право не будет предоставлено. У нас в стране самых банальных прав приходится добиваться с большим трудом.

Сергей [14.02 14:26]

В случае проникновении полицейских в жилые помещения, принадлежащие гражданам , сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения.

Скажите, а кто потом будет возмещать ущерб сломанного?

В законе это прямо не указано. Закон лишь обязывает сотрудников полиции обеспечить охрану имущества, если был произведен взлом запирающих устройств. Следует ждать судебной практики по данному вопросу.

Сергей Свободный [11.02 14:53]

Здравствуйте Иван!

Весьма распространена порочная практика, когда сотрудники милиции уклоняются от выполнения своих должностных обязанностей и подменяют их так называемой "проверкой документиков". В первую очередь нынешние сотрудники милиции и будущие полицейские открывают страницу с регистрационным штампом, для того чтобы найти повод для придирки и дальнейших противоправных действий. Всем же грамотным людям понятно, что ни сотрудники ППС, ни сотрудники милиции по охране метрополитена не имеют право вообще итересоваться регистрационными вопросами, так как это во-первых, вовсе не в их компетенции, а во-вторых, вне конкретного жилого помещения невозможно установить состав адм.правонарушения предусмотренного ст.19.15 часть 1 КоАП.

Как этому можно противостоять?

Более того, граждане РФ вовсе не обязаны таскать с собой документы удостоверяющие личность, в том числе и общегражданский паспорт, только об этом не знают (или делают вид что не знают) сотрудники милиции. Что можно сделать для повышения правовой грамотности милиционеров/полицейских?

Дмитрий [11.02 13:53]

Здравствуйте. у меня такой вопрос)

по какому праву полицейский может меня остановить на улице и попросить документы? по какому праву он может попросить меня проследовать в отделение? какие на это могут быть причины? должен ли Я всегда носить с собою документы, удостоверяющие мою личность?

заранее благодарю)

Olaf [11.02 18:37]

каие документы Я должен ВСЕГДА носить с собой и летом и зимой,и ночью и днем, в здравом уме и в беспамятстве, чтобы они удовлетворили интерес полицейского к моей персоне. Т.е. должен ли это быть ПАСПОРТ или может быть подойдет что то другое.Может пора его ламинировать и пришивать к коже на груди, чтобы не забыть случайно дома или в бане.

Василий [11.02 13:38]

здравствуйте.

Меня интересует всего один вопрос. Раньше Милиция НЕ ИМЕЛА ПРАВА останавливать и проверять документы если человек или лицо не совершали правонарушений или не совпадают с объявлеными в розыск. А как будет теперь?

Во-первых, надо обязательно просить полицейского показать вам свое удостоверение. Раньше обязанность предъявить удостоверение была лишь в Уставе Патрульно-Постовой Службы и некоторые сотрудники милиции пытались игнорировать данное требование, заявляя, что они не относятся к ППС. В новом законе "О полиции" эта обязанность распространяется на всех полицейских (Статья 5 п. 4. пп. 1 "При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения").

Требуйте показать вам удостоверение, делайте это вежливо, но настойчиво. Если сотрудник полиции отказывается это сделать, звоните по 02 (112 с мобильного). Когда он покажет вам свое удостоверение, перепишите его данные. Не поленитесь, позвоните кому-то из своих друзей и сообщите, что вы общаетесь с таким-то сотрудником полиции в таком-то месте. О возможности таких звонков друзей лучше предупредить заранее. Этот звонок – гарантия вашей безопасности, ведь даже если сотрудник полиции решит вас зачем-то задержать и отнять у вас мобильный, ваш друг уже знает его данные и обязательно сообщит об этом в УСБ.

После того, как вы узнали данные сотрудника полиции, спросите о причине обращения. Есть специальный приказ ГУВД Москвы (номер 98 от 22 февраля 2003 года), который запрещает беспричинную проверку документов. В других городах проверки тоже разрешаются в строго ограниченных случаях.

В старом законе "О милиции" у сотрудника милиции должны были быть "основания" подозревать вас. В новом законе это прописано чуть лучше (ст.13. п 1. пп. 2), у сотрудника полиции должны быть данные, дающие основание подозревать вас в уголовном преступлении, административном правонарушении, полагать, что вы находитесь в розыске или есть иные основания вас задержать. Эти "иные основания" - новшество закона "О полиции", но они тоже строго ограничены и вряд ли будут иметь к вам отношение. Согласно ст. 14 п. 2 такими "иными основаниями" являются: уклонение от административного ареста; от принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; нарушение комендантского часа; совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.

Так что обязательно уточните у сотрудника полиции, есть ли у него данные, дающие основание подозревать вас в чем-то из вышеперечисленного. Умный сотрудник полиции скажет, что у него есть ориентировка на человека в розыске, которые похож на вас. Глупый сотрудник полиции, скажет, что в Москве действует "паспортный режим", и будет неправ. Такой термин в российском законодательстве вообще отсутствует, с этим согласны даже в ГУВД (смотрите тут).

Никакой закон не обязывает вас носить с собой паспорт. Более того, согласно закону вы обязаны бережно хранить паспорт (пункт 17 Положения о паспорте гражданина РФ). Я обычно ссылаюсь на этот закон и сообщаю, что свой паспорт я бережно храню дома. Если изначально повели себя правильно и позвонили другу, то у сотрудника правоохранительных органов обычно нет желания тратить на вас время, и он будет искать другую "жертву". Вы же можете отправить жалобу в ОВД на действия данного сотрудника полиции, так как у него не было оснований для проверки ваших документов.

Все вопросы сотрудника полиции про регистрацию не имеют юридических оснований, так как проверкой миграционного режима у нас занимаются сотрудники ФМС. Полицейские могут это делать только совместно с представителями ФМС, в качестве усиления их патрулей.

света сдвиг [11.02 15:09]

иногда я вижу, как милиционеры стоят, как стервятники, на выходе из метро и вылавливают тех, кто не может себя защитить - приезжих, гостей из азиатских стран - и они так себя ведут невежливо. можно ли подойти и дать задержанным памятку по общению с милицией? можно ли сделать замечание сотруднику милиции? можно ли пожаловаться начальству на конкретного милиционера? спасибо!

Привет, Света! Я не рекомендую как-то вмешиваться в эту ситуацию неподготовленному человеку, хотя направить письменную жалобу всегда можно. Мы с коллегами и друзьями иногда вмешиваемся в такие ситуации. Чаще всего сотрудники правоохранительных органов быстро возвращают документы проверяемому гражданину. Но для таких вмешательств нужно хорошее знание законов и большой опыт общения в подобных ситуациях.

Роман [11.02 16:18]

Добрый день!

Возможна ли отмена "коррупционной" статьи 19.15. КоАП? Для чего она вообще нужна?

Почему бы не переложить ответственность за регистрацию на наймодателей помещений а не на рядовых граждан, которые не по своей воле не могут зарегистрироваться по месту пребывания?

Нарушить данную статью довольно сложно, а еще сложнее доказать это нарушение. Если вы гражданин России, то вы обязаны зарегистрироваться, только если вы проживаете в жилом помещении более 90 дней. Сотрудники правоохранительных органов любят запугивать этой статьей приезжих граждан, однако по факту доказать нарушение этой статьи практически не возможно. Эта статья является пережитком системы "прописки" и ее отмена уже давно назрела.

Павел [15.02 09:30]

Будет ли учавствовать полиция в оформлении регистрации по месту жительства?

Нет, этим будет заниматься Федеральная миграционная служба.

Натка [11.02 19:55]

Почему утверждено обращение "господин полицейский", а не "гражданин полицейский"? Отчего стражи порядка стали господами простым людям, а не такими же гражданами страны,как и все мы?

Владимир [14.02 11:08]

Если мы должны называть полицейских "Господин полицейский", то как они будут называть нас?

Этот термин, растиражированный СМИ, не является обязательным. Глава МВД просто предложил так обращаться к сотрудникам полиции, однако он не вправе обязать граждан обращаться к полицейским каким-либо образом. Вы можете выбрать любое обращение, которое не оскорбляет сотрудника полиции. Более того, если полицейские будут носить нагрудный знак, то, может быть, мы сможем просто обращаться к ним по имени отчеству.

Николай [14.02 08:43]

В каких случаях имеет смысл обращаться в милицию/полицию, а в каких случаях лучше с ней не связываться и решать проблему своими силами?

Этот вопрос очень спорный. Я бы рекомендовал обращаться в полицию в случае, если у вас что-либо украли или если вас побили. Причем обращаться в милицию/полицию надо обязательно в письменном виде. Очень многое зависит от конкретного следователя, к которому попадет ваше дело. В любом случае, на этот абстрактный вопрос нельзя дать конкретный ответ, надо действовать, исходя из ситуации.

человек [14.02 11:01]

В связи с появлением в законе слов, что беременных женщин бить нельзя, возник вопрос - остальных (включая небеременных женщин, стариков и детей) полиция бить может?

По закону полиция может применять силу в строго ограниченных случаях: для пресечения преступления или правонарушения; для задержания лиц, совершивших преступление или правонарушение и для доставления этих лиц в отделения или иные соответствующие места, а так же "для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции". Но даже в этих случаях по закону сотрудник полиции вправе применять силу, только если несиловые способы не работают.

Роман Игоревич [11.02 15:03]

Здравствуйте, Иван.

Совершенно очевидно что по долгу службы, основным кругом общения рядового милиционера (не считая других м-в) являются бомжи, алкоголики и бандиты. Естественно что обращаясь в таком кругу, милиционеры вырабатывают адекватную модель поведения - воздействуют при помощи уловок, лжи и угроз (чтобы победить врага - надо думать как враг). Каждый раз когда мне доводилось общаться с милицией, меня не покидало ощущение что если бы они были в штатском, это были бы просто бандиты.

Как вы считаете, следует ли мириться с этой ситуацией? Может ли милиция стать неэффективной если будет вежливой? Может ли милиция измениться путем принятия каких-то мер государством, или милиция станет меньше лгать и угрожать попавшим в поле зрения гражданам только тогда, когда сведется к минимуму число бандитов и бомжей?

Милиция изменится, когда на это будет реальный запрос от общества, и если при этом буду созданы условия приема на службы профессионалов, в частности - достойная заработная плата. К сожалению, общество пока предпочитает откупаться от милиционеров мелкими взятками и закрывать глаза на их нарушения и хамство. А для того чтобы они изменились, на каждый случай хамства необходимо писать жалобу в соответствующее ОВД и УСБ.

Дмитрий [11.02 19:32]

Здравствуйте. А те что в метро "порядок контролируют" - это кто, они тоже станут полицейскими?.. Они обязаны задерживать ломающих турникеты безбилетников?.. Задерживать на станциях/в вагонах несовершеннолетних без сопровождения взрослых в позднее время?.. Бомжей из вагонов вытаскивать?.. Что, и за 45тыщ не будут?!!!!!

Да, они тоже станут полицейскими. Вряд ли их зарплата составит 45 тысяч рублей, с 1 января 2012 года зарплата лейтенанта будет не ниже 33 тысяч, но далеко не все патрульные в метро лейтенанты. Там очень много стажеров и рядовых.

Пётр [11.02 16:45]

Добрый день

Вы хоть раз давали взятку ГАИшнику ?

Да, когда я был маленьким и глупым и только сел за руль, я давал взятки. Но с тех пор я поумнел и уже давно не давал никаких взяток. Теперь я слишком хорошо понимаю связь между этой "маленькой взяткой, от которой всем только удобнее" и вымогательством со стороны правоохранительных органов. За время работы в "Transparency International - Россия" я точно не платил ни копейки взяток.

Владимир [13.02 18:59]

Добрый день, Иван!

Скажите, правда ли в результате реформы появится такая должность, как полицейский инспектор дорожного регулирования?

Алексей. [12.02 13:25]

Здравствуйте Иван.

Как изменится процедура проверки документов на улице? В СМИ была информация что теперь всех пилиционеров нужно будет называть "Господин полицейский". Появились ли подобные инструкции( как надо обращаться) для самих пилиционеров в отношении граждан?

Обязаны ли сотрудники пилиции объяснить причину проверки документов? И в какой форме они должны это делать.

Правда ли что теперь лежачих полицейских на дорогах переименуют в лежачих милиционеров?

Нет. Но народ будет об этом шутить еще много лет.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше